Логопедическое занятие гласные и согласные звуки. Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные, согласные звуки. Виды детской деятельности

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития.

Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития.

Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Цели: 1. Развитие памяти, внимания, Логического мышления.

  1. Развитие слухового и зрительного внимания.
  2. Знакомство с понятиями: гласный, согласный звуки.
  3. Дифференциация понятий гласный, согласный звуки.
  4. Развитие мелкой моторики и координации движений.
  1. 6. Развитие фонематического слуха.

Раздаточный материал: Вырезанные из цветного картона красные кружочки и синие квадратики.

Ход занятия:

  • Вступительная часть.

Дидактическая игра «Послушаем»: Дети давайте с вами закроем глаза, постоим молча и послушаем. Что вы слышите? Всё, что вы услышали, как называется? Правильно звуки. А сейчас вы сядите и послушаете сказку.

  • Основная часть.

В одной волшебной стране жили звуки. Страна эта была совсем крохотная. В ней жил всего тридцать один житель. Этих жителей никто никогда не видел, так как они были невидимками. Но зато их можно было услышать. Звали этих жителей звуки. Шесть звуков были певцами: а, о, э, у, и, ы. Им подпевали: я, ё, е, ю. За голосистость и певучесть эти звуки называли - гласными. Звуки между собой очень дружили и распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно их произносить.

Гласные звуки легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Их можно долго и горомко петь - каждый в отдельности и последовательно переставляя. Давайте попоём. Называются они гласными, от слова «глас», т.е.голос. Потому, что их можно петь гласом, голосом. Эти звуки мы будем обозначать красным кружочком. Посмотрите они, как мячик. Он может долго катиться, так и гласные - поются, тянутся.

Но в этой волшебной стране есть ещё жители - согласные звуки. Им живётся хуже.Чтобы их произнести воздуху нужно прорываться через преграды, которые ставят им губы, зубы, язык. Петь эти звуки сами не могут, а соглашаются петь только вместе с гласными. Поэтому они и назыаются согласные звуки. Обозначать мы их с вами будем синим квадратиком. Квадратик- кубик, посмотрите катиться,как мячик не может. Так и согласные не поются, не тянутся. Мы сейчас встанем и отдохнём.

  • Физкультминутка:

Мячик мой прыг-скок

С мостовой на мосток.

А мосток был мал.

Мячик в речку упал.

  • Закрепление материала.

Дидактическая игра «Звуки»: Я сейчас буду произносить звуки, а вы внимательно слушайте. Когда вы услышите гласный звук - поднимаете красный кружочек. А если я произнесу согласный звук - синий квадратик.

  • Подведение итогов занятия.

Сегодня вы познакомились с гласным и согласными звуками. Как узнать гласные звуки? Как узнать согласные звуки. Как мы будем обозначать гласные, а как согласные звуки? Послушайте стихотворение:

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочеться им петь.

С,С,С...- змеиный слышен свист,

Ш,Ш,Ш...- шуршит опавший лист,

Ж,Ж,Ж...- жуки в саду жужжат,

Р,Р,Р...- моторы тарахтят.


Тема: Дифференциация гласных и согласных звуков.

Цели:

Образовательные:

    закрепить умение четко проговаривать гласные и согласные звуки;

    совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

    учить выделять гласный звук в слове

    учить выделять согласный звук в слове;

    учить дифференцировать гласные и согласные звуки;

    закрепить умение образовывать существительные мн.ч. И.П.

Коррекционно-развивающие:

    развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков;

    развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

    воспитывать умение работать в течение всего занятия;

    воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

    воспитывать бережное отношение к природе, к птицам;

Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, металлофон, предметные картинки, буквы, карточки, цветные карандаши.

Ход занятия

1.Оргмомент.

Л. - здравствуйте, ребята!

Послушайте, как будете садиться.

В ваших конвертах лежат буквы, посмотрите, что это за буква и назовите этот звук

Молодцы!

2.Сообщение темы

Л.- На занятии мы будем выполнять много разных заданий, поэтому слушайте меня внимательно и на протяжении всего занятия помните правило

Наши ушки внимательно слушают и все слышат.

Наши глазки внимательно смотрят и все видят.

Наши головы хорошо думают.

Л.- Ребята, ответьте мне на вопросы

Как жужжит жук? (жжжж)

Как рычит собака? (рррр)

Как гудит пароход? (уууу)

Что мы говорим, когда показываем больное горлышко доктору? (ааа)

Что мы произнесли?

Д- мы произнесли звуки

Л.-На какие группы можно разделить звуки?

Д. –Звуки можно разделить на гласные и согласные

Л.- А как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем занятии?

Д.- Мы будем говорить о гласных и согласных звуках.

Л.-Верно, мы будем говорить о гласных и согласных звуках, мы будем их учиться различать.

Л. – А как вы считаете, какие звуки легче произносить гласные или согласные?

Д. –Легче произносить гласные звуки

Л. –А почему?

Д. –Гласные можно тянуть и петь

Л. –А давайте это проверим

3.Проведение опыта

Л.-Я предлагаю провести небольшой опыт.

Я принесла музыкальный инструмент. Он называется металлофон.

Отстукивая на металлофоне мелодию, пропойте сначала гласный звук, а потом согласный звук.

Какой звук было легче пропеть?

Д. -было легче пропеть гласный звук

Л.- в чем мы еще раз убедились?

Д. – мы убедились, что гласные звуки петь легче.

Л.- Что происходит с воздушной струей при произнесении гласного звука?

Д.- при произнесении гласного звука воздух не встречает преграду

Л.- Что происходит с воздушной струей при произнесении согласного звука?

Д.- при произнесении согласного звука воздушная струя встречает преграду.

Л.- что может служить преградой?

Д. –служит преградой язык, губы, зубы.

Вывод: гласные звуки поются и тянутся, а согласные нет.

4. Игра «Выбери картинки»

Л.- я приготовила для вас задание

У вас на столах лежат конверты, в них картинки

Разложите картинки в 2 ряда.

В 1 ряд положите картинки, которые начинаются с гласного звука

Во 2 ряд, слова, которые начинаются с согласного звука

Л. – проверяем

5. Выделение гласных звуков из середины слова. Игра «Выдели звук» слайд

Л. –чтобы выполнить следующее задание посмотрите на экран

Назовите картинки и выделите гласный звук

Л.-Какие звуки мы выделяли?

Д. –мы выделяли гласные звуки

6. Игра «Закончи слово» слайд

Л.-выполним следующее задание

Я написала начало слова, но пропустила последнюю букву

Помогите мне, пожалуйста, вставить пропущенную букву

Читаем начало 1 слова, выберите нужную букву из скобок

Какие буквы мы вставляли?

Д.-мы вставляли согласные буквы

7. Игра «Четвертый лишний» слайд

Л.- поиграем в игру «Четвертый лишний»

Даны 4 картинки, какая то из них лишняя

Какая и почему вы мне сейчас и скажете

Назовите картинки

8. Физминутка. Пальчиковая гимнастика. слайд

Л. –ребята, скажите, а какой у нас по календарю месяц?

Д. - у нас сейчас декабрь

Л.- А декабрь это месяц какого времени года?

Д. – зимы

Л. –я предлагаю вам немного отдохнуть и отправиться на прогулку в зимний лес "Птички и ветер"

Маленькие птички, (сжимаем и разжимаем кулачки)
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.
(машем руками, как крылышками )
Буйный ветер налетел, (
руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону )
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (
соединили пальцы в "замок")
Там не тронет их никто.

9.Работа по карточкам. слайд

Л.- а сейчас выполним работу на листочках

Л.- посмотрите внимательно, кого вы здесь узнаете?

Д.- я узнал птиц

Л.-какие птицы здесь спрятались?

Д.-голубь, сорока, воробей

Л.- возьмите цветные карандаши и обведите по контуру птиц разным цветом

Л. –на какие группы можно разделить птиц

Д- зимующих и перелетных

Л. – А каких зимующих птиц вы еще знаете?

Д- снегиь,

10. Игра «Один –много»

Л. –ребята, скажите, один воробей, а несколько это-

Один снегирь, а несколько это-

Одна сорока, а несколько это-

Один голубь, а несколько это-

Дятел-

Синица-

Слайд

Л.- Ребята, у нас пока не выпал снег, но совсем скоро он укроет землю пушистым белым покрывалом. И тогда птичкам будет холодно и голодно.

Л.-ребята, скажите, а как люди могут помочь птицам?

Д. – люди должны подкармливать птиц, делать кормушки и насыпать корм.

Л. –верно, и птицы отблагодарят людей за заботу.

Как птицы могут отблагодарить людей?

Д.- птицы будут клевать гусениц, которые вредят растениям

Д.-птицы будут петь свои красивые песни

11. Итог занятия.

Л. – ребята, какие звуки мы учились различать?

Д.- гласные и согласные

Л.-чем гласные отличаются от согласных звуков?

Д.- гласные звуки тянутся и поются, а согласные нет

Д.- когда говорим гласные звуки воздух не встречает преграду, а когда говорим согласные звуки встречает

Л. –Какое задание для вас было самым трудным, самым легким?

Л.- молодцы, мне было приятно с вами работать. Поблагодарите друг друга за хорошую работу, улыбнитесь друг другу Л.- . Занятие окончено.

Групповое логопедическое занятие «Путешествие в страну Правильной речи»

Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель: уточнить и закрепить правильное произношение гласных звуков.

Задачи.

Образовательная: закрепить представление детей о гласных звуках, слогообразующей роли гласных, вырабатывать навык их чёткого произношения. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов.

Развивающая: обогащать словарный запас, развивать фонематическое восприятие,зрительное и слуховое внимание, память, а также слухо-моторную и зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника, воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Материалы: запись звуков природы, музыки, таблица символов гласных звуков, предметные картинки, таблица «Фигуры и буквы», звуковые схемы слов, карточки-массажёры для пальчиковой гимнастики ,таблицы для зрительной гимнастики, карточки для теста «Верно-неверно», карандаши .

Словарь: маршрут, шифровальщики, шифр, расшифровать.

Ход занятия:

    Организационный момент

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Правильной речи».

Для этого необходимо повторить правила речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем!

Звук ударный выделяем!

И легко нам говорить,

И не хочется спешить.

Так спокойно, так приятно.

Говорим и всем понятно.

Молодцы, ребята, не забывайте эти правила и соблюдайте их в течение всего путешествия.

II . Постановка цели занятия.

А теперь, попробуйте догадаться, с какими звуками мы встретимся в стране «Правильной речи»?

Когда мы произносим эти звуки, рот открыт, воздух выходит свободно, не встречая преграды. Как называются эти звуки?

Правильно сегодня мы будем повторять гласные звуки, и выделять их из слов.

III . Основная часть

    Пальчиковая гимнастика.

В начале нашего путешествия нам необходимо выбрать маршрут, то есть дорогу, по которой мы пойдем. Для этого подготовим наши пальчики.

Упражнение «Урок».

Нажимаем на звонок, Дети поочередно нажимают

Начинается урок подушечками пальцев на бугорки

массажёра.

Вот разгладим мы ладошки, Правой, затем левой ладонью

Поработаем немножко проводят по всей поверхности

массажёра, делая движения

«вперед-назад».

И по кругу проведем, Раскрытой рукой, правой, затем

Каждый пальчик разомнем. левой проводят по всей

поверхности массажёра круговыми

движениями.

А теперь бежит дорожка Дети поочередно подушечками

По ухабам, между пней каждого пальчика «пробегают» по

Прогуляемся немножко дорожке массажёра.

Станут пальчики сильней.

    Упражнение на психорегуляцию.

Рисование вальдорфских форм.

А теперь начинаем рисовать дорогу. Рисовать нужно медленно, аккуратно, не отрывая мелок от листа бумаги.

Одни дети рисуют раскручивающуюся от центра спираль, другие свертывающуюся к центру спираль. Остальные – горизонтально расположенную восьмерку и разворачивающуюся спираль плавно переходящую в сворачивающуюся.

Рисование проводится под медленную музыку.

    Артикуляционная гимнастика.

Все жители в стране «Правильной речи» знают, как важно для правильного произношения подготовить наши губы и язычок.

Упражнения для губ.

    Подражаю я слону, губы «хоботом» тяну.

    Вот понравится лягушкам

Тянем губы прямо к ушкам.

    Зубы крепче мы сожмем

А потом их разожмем.

Упражнения для языка.

    Язычок наш плоский, гладкий – получается лопатка.

    Язычок наш как иголка, не ленись – уколет колко.

    Тик-так, тик-так ходят часики вот так.

    Вверх-вниз, вверх- вниз, на качелях прокатись.

    Раз-два, раз-два – и покрашена стена.

Три-четыре, три-четыре – потолок мы побелили.

    Упражнение на развитие речевого дыхания.

А теперь мы попадаем с вами в город «Спокойного дыхания», все в нем дышат медленно, плавно, спокойно.

Вот как шарик надуваем

И рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, вольно, глубоко.

Дети контролируют правильность вдоха и выдоха своей ладонью, которую кладут на область диафрагмы.

(Исходное положение детей: свободно сидят на стульчиках, смотрят перед собой.)

Игра-загадка

Логопед беззвучно артикулирует гласные звуки а, о, у, э, ы – дети озвучивают их, произнося на длительном выдохе, затем рассказывают об артикуляции гласных звуков, ориентируясь на таблицу символов.

    Фонетическая зарядка.

Прошли мы город «Спокойного дыхания», но перед нами появилось препятствие – это река «Слитного произношения», чтобы пройти ее, вам необходимо произнести звуки слитно.

А- у-э ауэ, у-о-а уоа, о-у-ы оуы

и наоборот: эуа э-у-а, уаы у-а-ы.

    Упражнение на концентрацию внимания «Думаем глазами»

Мы попадаем в следующий город – город «Букв и звуков», где жители не только правильно говорят, но ещё умеют «думать глазами».

Вот какие задания они вам приготовили.

Задание:

а) просмотреть ряды букв слева направо и вычеркнуть только гласные. Выполнять в быстром темпе;

б) второе задание – это упражнение «Фигуры и буквы».

Назовите, какие фигуры изображены на таблице? Сколько здесь треугольников, кругов, прямоугольников?

А теперь ответьте, какие гласные буквы помещены:

    В круг, но не в треугольник и не в прямоугольник.

    В прямоугольник, но не в круг и треугольник.

    В треугольник, но не в круг и прямоугольник.

    Динамическая пауза.

А сейчас ребята мы попадаем в парк отдыха звуков. Отдохнём и мы.

а) Запомните какое движение соответствует какому-либо из звуков.

А – руки вверх.

У – руки вперёд.

О – одна рука вверх, другая вниз.

Э – руки овалом сзади.

(Упражнение выполняется под музыку.)

Внимательно слушайте в предложении каждое слово и реагируйте на первый звук движением.

А ня У видела Ослика и У лыбнулась.

О ля У слышала Э хо.

Э тот У дав О чень У мный.

А ндрей У видел У чителя.

б) Гимнастика для глаз.

в) Упражнение на развитие слухового восприятия.

Дети слушают запись звуков природы, рассказывают, какие звуки они услышали.

Какие звуки вы слышали? Речевые или неречевые? Кто произносит речевые звуки?

8. Упражнения на развитие навыка звуко-слогового анализа.

Ребята, жители города «Букв и звуков» не только могут «думать глазами», но и хорошо запоминают всё, что услышали. Вот ещё какие задания они вам приготовили:

а) Из диктуемых слов запомнить только те, в которых звук [у] находится на втором месте, а звук [а] – на 4-ом месте: ВАЗА, РУКА, ГОРЫ, ЛУНА.

б) Звук [о] находится на 2-ом месте, а звук [ы] – на 4-ом месте: СОВЫ, ЛАПЫ, РОЗЫ, ЛУЖИ.

Подбор слов к звуко-слоговым схемам.

Следующий город – это город «Мастеров – шифровальщиков. Жители этого города зашифровали слова, которые вам необходимо расшифровать.

(На доске расположены звуковые схемы слов, у детей предметные картинки.)

Задание: подобрать картинку к соответствующей схеме, определить количество слогов и количество гласных звуков в слове. Вспомнить, какое правило помогает определить количество слогов в слове. (Сколько в слове гласных звуков, столько же и слогов.)

9. Тест «Верно-неверно»

Поставить знак (+) в таблице под номером того предложения, в котором высказывание верно; знак (-) под номером того предложения, в котором высказывание неверно.

    В слове столько слогов, сколько в нём согласных звуков.

    В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

    Слог обязательно содержит гласный звук.

    В слове ДРУГ один слог.

    В слове ФРУКТ пять слогов.

IV . Итог занятия.

Чем мы занимались на занятии?

Какие звуки повторяли?

Елена Мусягина
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные, согласные звуки»

Цель : формирование понятий «звук » , «согласный звук » , «гласный звук » .

Задачи :

Сформировать понятие «звук » .

Осознание детьми фонемной структуры слова на слух.

Научить детей узнавать музыкальные инструменты по звуку .

Развивать пространственные представления.

Развивать логическое мышление.

Оборудование.

Демонстрационный материал : музыкальные инструменты, предметные картинки.

Раздаточный материал : карандаши, карточки, звуковые линейки .

Словарь : звук , согласный звук , гласный звук .

Этапы работы.

1. Организационный момент.

Д/упражнение «Узнай музыкальный инструмент»

Дети по звуку должны узнать , какой музыкальный инструмент издаёт этот звук .

2. Сообщение темы.

Мир полон звуков – живых и неживых , громких и тихих, приятных и резких… Вслушиваясь в звучание окружающего мира, мы догадываемся о событиях, происходящих вокруг.

А) Д/игра «Угадай»

Б) Д/игра «Кто самый внимательный»

3. Знакомство с гласными звуками .

Прислушайтесь к речи людей. Она состоит из множества слов, а слова – из разнообразных звуков . Это звуки речи . Одни речевые звуки можно произносить протяжно, даже петь.

- Попробуйте пропеть : ааа, ууу, ооо, эээ.

А – о – у – ы – э – и – гласные звуки . Их мы будем обозначать на звуковой схеме слова красным цветом.

А) Д/игра «Куда спрятался звук »

Б) Д/упражнение «Назови звуки по порядку »

Взрослый произносит цепочки звуков , дети их воспроизводят и называют количество звуков .

АИО ОЫАЭИ

УЭАИ ИЫАЭОУ

Какие звуки вы услышали и произнесли?

Как вы определили, что это гласные звуки ?

Какие гласные звуки вы знаете ?

4. Физкультминутка.

Это глазки. Вот. Вот. (Имитационные движения под текст стихотворения.)

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Это ножки. Топ, топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

5. Знакомство с согласными звуками .

Среди звуков речи есть и другие , которые не поются, а произносятся кратко, в это время активно работают наши органы речи : губы, язык. Это согласные звуки .

А) Д/игра «Чуткое ухо»

Взрослый произносит гласные и согласные звуки дети поднимают красную карточку, если услышат гласный звук .

И – К – Т – У – Х – О – А – Г – Ы – Э – О – И – Г – Э – Ы – Х – А – И – У – Э – Г – У – К – А – Х – И – Ы – О

Б) Д/игра «Дежурный звонок» .

Взрослый произносит звуки , дети хлопают, если услышат звук Д .

А, Б, В, Г, Д, К, Ж, Х, К, Г, З, Д, Ш, К, М, Х, Д, Г, К. л, Ф, Х, Ц, Д, Г, К.

6. Работа с карточками.

7. Итог занятия .

Что такое «звук » ?

Какие звуки мы научились различать?

Публикации по теме:

Цель: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; развитию фонематического слуха. Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить.

ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ» Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи. Задачи: 1. Коррекционно-образовательная: - учить детей.

Могут прятаться Тема: «Гласные звуки и буквы» Цель: Развитие простых форм звуко-буквенного анализа на материале изученных гласных первого.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по гласным звукам. Задачи: 1. Закреплять знания о гласных звуках. 2. Развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные буквы и звуки» Конспект занятия в подготовительной группе по грамоте Тема: «Гласные буквы и звуки» Занятие подготовила и провела воспитатель ГБОУ.

Технологическая карта логопедического занятия в 3 классе 05/10/2015

Ф.И.О. учителя-логопеда

Жигачева Наталия Владимировна

Тема занятия

Согласные звуки и буквы.

Используемые технологии

    Здоровьесберегающие технологии.

    Игровая технология.

Цель занятия

Формировать у младших школьников умение различать понятия «предложение» и «слово».

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Метапредметные :

Личностные:

Учебные задачи:

Наблюдать за образованием согласных звуков;

Правильно произносить согласные звуки;

Учить различать в слове согласные звуки по их признакам;

Определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;

Наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки;

Познавательные УУД:

Продолжать формировать умение действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль;

Закреплять умение делать выводы в результате проделанной работы;

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться работать по предложенному учителем плану;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

слушать и понимать речь других;

Формирование положительного интереса и мотивационной основы к изучаемой теме;

Формирование у учеников навыков самоконтроля;

Ресурсы урока

Схемы звуков, картинки , осенние листья, зеркала, массажные мячи, мяч.

Словарь урока

Воробей

I Этап Мотивации к учебной деятельности.

  1. Массаж лица.

-Представьте, что пошел сильный дождь, он струйками стекает по вашему лицу (поглаживание), а теперь капельки дождя стучат по щекам (постукивание подушечками пальцев по щекам), а теперь снова струйки дождя текут по лицу и стекают по шее (поглаживание лица и шеи)

2. Упражнения для просодии.

Вот летят, летят листочки

По дорожкам стелятся.

В вихре танца закружилась

Пёстрая метелица.

Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти по середине язычка.

Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)

3. Самомассаж.

Помассируем массажным мячом ладошки по кругу, сначала быстро, потом медленно; сожмем мячик сначала правой рукой, потом левой
- разминать и растирать каждый палец массажным колечком;

4.Упражнения для мелкой моторики рук.

«Ладони на столе» (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.)

«Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).

«Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»).

5 . Развитие мимических мышц.

-После осеннего дождика выглянуло яркое солнышко, и вы очень обрадовались.

-Но вдруг опять набежала темная тучка, вы очень огорчились.

-А теперь подул легкий осенний ветерок, и унес тучки, и вы снова улыбнулись.

6. Артикуляционная гимнастика.

Массаж языка. Кош выгибает спинку. Широкий язык.

II . Этап Актуализации знаний

Сегодня на занятии мы будем продолжать говорить о звуках речи.

На доске буквы: [г], [р], [м], [в], [у], [ф].

Какая буква лишняя? Почему?(гласный, а остальные-согласные)

Игра с мячом.

Что вы произнесли? (Мы произнесли звуки)

А что такое звуки? (это то, что слышим и произносим)

А что же такое буквы (это то, что мы видим и пишем)

Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)
Сообщение темы.

Сегодня на занятии мы будем наблюдать за образованием согласных звуков, учится четко и правильно произносить согласные звуки, различать их в слове по их признакам.

III . Этап Выявления причины затруднений

А согласные согласные могут

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс – змеиный слышен свист,

Шшш – шуршит опавший лист.

Жжж – шмели в саду жужжат,

Ррр – моторы тарахтят.

Что вы можете сказать про согласный звук?

IV . Этап Построение проекта, выхода из затруднения

Возьмите зеркала. Давайте произнесем гласные звуки. Характеристика. (голос, воздух, слог)
- Гласные звуки очень важны, ведь они составляют основу слова. От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота вашей речи.

Возьмите зеркала. Произнесите М. Свободно ли проходит воздух, при произнесении данных звуков?

Какие преграды встречает струя воздуха? При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).

Это один из главных признаков согласных звуков.
- А из чего состоит каждый согласный звук? (Произносится каждый звук и делается вывод)
- Итак,
согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса . Это ещё один из главных признаков согласных звуков.

(Аналогично со звуками С, Т,Ф.)

Вывешивается таблица. - Итак, ребята, какие бывают звуки. (Гласные и согласные)

V . Этап Физминутка

Подвижная «Зайцы бегали по лесу»

Упражнение «Шарик»

Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение, неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать!

Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный. Делайте, как я.

VI . Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи

Игра “Доскажи словечко”

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей)

Прочитаем, запомним.

Повторим скороговорку со словарным словом.

Разделить картинки на группы.

Если в начале слова гласный звук, то крепим картинку в левый столбик, если в начале слова согласный звук, то в правый столбик.

По какому признаку ты разделила буквы? (гласные и согласные)

Дополни каждый ряд своими примерами.

VII . Этап Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Поиграем с песком. Звукобуквенный анализ слов.

Чтение слоговых таблиц.

Мыльные пузыри.

В каждый пузырь спрятался звук. Если этот звук гласный, то закрасьте пузырь красным цветом, если согласный – синим.

IX . Этап рефлексии.

Что тебе больше всего понравилось на уроке?

Продолжи высказывания:
Мне понравилось…
У меня получилось…
Мне было трудно…

Литература

    1. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

ПА __ К ЗВ __ РЬ РОМ __ ШКА

ПА __ К ЗВ __ РЬ РОМ __ ШКА

ЧЕРН __ КА ЗАД __ ЧА Б __ РАТИНО