Освальд кюльпе биография. Освальд Кюльпе — Основатель Вюрцбургской школы. Вклад в развитие психологии

Освальд Кюльпе (1862–1915) и вюрцбургская школа психологии

Поначалу Освальд Кюльпе был последователем Вундта. Но позже он встал во главе группы студентов, выступавших против ограничений, выдвинутых В^.1дтом. И хотя это движение протеста не было революционным, его можно назвать декларацией свободы. Вся научная деятельность Кюльпе была посвящена исследованию тех вопросов, которые отклоняла психология Вундта.

В 19 лет Кюльпе поступил в Лейпцигский университет. Он собирался изучать историю, но под влиянием идей Вундта обратился к философии и экспериментальной психологии, которая в 1881 году еще только вставала на ноги. Однако Кюльпе не потерял своего интереса к истории и, проучившись два семестра у Вундта, решил отправиться в Берлин. Прошло еще несколько лет в метаниях между психологией и историей, прежде чем Кюльпе вернулся к Вундту в 1886 году. Он оставался в Лейпциге еще восемь лет.

Получив научную степень, Кюльпе начал работу в университете в качестве помощника профессора и ассистента Вундта и продолжал исследования в лаборатории. Свою первую книгу «Очерки по психологии», вышедшую в 1893 году, он посвятил Вундту. Здесь Кюльпе определяет психологию как науку, изучающую данные опыта, которые зависят от переживания индивида.

В 1894 году Кюльпе становится профессором университета города Вюрцбург, а двумя годами позже создает лабораторию, которая вскоре смогла составить конкуренцию лаборатории Вундта. Среди студентов Вюрцбургского университета были и американцы; один из них, Джеймс Роуленд Энджелл, впоследствии стал ключевой фигурой в развитии направления, названного функционализмом.

Расхождения во взглядах Кюльпе и Вундта

В «Очерках по психологии» Кюльпе не рассматривал сложные психические функции; в то время он разделял взгляды Вундта. Но уже через несколько лет он утвердился в мысли, что мыслительные процессы можно исследовать с помощью эксперимента. Эббингауз для изучения одного из высших психических процессов, памяти, использует экспериментальный метод. Если память можно исследовать в лабораторных условиях, то почему нельзя проводить эксперименты с мышлением? Задавшись этим вопросов, Кюльпе занял позицию, прямо противоположную точке зрения своего бывшего наставника - так как Вундт утверждал, что экспериментальный метод не применим к сложным психическим процессам.

Другое отличие вюрцбургской психологии от изысканий, проводившихся в лаборатории Вундта, касалось явления интроспекции. Кюльпе предложил метод, который он назвал систематической экспериментальной интроспекцией . Он заключался в том, что перед испытуемым ставилась некая сложная задача (допустим, установить логические связи между понятиями), после выполнения которой от него требовалось ретроспективное описание пережитого (проделанного). Иными словами, испытуемые должны были рассказать о том, как проходил у них процесс - например, формирования суждения. В лаборатории Вундта такое ретроспективное, или постфактум, наблюдение не практиковалось. Вундт верил в изучение сознательного опыта, синхронного с ним, а не по памяти о нем, когда опыт уже пережит. Интроспекцию Кюльпе Вундт называл <имитацией интроспекции>.

Интроспективный метод Кюльпе был систематическим, потому что описание всего пережитого опыта разделялось на определенные промежутки времени. Аналогичные задачи выполнялись множество раз, с тем, чтобы можно было скорректировать, проверить и утвердить результаты наблюдений. Во время наблюдений испытуемым задавали дополнительные вопросы, что давало возможность направить их внимание к интересовавшим наблюдателя аспектам процесса мышления.

Между интроспективными методами Кюльпе и Вундта были и другие различия. Вундт не был сторонником того, чтобы испытуемые в деталях описывали свои переживания. Его исследования в большинстве своем опирались на объективные, количественные критерии - такие, как временные моменты появления реакции или суждения о весе грузов в психофизических экспериментах.

В систематической экспериментальной интроспекции Кюльпе, напротив, упор делался на субъективные, качественные и подробные описания испытуемых о характере их мыслительных процессов. В его лаборатории от испытуемых требовали не просто произвести простое суждение о силе раздражителя. Их просили описывать сложные психические процессы, которые происходили во время выполнения ими поставленных задач. Целью Кюльпе было изучение того, что происходит в голове субъекта во время того или иного переживания. Кюльпе хотел расширить вундтовскую концепцию предмета психологии, включить в него сложные психические функции и усовершенствовать методологию интроспекции.

Каковы же были результаты деятельности Кюльпе по расширению и совершенствованию предмета и метода психологии? В системе Вундта подчеркивалось, что сознательный опыт можно разложить на составляющие части, ощущения и образы. Результаты же интроспекции мыслительных процессов, полученные психологами вюрцбургской школы Кюльпе, подтверждали иную точку зрения, что мысль возможна без всякого сенсорного или образного содержания. На основе этих выводов сложилась теория безобразной , или ненаглядной, мысли : ощущения и образы выполняют в мышлении лишь вспомогательную, побочную роль. Таким образом, исследования Кюльпе установили наличие несенсорной формы сознания.

Научные исследования в вюрцбургской лаборатории

Научные исследования в вюрцбургской лаборатории развивались. Важный вклад в изучение сравнительных измерений веса внес Карл Марбе. Марбе установил, что, хотя ощущения и представления присутствуют во время выполнения экспериментальной задачи, они, по - видимому, никак не влияют на процесс принятия решения. Испытуемым нс удавалось отметить, как у них в голове складывается представление о том, какой вес более легкий, а какой более тяжелый. Это противоречило устоявшейся точке зрения, что суждение выносится тогда, когда испытуемые, удерживая в памяти мыслительный образ первого веса, сравнивали его с сенсорным впечатлением от второго.

Исследования Генри Уатта показали, что при проведении вербально - ассоциативных экспериментов (проверка реакции испытуемого на слово - раздражитель) почти невозможно получить фактические данные о том, как в сознании испытуемых складываются представления. Это лишь подтвердило гипотезу Кюльпе, что сознательный опыт нс сводится только к ощущениям и образам. Испытуемые в экспериментах Уатта были в состоянии правильно отвечать и не выстраивая в своем уме логическую структуру ответа. Уатт пришел к выводу, что работа сознания совершалась еще до окончания эксперимента, а именно в момент, когда происходило усвоение правил его выполнения.

Испытуемые, очевидно, давали подсознанию некие установки или, другими словами, направляли его, чтобы дать наиболее приемлемый, на их взгляд, ответ. Как только правила выполнения задачи были усвоены и определено основное направление, действительная задача стала выполняться без каких - либо усилий со стороны сознания. Эти исследования подтвердили, что скрытая сторона сознания способна каким - то образом контролировать его деятельность. То, что опыт зависит не только от элементов сознания, но и от определяющих тенденций в работе подсознания, доказывало, что подсознание оказывает существенное влияние на поведение человека. Эта идея стала основополагающей в теории психоанализа Зигмунда Фрейда.

Комментарии

Итак, можно сделать вывод, что психология была внутренне противоречива с момента своего возникновения. Но, несмотря на все различия в своих подходах, психологи - первопроходцы были едины в своей цели, а именно: сделать психологию самостоятельной наукой.

Благодаря усилиям Вундта, Эббингауза, Брентано, Штумпфа и некоторых других ученых - исследователей психология более была <не изучением души… [а] исследованием - посредством наблюдений и экспериментов - определенных реакций человеческого организма, которые не являются предметом изучения никаких других наук. Немецкие психологи, несмотря на различия во взглядах, делали общее дело: их талант, трудолюбие и единая направленность научной работы - все это сделало университеты Германии центром развития новой психологии> (Heidbreder. 1935. P. 105).

Германии, однако, не удалось долго удерживать завоеванные позиции. Прошло не так уж и много времени, как в Соединенных Штатах появилась и стала развиваться психология Вундта в интерпретации его ученика Э. Б. Титченера.

Вопросы для обсуждения

1. Опишите как система Вундта, в интерпретации Титченера, стала примером искажения исторических фактов. Что из себя представляет культурно - историческая психология Вундта? Почему она стала причиной разделения внутри новой психологии?

2. Какое влияние работы немецких физиологов и английских эмпириков оказали на психологию Вундта? Раскройте вундтовскую концепцию волюнтаризма. Какую роль сыграли элементы сознания?

3. Укажите различия между опосредованными и непосредственными опытом? Опешите, как Вундт использовал метод интроспекции. Какова роль апперцепции в научной системе?

4. Какие темы Вундт и его ученики разрабатывали в Лейпцигской лаборатории? Проследите развитие психологии Вундта в Германии. За что система Вундта подверглась критике?

5. Опешите исследования Эббингауза проблем обучения и памяти. Как повлияли на взгляды Эббингауза исследования Фехнера? Какое влияние Эббингацз оказал на исследования Мюллера?

6. Чем психология акта Брентано отличается от психологии Вундта? Чем взгляды Штумпфа на психические элементы и использование интроспекций отличаются от взглядов Вундта?

7. Что имел в виду Кюльпе под систематической экспериментальной интроспекцией? В чем подход Кюльпе отличается от подхода Вундта? Как идея безобразной мысли соотносится с вундтовской концепцией сознательного опыта?

Baldwin, B.T. (1921) In memory of Wilhelm Wundt by his American students. Psychological review, 28, 153–158. воспоминания о Вильгельме Вундте его американских учеников.

Langfeld, H.S. (1937) Stumpf’s «Introduction to Psychology». American Journal of Psychology, 50, 33–56. Начала курса психологии, который читал Штумпф в Берлинском университете в 1906–1907 гг.

Lindenfeld, D.(1978) Oswald Kulpe and the Wurzburg School. Journal of the History of the Behavioral Sciences, 14, 132–141. Сопоставление философских и психологических концепций Кюльпе; оценка их значимости.

Postman, L. (1968) Herman Ebbinghaus. American Psychologist, 23? 149–157. Оценка вклада Эббингауза в экспериментальное изучение памяти.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

32. Мышление в психологии ассоцианизма. Вюрцбургская школа 1. Мышление в психологии ассоцианизма. В основе этого направления психологии лежит принцип ассоциаций, т. е. образования и актуализации связей между представлениями («идеями»). Закономерности ассоциаций

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги Введение в психоанализ автора Фрейд Зигмунд

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (1916-) ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемое вниманию читателя «Введение в психоанализ» ни в коей мере не претендует на соперничество с уже имеющимися сочинениями в этой области науки (Hitschmann. Freuds Neurosenlehre. 2 Aufl., 1913; Pfister. Die psychoanalytische Methode, 1913; Leo Kaplan. Grundzьge

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

ЧАСТЬ ВТОРАЯ СНОВИДЕНИЯ (1916 )

Из книги Путь к Дураку. Книга 2. Освоение пространства Сказки, или Школа Дурака автора Курлов Григорий

Глава III. Трансперсональный проект в глубинной психологии: научно-психологические предпосылки трансперсональной

Из книги Самопознание и Субъективная психология автора Шевцов Александр Александрович

Школа Холистического сознания, или ШКОЛА ДУРАКА Школа Холистического Сознания сообщает, что Альтер-Школа «Смеющиеся Волшебники» свою трёхлетнюю программу полностью завершила.Начиная с осени 2004 года Школа Холистического Сознания реализует себя в рамках новой

Из книги Психическая травма автора Решетников Михаил Михайлович

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

Глава 6. Фрейд. Неврозы военного времени (1915–1921) В двух работах, написанных в 1915 году («Своевременные мысли о войне и смерти» ) ив 1919 году (Предисловие к сборнику «Психоанализ и военные неврозы» ), Фрейд вновь возвращается к психической травме. Но здесь он выступает,

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.Существуют определенные требования к организации и проведению

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги Знаменитые случаи из практики психоанализа автора Гринвальд Гарольд

Из книги Большая книга психоанализа. Введение в психоанализ. Лекции. Три очерка по теории сексуальности. Я и Оно (сборник) автора Фрейд Зигмунд

Женщина, которой казалось, что ее преследуют (1915) Несколько лет назад один адвокат консультировался у меня по поводу случая, который вызвал у него определенные сомнения. Молодая женщина обратилась к нему с просьбой защитить от преследований мужчины, который втянул ее в

Из книги автора

Часть вторая Сновидения (1916 )

Освальд Кюльпе (нем. Oswald Külpe; 3 августа 1862, Кандава - 30 декабря 1915, Мюнхен) - немецкий психолог и философ, представитель критического реализма. Автор работ по психологическим основаниям гносеологии. Основатель вюрцбургской школы психологии, один из создателей европейского направления функциональной психологии.В психологии Кюльпе был одним из пионеров эксперимен...

Краткая биография

Освальд Кюльпе (нем. Oswald Külpe; 3 августа 1862, Кандава - 30 декабря 1915, Мюнхен) - немецкий психолог и философ, представитель критического реализма. Автор работ по психологическим основаниям гносеологии. Основатель вюрцбургской школы психологии, один из создателей европейского направления функциональной психологии.В психологии Кюльпе был одним из пионеров экспериментального метода в отношении высших психических процессов, таких как воля и мышление.На русском языке
Введение в философию. СПБ., 1901.
Современная философия в Германии. М., 1903.
Современная психология мышления. - В сб.: Новые идеи в философии. СПб., 1914, № 16.
Кюльпе рассматривал акт сознания как обеспечивающий раскрытие объекта сознания в переживании субъекта. Акты сознания могут быть зафиксированы ретроспективно при помощи рефлексии, направленной на уже свершившийся акт.
Википедия

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Освальд Кюльпе в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Освальд Кюльпе в жанрах философия.

Кюльпе Освальд (Oswald Külpe, 1862-1915) - нем. психолог и философ, основатель Вюрцбургской школы. Впервые в психологии попытался экспериментально исследовать высшие процессы в сознании - мышление и волю - методом систематической интроспекции, который предполагал не одновременное разворачивание процесса мышления и наблюдение этого процесса, а ретроспективное наблюдение уже пережитого (или выполненного) испытуемым.

Особое внимание уделялось процессуальной стороне мышления (актам).

С помощью данного метода К. и его коллеги выявили не изученные до того аспекты мышления: направленность, целостность, активность, детерминированность задачей, без-образность (ненаглядность) и др. См . Мышление без-образное , Детерминирующая тенденция , Самонаблюдение . (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Кюльпе Освальд (1862-1915) - немецкий психолог. Основатель Вюрцбургской школы психологии мышления. Следуя проведенному Брентано различию между содержанием и актом сознания, применил методику систематической экспериментальной интроспекции к исследованию мышления, акты и содержание к-рого трактовались в качестве лишенных образного (сенсорного) содержания.

В познавательной деятельности Кюльпе Освальд выделил такие феномены, как осознание отношений, установка и др.

Литература

  • Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2000. - ISBN 5-244-00961-3

Сочинения

  • Введение в философию. СПб., 1901;
  • Современная философия в Германии. М., 1903;
  • Uber die moderne Psychologie des Denkens // Internationale Monatschrift fur Wissenschaft und Technik. 1912, N 9;
  • Die Realisierung. Eine Beitrag zur Grundlegung der Realwissenschaften. Bd. 1-3, Lpz, 1912-23;
  • Современная психология мышления // Новые идеи в философии. № 16, СПб., 1914;
  • Vorlesungen uber Psychologie. Lpz., 1920

назад в раздел .

Кюльпе пришел к убеждению, что анализ сознания включал нечто большее, чем предполагал Вундт. Он сделал вывод, что мышление может происходить без участия умственных образов или ощущений, и назвал такое мышление Кюльпе приш.

Кюльпе Освальд

(1862-1915)-немецкий психолог латвийского происхождения. Специалист в области психологии искусства, экспериментальной психологии, философии психологии и теоретической психологии. Обучался в ун-тах Лейпцига, Берлина и Геттингена. Ученую степень д-ра философии получил в Лейпциге (1887) у Вундта, которому посвятил свою первую книгу Очерк психологии, основанной на эксперименте (1893). Работал у Вундта ассистентом, затем экстраординарным профессором. В 1894 г. переехал в ун-т Вюрцбурга, где в 1896 г. создал лабораторию, исследования которой вызвали широкий интерес в психологическом обществе. В 1909 г. переехал в Бонн, а затем в Мюнхен, где занимался преимущественно философией и эстетикой. В первые годы своей деятельности К. был приверженцем выдвинутых Вундтом воззрений на предмет и методы психологии. Он считал ее наукой о фактах опыта, понимая сам опыт (под влиянием Маха) как совокупность чистых и простейших переживаний (ощущений), которые становятся предметом психологии, когда рассматриваются с точки зрения их зависимости от переживающего субъекта (тогда как физика и другие науки, имея дело с теми же самыми ощущениями, абстрагируются от этого субъекта). Однако в дальнейшем, в период работы в Вюрцбурге, К. отвергает концепцию Вундта, считавшего, что экспериментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные) содержания сознания, а также концепцию Маха и Авенариуса, сводивших все богатство психического мира к ощущениям. Эксперименты К. приобрели новую ориентацию. Они показали, что испытуемый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые он обычно непосредственно не осознает. Из этого следовало, что, во-первых, наряду с сенсорным материалом в ткань психологической жизни человека включены элементы, не сводимые к ощущениям, во-вторых, что эти элементы сопряжены с действиями субъекта, его умственными актами и, наконец, в-третьих, что не-осознаваемость этих актов в момент их совершения требует внести коррективы в критерий экспериментальной психологии - метод интроспекции. Эти выводы направили К. на разработку собственной программы лабораторных исследований сознания, которую успешно реализовали его ученики. Сам К. не сформулировал эту программу в какой-либо специальной работе. Он делился своими замыслами и гипотезами с молодыми психологами, являлся испытуемым в их экспериментальных занятиях. Его мягкий характер и доброжелательная критика создавали в небольшом коллективе творческую атмосферу, благодаря которой этот коллектив оказался в качестве генератора новых идей продуктивнее, чем десятки других лабораторий в различных странах. К его главным достижениям принято относить распространение экспериментального метода на высшие психические процессы (мышление и волю) и доказательство того, что мышление представляет собой процесс, не сводимый к чувственным образам. Вместе с тем К. не отступал от веры в субъективный метод как единственно подобающий психологии. Он предложил его модифицировать, преобразовав в метод систематической экспериментальной интроспекции. Решая интеллектуальную задачу (например, устанавливая логическую связь между понятиями), испытуемый должен был дать ретроспективный отчет о своих состояниях сознания, пережитых им в процессе решения. Этот самоотчет назывался систематическим, поскольку весь процесс точно членился во времени на различные отрезки и повторялся множество раз с целью коррекции описания. Было установлено, что мысль с психологической точки зрения может быть охарактеризована не только негативно (как качественно отличная от сенсорных данных), но и позитивно, как оперирующая значениями. Тем самым решительно изменилось прежнее представление о фактуре сознания, в состав которой вводились новые феномены - умственные образы. Идеи К. сближали его подход, имевший экспериментальное основание, с философией Брентано и Гуссерля. Среди многих учеников К., наряду с теми, кто вошел в Вюрцбургскую школу, выделялись М. Вертгеймер - один из создателей гештальтпсихологии и Дж. Энджел - будущий лидер американской функциональной психологии. Последние годы жизни К. занимался проблемами эстетики, используя в этой области вслед за Фелнером эксперимент, изучая, в частности, реакции испытуемых на различные творения живописи. Эти его исследования остались незавершенными. Основные труды К.: Grundriss der Psychologie (Foundations of Psychology), Leipzig, 1893; Einleitung in die Philosophic (Introduction to Philosophy), 1985 и др. В рус. пер. изданы: Введение в философию, СПб., 1901; Современная философия в Германии, М., 1903 ; Современная психология мышления, в сб. Новые идеи в философии, СПб., 1914; Психология мышления / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления, М., МГУ, 1981. ИМ. Кондаков, А.И. Липкина

Освальд Кюльпе (1862-1915 гг.) был последователем Вундта. Но позже он стал во главе группы студентов, выступавших против ограничений, выдвинутых Вундтом. Вся научная деятельность О. Кюльпе была посвящена исследованию тех вопросов, которые отклоняла психология .

В 19 лет Кюльпе поступил в Лейпцигский университет. Он собирался изучать историю, но под влиянием идей Вундта обратился к философии и экспериментальной психологии. Кюльпе был учеником Вундта; под его руководством он обучался в Лейпцигском университете, а позднее писал докторскую диссертацию, которую защитил в 1887 г. Вундту же он посвятил свою первую книгу «Очерк психологии, основанной на эксперименте» (1893). После окончания университета он работал у Вундта ассистентом, затем экстраординарным профессором.

В 1894 г. становится профессором университета в г. Вюрцбурге, куда переехал и в 1896 г. создал там психологическую лабораторию.

Основные положения теории Кюлепе

В первые годы своей деятельности он частично повторял эксперименты, проводимые в Лейпцигской лаборатории. Главное внимание к работах Кюльпе и его сотрудников было сконцентрировано уже не па результатах деятельности (скорости ответа, его точности и т.д.), а на ее процессе. Кюльпе фактически начал экспериментальное изучение процесса мышления. Тем самым было опровергнуто мнение Вундта о том, что экспериментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные) процессы и что сознание представляет собой сенсорную мозаику.

Эксперименты Вюрцбургской школы показали:
1) наряду с сенсорным «материалом» в «ткань» психологической жизни человека включены элементы, не сводимые к ощущениям;
2) эти элементы сопряжены с действиями субъекта, его умственной деятельностью и, наконец,
3) неосознанность этих актов в момент их совершения требует внести коррективы в метод интроспекции.

Кюльпе преобразовал метод интроспекции в метод «систематической экспериментальной интроспекции». Тем самым решительно изменилось прежнее представление о содержании сознания, в состав которого вводились новые феномены - умственные образы.

Эти выводы направили Кюльпе на разработку собственной программы лабораторных исследований сознания, которую успешно реализовали его ученики.

Более детальное изучение динамики мышления Вюрцбюргской школой помогло выявить новые важные закономерности. К ним относится понятие установки, которая определяет ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор идей. Подразумевает бессознательную направленность на решение задачи, которая возникает в момент принятия этой задачи как цели. В зависимости от этой установки (которая в некоторой степени рассматривалась и как аналог современной мотивации), испытуемые выполняют задание быстрее или медленнее, более или менее продуктивно. Содержание направленности на решение задачи Кюльпе и его сотрудники связали со значением данной задачи или ситуации в целом для испытуемых. Так в психологии появилась новая категория, трактуемая достаточно широко как значение умственного образа, значение инструкции, значение ситуации в целом.