Сложноподчиненные предложения примеры со схемами. Сложноподчиненные предложения примеры со схемами 8 сложноподчиненных предложений

Задание1. Дайте определение:

Сложноподчиненным называется предложение __________________________

______________________________________________________________________.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложноподчиненное предложение перед вами. Выберите вариант ответа: 1) простое предложение; 2) сложноподчиненное предложение.

1вариант Ответ
Дальние горы к..зались как(бы) выреза..ными из (разно)цветного к..ртона (Пауст.).
Посмотри как тихо поз..лоту август ра..сыпа..т на п..лях (Дуд.).
Л..са на дальних (косо)горах как ж..лто(красный) лис..й мех (Бун.).
Все б..резы на дожде как (бы) радос..но плач..т (Пришв.).
На дворе гнулась и м..талась акация как(бу..то) с..рдитый ветер тр..пал ее за волосы (А.Н.Т.).
(Кое)где пад..ли как(бу..то) син..е пол..сы отд..ле..ых д..ждей (Кор.)
В..сною и летом как(бы) под..лив на участки просторы тундры полярные совы в..дут уед..нен..ую ст..р..жевую жиз(?)нь (С.-М.).
В з..ркальных окнах пылало только что поднявш..еся со..нце (Пауст.).
Сегодня день такой что (в)пору про все (не)взгоды п..забыть (М.А.).
Свет луны как наро..но пр..туш..н (Акм.).
2 вариант Ответ
Старайся дать уму как можно больше пищ.. (Л.Т.).
Я д..вно соб..рался написать о том как пишут(?)ся книги (Пауст.).
Люди пон..мают талант как заг..товле..ое от р..ждения счастье (Пришв.).
Андерсен всю свою жизнь умел рад..ват(?)ся хотя детство его (не)давало для этого (ни)каких осн..ваний (Пауст.).
Комната в которой они оч..тились п..ходила скорее на рабочий к..бинет чем на гости..ую (Т.).
Блажен кто веру..т т..пло ему на свет.. (Гр.).
Пр..глян..т день как(будто) (по)неволе и скро..т(?)ся за край окружных гор (П.).
Было сп..койно и тихо как после бури (Ф.).
Сте..ые часы в соседней комнат.. только что мя..ко и глухо пр..били один ра.. (Марш.).
Готов я пр..знат..ся что нынче сильней из птиц перелетных люблю жур..влей (Шв.).

Задание 3. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите место придаточного предложения по отношению к главному. Выберите вариант ответа: 1) перед главным предложением; 2) в середине главного предложения; 3) после главного предложения.



1 вариант Ответ
Когда шуршат в овраг.. л..пухи и никнет гроз..ь р..бины (ж..лто) красной сл..гаю я в..селые стихи (Цвет.).
Ран..ей зимою как только вып..дет сне.. зал..гают в берлоге медведи (С.-М.).
(В)новь я пос..тил тот уголок земли где я пр..вел изгнан..иком два года (не)заметных (П.).
Кто землю леле..т того земля ж..ле..т (Посл.).
Под утро когда буря спала Алексей услыш..л отд..ле..ые звуки боя (Пол.).
Чем дальше мы продв..гались тем глуше ст..новилось (во)круг (Т.).
В мор.. когда гибн..т к..рабль все пас..ажиры с..дят(?)ся в ло..ку (Пришв.).
И в жизни люди соб..рают(?)ся вместе потому что в од..ноч(?)ку (не)возможно сп..стись (Пришв.).
Когда..десь цветы соб..рают в..сною осколки на склонах в..дны (Долм.).
Пусть молодость знает какою ц..ною добились мы этой весны (Долм.).
2 вариант Ответ
В звон.. каждого дня так я счас..лив что нет мне покоя! (Ванш.).
Тот кто вид..л хоть однажды этот край и эту гладь тот поч(?)ти березк.. каждой но..ку рад поц..ловать (Ес.).
Сознание того что чудес..ное было рядом с нами пр..ход..т слишком поз..но (Бл.).
Когда на душе горе то т..жело без людей (Ч.).
Кто самого себя (не)ув..жает того без сомнения и другие уважать (не)будут (Н.Карамз.).
Тот кто жил для вещей все т..ряет с последн..м дыханьем (Шеф.).
Тот кто жил для людей после смерт.. живет средь живых (Шеф.).
Суме..т сер..це заг..рет(?)ся когда потребу..т стр..на (А.Б.).
Человеку чтоб р..сти нужен свет и горяч..я жизнь (Кетл.).
Пока есть в нас кровь и юность буд..м верны буду(?)щ..му (Бл.).

Задание 4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения: 1) придаточное определительное; 2) придаточное изъяснительное.

1 вариант Ответ
Я ост..новился в гости..ице где ост..навл..вались все прие..жие (Л.).
Нет у меня такой м..чты в которой (не)живеш.. и ты (М.А.).
Лес в который мы вступили был чрезвычайно стар (Т.).
Мне пок..залось что в тон.. его чу..ствует(?)ся какая(то) (не)ловкость (Кор.).
Иной раз нар..дит..ся такой день что рад..сти (не)обереш..ся (Пауст.).
Отец осторожно прош..л в детск..ю п..см..трел спят(ли) мальчишки (Кат.).
Любой уголок з..мли где ты встр..чаеш.. друзей ст..новит..ся р..дным (Як.).
Проснувшись я долго (не)мог сообр..зить где я (Кор.).
От деревн.. где я жил в то лето до озера было двадцать к..лометров (Пауст.).
Ш..гаеш.. и вид..ш.. как быстро и много с..кретов тебе открыва..т д..р..га (С.См.).
2 вариант Ответ
Нет (н..)чего м..лей земли которая тебя взр..стила (Баук.).
На обрыв.. что возвышался..зади в светл..м небе ч..рнела од..нокая ск..мья (Бун.).
Пр..бл..жение вечера тем и пр..крас(?)но что пр..дает густ..ту краскам и (не)обыч(?)н..ю ле..кость воздушным пр..странствам (Пауст.).
Ковш Большой Медвед..ц.. стоит на крыш.. дома что (на)против (Як.).
К..залось что город устал от з..мы (Гран.).
(Не)(в)д..леке от дом..ка где жил писатель рос огромный тополь (Пауст.).
Песча..ая дорога ведет к мост..ку под которым с..чит(?)ся и журчит (не)вид..мая реч(?)ка (Кор.).
Я считаю что лес пр..красное выр..жение силы пр..роды и самый яркий образ..ик ее совершенства (Пауст.).
По старым охотам знаю какими пр..крас..ными могут быть последни.. деньки осени (Пришв.).
Мне пр..помнил..сь нынче с..бака что была моей юности друг (Ес.).

Задание 5. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения: 1) придаточное определительное; 2) придаточное изъяснительное; 3) придаточное образа действия и степени.

1 вариант Ответ
Нужно читать и уважать только те книги которые учат пон..мать смысл жиз(?)ни пон..мать желания людей и исти..ые мотивы их поступков (М.Г.).
День был так радос..но заполнен трудом что от этого ст..новилось радос..но жить (В.Инб.).
Мы разве помним по в..сне о том что осень п..дойдет? (М.А.).
Крыльц.. и вход в зал штурмовали так что туда ввалились люди с выпуче..ыми глазами без шапок (А.Н.Т.).
Те кто (не)попали на представление (не)долго гор..вали (А.Н.Т.).
Надо жить и поступать так как (будто) на тебя смотр..т следу(?)щее поколение (Св.).
Человеку который сам (н..)чего (не)знает (н..) о (чем) и ра..сказывать людям (Б.Горб.).
Телегин чу..ствовал как кровь зал..вает ему лицо (А.Н.Т.).
Бывает (же) так что пр..стане.т к тебе одно слово и (не)д..ет покоя (Пауст.).
Говорят что человеку время от врем..н.. полезно пожить в од..ноч..стве (Пауст.).
2 вариант Ответ
Спасибо тебе весна что ты ч..ста и чес..на полна надежд и стремлений! (Н.Асеев.).
Кусты местами были так ч..сты что сост..вляли (не)проходимый лес (Гонч.).
Метели что лом..тся в дверц.. с дороги меня (не)соб..ют (Фат.).
Вода была так мутна что тень пар..хода л..жала на ней как на глин.. (Кат.).
И вер..т(?)ся и чуд..т(?)ся и слыш..т(?)ся что лес тебя пр..ветствует (бе..)слов (С.См.).
А туман до того зат..пляет окрес..ности что хоть ло..ку бери и плыви по нему (С.См.).
А прямо к реч(?)к.. возле брода такие краски зал..гли что перед гением пр..роды бл..днеют гении земли (С.См.).
Ран..ей в..сной в половодье река до того переп..лняет..ся водой что уже (н..)куда пр..н..мать в себя воду пр..токов (Пришв.).
Вы зна..те что обл..ка это соверше..о точ(?)ные с..гналы о погод..! (Пауст.).
Воздух так чист что в..дна кажд..я ветка (В.Инб.).

Задание 6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения, выберите вариант ответа: 1) определительное; 2) изъяснительное; 3) образа действия и степени; 4) сравнительное.

1 вариант Ответ
Душа во мне зам..талась как зв..рек в клетк.. (Наг.).
Мальч..к открыл глаза и долго слуш..л как вывод..т свои серебристые трели (не)вид..мый п..вец (Як.).
Жизнь теченье свое изм..нила как р..ка изм..няет русло (Н.).
Большой поэт почти всегда вид..т мир глазами ребенка как (будто) вид..т его действительно в первый раз (Пауст.).
Любовь к людям это ведь и есть те крылья на которых человек подн..мает(?)ся выше всего (М.Г.).
Сколько раз я уже убеждался что (н..)что хорош..е (не)повторяет(?)ся (Пауст.).
Вспышка была так с..льна что на мгн..вение осл..пила его (Фад.).
Жур..вли л..тели быстро-быстро и кр..чали грус..но как(будто) звали с собой (Ч.).
Закружилась л..ства золотая в роз..ватой воде на пруду словно бабоч..к ле..кая стая с зам..раньем л..тит на зв..зду (Ес.).
Мое первое впеч..тление было столь сильным и чистым что (не)нуждалось в подкреплени.. (Наг.).
2 вариант Ответ
Мне пок..залось что (с)прав.. кто(то) смотр..т (Вер.).
Тени обл..ков ст..новятся св..тлее точно омылись в..дою реки (М.Г.).
И сер..це (по)старому б..ет(?)ся как билось в д..лекие дни (Ес.).
Старик говорил с увл..чением как(будто) изл..вал перед прое..жим свою душу (Ч.).
(В)скоре я увид..л как из(за) крайних дв..ров хутора выш..л на дорогу мужчина (Шол.).
Стало мне (в)друг хорошо на душе как(будто) де..ство мое вернулось (Пришв.).
На уроках всегда бывало так тихо что одни г..лоса уч..телей зан..мавшихся в разных комнатах разд..вались по всему пансиону (Кор.).
Я вдруг почу..ствовал себя таким счас..ливым что даже сер..це к..льнуло (Шер.).
В думах (не)пр..вычно т..желых Метелица (не)замет..л как выехал в д..лину (Фат.).
Слова сами собой л..жились в том поря..к.. который сейчас был единстве..о нужен (Пауст.).

Задание 7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения, выберите вариант ответа: 1) определительное; 2) изъяснительное; 3) места; 4) времени; 5) цели.

1 вариант Ответ
Вн..мательно сл..жу как золотом п..стреют в л..щинах и в п..лях дубовые л..са (Бун.).
Была светл..я ноч.. когда со..нце на севере за нами подгляд..вает (Пришв.)
Когда сне.. тихо опуска..т..ся самому хоч..т..ся быть еще тише (Пришв.).
Там где р..стет мож..евельник з..мою обыч(?)но держ..т(?)ся тетерева (С.-М.).
Я вернусь когда ра..кин..т ветки (по)весе..ему наш белый сад (Ес.).
Лес (не)высокой ч..ртой в..днелся на той ст..роне (от)куда мы пр..шли вчера (Каз.).
Я поб..гу пока (не)рас..вело (Фад.).
Как только сойдет в л..су сне.. н..бухают на б..резах см..листые душ..стые по(?)ки (С.-М.).
Среди густых бере.. и елей л..жит земля где я ж..ву (С. См.).
Старые лист(?)я легли в перегной что(бы) мол..дые шумели (Вс.Рожд.).
2 вариант Ответ
Трудись мой ум! Трудись пока я жив! (Вин.).
Гриша уже переж..л пери..д безудержного наивного стихотворчества когда рад..вало соч..тание любых слов (Кетл.).
Еще я люблю когда передо мной ст..ят цве..ы пускай самые скромные (В.Инб.).
Когда шумит жестокая война на нежн..сть повышает..ся ц..на (М.А.).
Дож..ву(ль) до осен.. такой что(б) в моей душе настали то(же) с..нева и яс(?)ность и покой (М.А.).
Шумит (в)дали пшеница там где были к..выли (Фат.).
Как только к..телок с водой пр..крыл бе..покойное пламя небо снов.. открыл..сь (Пришв.).
Один среди своих вл..дений что(б) только время пров..дить сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить (П.).
Как я счас..лив созн..вать что пон..маю теперь п..сенку любой птиц.. следы всех зв..руш..к много(много) знаю (во)круг.
После того как я бросил курить у меня (не)быва..т мрач(?)н.. и тр..вожн.. настр..ения (Ч.).
3 вариант Ответ
Что(бы) ..делать что(нибудь) великое нужно все силы души устр..мить в одну точ(?)ку (Л.Т.).
По складу своего х..рактера я бол..ше склонен вид..ть все луч(?)шее в людях и имен..о это изобр..жать что(бы) был перед глазами людей хоть какой(нибудь) обр..зец (Фад.).
Едва р..дела ночи мгла Людмила к вод..паду шла умыт(?)ся хладн..ю струей (П.).
Куда (н..)огл..нусь (по)всюду рож.. густая (Майк.).
(Ни)какой городской ш..фер (не)поед..т там где мы с Петей прох..дили т..ж..лую школу езды (Пришв.).
Лес в который мы вступили был чрезвычайно стар.
Мне по..залось что справ.. кто(то) смотр..т (Вер.).
Ах, какая мес..ность вдруг ра..п..хнулась перед нами когда мы мин..вали лес! (Гонч.).
Пр..красное пр..красно (от)того что есть и безобразное на свет.. (Сельв.).
Пробуждают(?)ся клены от сна что(б) как бабоч(?)ки лист(?)я захлопали (Заб.).
4 вариант Ответ
Нет такой лошад.. что(бы) (не)спотыкалась (Пословица).
Ист..млен(?)а полдневым зноем в н..мой т..ске земля ждала что(б) ноч.. прохладой и покоем хоть миг забвения дала (Бун.).
Стаи птиц прол..тали над поездом и и..чезли (в)дали где ветер к..чал тр..ву (Пауст.).
Со..нце еще согр..вало в..рхушки сосен когда мы д..шли до места (Каз.).
Как человек оз..ряет те места где он ж..вет! (Пауст.).
Вечерн..я з..ря нач..нает(?)ся когда со..нце уже з..йдет за край земли (Пауст.).
Для того что(бы) попасть к перелеску и на кладбище надо было бы перейти (не)большое поле (Гайд.).
С осен.. когда пруды нач..нали покрыват(?)ся пленкой мы с (не)терпением сл..дили за их зам..рзанием (Кор.).
Пора пр..нят(?)ся мне за дело что(б) озорливая душа уже (по)зрелому запела (Ес.).
(Не)хочу я что(б) ты пр..творялася и к улыбк.. себя пр..нуждала (бы) (А.К.Т.).

Задание 8. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения, выберите вариант ответа: 1) определительное; 2) изъяснительное; 3) места; 4) времени; 5) цели; 6) сравнительное; 7) условия; 8) причины; 9) уступительное; 10) следствия.

1 вариант Ответ
Надо верить в возможность счаст..я что(бы) быть счас..ливым (Л.Т.).
Так много счастья все (от)того что связан я с людьми с пр…родой с миром напр..ж..н..ой связ..ю (Луг.).
Сколько раз пытался я ускорить время что н..сло меня (в)перед (Марш.).
Если я дерево то вы мои корни и моя крона одновреме..о (Тург.).
Все сады, сады так что д..мов (не)видно (Гонч.).
Детство Лермонтова было грус..ное хотя он был окруж..н з..ботой и любовью (Бл.).
На дерев..ях л..жали пуш..стые хлопья точ(?)но сад опять ра..пустился бел..ми лист(?)ями (Кор.).
Пусть хл..ба х..роши а пашню (с)нов.. паши (Пословица).
Приятель мой и пров..дник еще спали когда я проснулся и (по)тихоньку выш..л из дома (Каз.).
Есть (по)всюду хорошие люди где есть небо з..мля и в..да (Ош.).
2 вариант Ответ
Я замет..л что у Петрова отсу..ствует чу..ство страха (Долм).
Если буря шумит на свет.. как в тепле ус..деть могу? (Сурк.).
Но страшен миг когда стремлен..я нет (Бун.).
Что(бы) понять тайну рус..кого народа его велич..е нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое (А.Н.Т.).
М..як заж..г свой красный огонь хотя было еще св..тло (Пауст.).
Петя (ни)когда (не)предпол..гал что город такой большой (В.Кат.).
Как (н..) дробите жизнь она всегда едина (Бел.).
Как пр..красна жизнь между прочим и потому что человек может пут..шествовать (Гонч.).
Память у него была басн..словная так что он перед..вал м..лейшие детали прои..шествия (Гонч.).
Близкое присутствие моря возвр..тило миру свеж..сть и ч..стоту как будто(бы) сразу..дуло с пар..хода и пас..ажиров всю пыль (В.Кат.).
3 вариант Ответ
I Звезды бились и св..ркали серебря..ой ч..шуей как б..ет(?)ся в с..тях пойма..ая камса (Пауст.).
Соловей весе..ей ноч..ю на черемух.. поет потому что в нашей рощ.. ран..ше всех она цв..тет (Фат.).
Небо часто обл..ч(?)но так что мы (не)можем вид..ть (н..)восх..ждения (н..)зах..ждения со..нца (Гонч.).
Елоч(?)ка х..р..ша если одна р..стет (Пришв.).
..дание института к..шело как мур..вейник хотя лекции еще (не)нач..нались (Кор.).
Я выр..с там где мой отец и дед бр..дили ро..ко у ч..жих поместий (Исак.).
Хотя наступила зима река возле деревн..(не) замерзла.
Бер..гите старых людей без которых (не)было (б) вас! (Тат.).
Никита пош..л кругом двора п..см..треть что там делает(?)ся (А.Н.Т.).
Когда в товарищ..х соглас..я нет (не)прочитать им и «Квартет» (А.Барто.).

Задание 9.

1) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

2) Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

3) Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов.

4) Нам эта встреча давала возможность еще раз поговорить о старинных российских городах, где живут прекрасные люди.

Задание 10. В каком сложноподчиненном предложении придаточное определительное?

1) Дедушка пошел в отведенную ему комнату, откуда и не выходил до утра следующего дня.

2) Не зная, куда от тоски и скуки деваться в доме, я вышел на улицу.

3) Куда ни взглянешь, всюду золотые, багряные краски осени.

4) На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя.

Задание 11. В каком сложноподчиненном предложении придаточное не является определительным?

1) У самого закоренелого человека бывают минуты, когда загнанная совесть повернется, как острый камень, и вызовет боль.

2) Из его рассказов Самгин выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции.

3) Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и тащат что-то тяжелое.

4) Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники.

Задание 12. В каком сложноподчиненном предложении придаточное определительное?

1) В русской зиме столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет.

2) Я утешал себя мыслью, что вдали от моря это изучение было бы не так увлекательно.

3) Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это, прежде всего, чувство меры.

4) Рассказы Грина опьяняли, как душистый воздух, что сбивает нас с ног после чада душных рассказов.

Задание 13. В каком сложноподчиненном предложении нет придаточного определительного?

1) Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.

2) Волны звучат так, точно просят пустить их погреться к костру.

3) Пред ними стелется равнина, где ели изредка взошли…

4) Не было у меня такого уговору, чтобы дрова таскать.

Задание 14. В каком сложноподчиненном предложении придаточное изъяснительное?

1) Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций.

2) Было так тихо, что издалека слышались трески ломающейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки.

3) Я надеюсь, что вы не откажетесь отобедать у меня.

4) Пыль на улицах такая едкая, что глазам больно.

Задание 15. В каком сложноподчиненном предложении придаточное меры и степени?

1) И как-то вдруг слышишь, что уже весь лес, за минуту важно задумчивый, налился сотнями голосов.

2) Маша так дружелюбно и крепко стиснула ему руку, что у него сердце забилось от радости.

3) Наиболее вероятно, что известные нам кометы живут и путешествуют только в пределах нашей Солнечной системы.

4) Милый, я знаю, что удерживает тебя здесь.

Задание 16. В каком сложноподчиненном предложении придаточное причины?

1) Солнце светило так ярко, что все кругом сверкало и искрилось.

2) Я замолчал оттого, что мои глаза остановились внезапно на трех запыленных портретах в черных деревянных рамах.

3) Было так темно, что Варя с трудом различала дорогу.

4) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю.

Задание 17. В составе какого сложноподчиненного предложения нет придаточного изъяснительного? (Знаки препинания не расставлены).

1) Известно что слоны в диковинку у нас.

2) Чтоб музыкантом быть так надобно терпенье.

3) Вполне понятно, что самые различные чувства и настроения человека передает музыка.

4) Что волки жадны всякий знает.

Задание 18. В каком сложноподчиненном предложении придаточное цели?

1) Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем.

2) Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки.

3) Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют.

4) Если за день ничему не научишься, значит весь день шел назад.

Задание 19. Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Выделите главные и придаточные части. Составьте схемы предложений.

1) И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал что в мой жестокий век прославил я свободу и милость к падшим призывал (П.). ______________________________________________________

2) Я схватил бумаги и поскорее унес их боясь чтоб штабс-капитан не раскаялся (Л.).____________________________________________________________

3) Чичиков объяснил ей что это бумага не такого рода что она назначена для совершения крепостей, а не для просьб (Г.)._______________________________

4) Ей показалось что она давно знает эту девушку и любит ее хорошей жалостливой любовью матери (М.Г.).________________________________________

5) Шалый долго рассказывал о неполадках в колхозе о том что оставалось невидимым для Давыдова что тщательно скрывалось от него стараниями Якова Лукича (Шол.). _______________________________________________________

6) Чичиков взглянул и увидел точно что на нем не было ни цепочки ни часов. Ему даже показалось, что и один бакенбард у него был меньше и не так густ как другой (Г.). _______________________________________________________

7) Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая ибо со мной чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествии по Кавказу (Л.). ______________________________________________________________________

8) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей чтоб успеть до ночи забраться на Койшаурскую гору и во все горло распевал песни (Л.). ______________________________________________________________________

9) Я должен был нанять быков чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гололедица (Л.).___________________________________________________________________

10) Положили цепи под колеса вместо тормозов чтобы они не раскатывались взяли лошадей под уздцы и начали спускаться (Л.).____________________________________________________________________

11) Я стал на углу площадки крепко упершись левой ногой в камень и наклоняясь немного вперед чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад (Л.)._____________________________________________________________________

12) Он закидывает голову назад когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой ибо правой опирается на костыль (Л.). ___________________________

Задание 20. Расставьте недостающие знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Выделите главные и придаточные части. Составьте схемы предложений.

1) Я лежал на диване устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок когда Вернер вошел в мою комнату (Л.). _____________________________________

2) И когда последним медвежковато шагая подошел Ипполит Шалый и сдержанно посмеиваясь, смущенный всеобщим вниманием издали протянул черную раздавленную работой огромную руку Нагульнов шагнул ему навстречу крепко обнял широкие сутулые плечи старого кузнеца (Шол.). _________________________

3) С тех пор как я живу и действую судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм как будто без меня никто не мог бы ни умереть ни прийти в отчаяние (Л.). ___________________________________________________________

4) Грушницкий споткнулся; ветка за которую он уцепился изломалась и он скатился бы вниз на спине если бы его секунданты не поддержали (Л.)._____________________________________________________________________

5) В его кабинете лежала всегда какая-то книга заложенная закладкой на четырнадцатой странице которую он постоянно читал вот уже два года (Г.)._____________________________________________________________________

6) Бричка въехавши во двор остановилась перед небольшим домиком который за темнотой было трудно рассмотреть (Г.). ____________________________

7) Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели один другому в глаза в которых видны были навернувшиеся слезы (Г.).____________________________________________________________________

8) Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя (Г.)._____________________________________________________________________

9) Он раздумывал над тем куда положить всю эту силу молодости только раз в жизни бывающую в человеке (Л.Т.).___________________________________

10) Уезжая из Москвы он находился в том счастливом, молодом настроении духа когда осознав прежние ошибки юноша вдруг скажет себе что все это было не то (Т.Т.)._________________________________________________________________

Задание 21. А) Образуйте из данных предложений сложноподчиненные, ставя придаточные предложения после определяемых слов главного предложения. Составьте схемы предложений.

1) Берег был низкий, илистый (где остановилась машина). ______________

2) В доме затихла музыка (что напротив). ____________________________

3) (Где равнины соприкасаются с горами) границы обозначены чрезвычайно резко.______________________________________________________

4) (Куда я прибыл) штаб полка маскировался руинами. _________________

5) Рыбы поймали такое множество и поэтому послали за телегой (какого не ожидали). ____________________________________________________________

6) Вешнее солнышко приветливо глядело с голубого неба и пригревало изрядно (по которому двигались перистые облачка).____________________________

Б) Замените обособленные члены предложения придаточными определительными предложениями.

1) Воздух, с утра холодный и влажный, постепенно прогрелся.

2) Из-за тучи, неподвижно застывшей на горизонте, поднималась луна.

3) Снег, не тающий даже летом, покрывал горные вершины.______________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Мой дед, опытный охотник, ходил на медведя один.__________________

________________________________________________________________________

5) Облака, подгоняемые легким ветерком, плывут по лазури неба.________

________________________________________________________________________

В) Исправьте данные предложения, заменяя одно из придаточных обособленным определением. Запишите исправленные предложения, составьте их схемы.

1) Мы отыскивали родник, который находился в лощине, которая начиналась за деревней. ___________________________________________________

________________________________________________________________________

2) Луна, которая виднелась из-за крыш, освещала улицы, которые были пустынными и безлюдными._______________________________________________

________________________________________________________________________

3) Сосна, под которой мы расположились, одиноко возвышалась среди поля, которое было засеяно гречихой.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Г) Перестройте простые предложения в сложноподчиненные, заменяя выделенные слова синонимичными придаточными изъяснительными предложениями. Составьте схемы предложений.

1) Художник с восхищением наблюдал за красивым полетом птицы .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Приятно было смотреть на плавное течение воды в реке .______________

________________________________________________________________________

3) Сообщи нам о дне приезда . ______________________________________

________________________________________________________________________

4) Пассажир спросил дежурного по вокзалу о времени прибытия поезда .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Наши лыжники показали способность вырвать победу на финише .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 22. Добавьте к главным предложениям придаточные цели, расставьте знаки препинания.

1) Надо хорошо учиться __________________________________________

_______________________________________________________________________

2) К старому учителю часто заходили его бывшие ученики для того ______

________________________________________________________________________

3) Я решил поступить в колледж с той целью _______________________

______________________________________________________________________

4) Мои друзья отправились на Дальний Восток с тем ___________________

_____________________________________________________________________

Задание 23. Вставьте вместо точек указательные слова, определите виды придаточных, расставьте запятые, составьте на полях схемы.

Задание 24. Используя знания, полученные при изучении сложноподчиненных предложений, напишите свои размышления на тему: «Чем меня привлекает моя будущая профессия».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понятия главного и придаточного предложения были введены в русскую синтаксическую науку в начале XIX столетия Н. И. Гречем. Он же подразделил придаточные предложения на предложения-существительные, предложения-прилагательные и предложения-обстоятельства (в последнем случае последовательней было бы сказать «предложения-наречия»).

Например, что дом его сгорел - придаточное-существительное, которого вы знаете - придаточное-прилагательное, когда возвратились из города - придаточное-обстоятельство (или, если быть последовательным, наречие).

Итак, в основе классификации Н. И. Греча лежит хотя и не вполне выдержанная, но достаточно ясная идея о параллелизме между придаточными предложениями и частями речи. Такой параллелизм действительно существует, и иметь его в виду необходимо.

На ином основании строится классификация Ф. И. Буслаева, разработанная в середине XIX столетия. В ней последовательно проведена идея о параллелизме между придаточными предложениями и членами простого предложения. Ф. И. Буслаев выделяет придаточные подлежащные (Кто вспыльчив, тот не зол), дополнительные (Говори, что полезно), определительные (Интересно беседовать с человеком, который многое испытал), обстоятельственные (Иди, куда должно). В свою очередь, обстоятельственные делятся на придаточные места, времени, образа действия, меры и счёта, причины, условные, уступительные и сравнительные. Ф. И. Буслаев не выделяет придаточного сказуемостного, т. к. преувеличивает организующую роль сказуемого и считает, что оно не может быть выражено придаточным предложением1 . (Этот тип выделил в начале XX столетия Д. Н. Овсянико- Куликовский. Пример сложноподчинённого предложения с придаточным сказуемостным: Я тот, кого никто не любит.)

Несомненно, что и параллелизм придаточных с членами предложения - это также реальный факт.

Грамматистам следующих поколений оставалось преодолеть частные упущения этих двух подходов и увязать их, как были увязаны теория частей речи и теория членов предложения. Однако развитие теории сложноподчинённого предложения пошло иным путём, путаным и полным разного рода неувязок. Обе теории стали подвергаться критике, зачастую необоснованной. Так, оба подхода оценивались как сводящие классификацию сложноподчинённых предложений к классификации придаточных. И если относительно подхода Н. И. Греча это было справедливо, то Ф. И. Буслаева в этом обвиняли напрасно: ведь он классифицировал в сущности не сами придаточные, а занимаемые ими позиции, вопрос же о наличии той или иной позиции того или иного члена предложения решается лишь в рамках предложения в целом, а не его придаточного звена. Скорее у Ф. И. Буслаева преувеличена как раз роль главного предложения, наличия в нем «свободного места» для того или иного члена, замещаемого придаточным. Но база для подхода к сложноподчинённому предложению как к целостному явлению в буслаевской концепции всё-таки есть.

Более обоснованным является упрёк этой теории в том, что не все типы придаточных укладываются в принятую схему. И если обстоятельства условия или уступки, не выделявшиеся в старых синтаксических работах, впоследствии были выделены, то так называемые относительные придаточные, которые относятся к главному в целом, явно нарушают определяющий принцип данной классификации.

Примеры таких предложений: Неисправная машина вышла в рейс, что и стало причиной катастрофы. Как уже говорилось ранее, не все мухоморы ядовиты. Из двадцати участников концерта вовремя прибыли только семеро, отчего начало представления сильно задержалось. Но и этот недостаток рассматриваемой классификации, как мы увидим далее, оказывается мнимым.

Тем не менее на протяжении всего XX столетия в русском синтаксисе предпринимаются попытки построить классификацию сложноподчинённых предложений на каких-то иных основаниях.

В так называемой формальной грамматике, господствовавшей у нас в 20 - 30-е годы, была предпринята попытка сгруппировать придаточные предложения по тем союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединялись к главным предложениям. Фактически это был возврат к идее HL И. Греча, но возврат неосознанный и ослож ненный эклектическим соединением с «логико-грамматическим» (бус- лаевским) подходом. Выделялись, например, придаточные с союзом что, но вместо того, чтобы попытаться найти в этих предложениях какую-то общую грамматическую семантику, их делили на предложения изъяснительные (представляющие собой объединение подлежащных и дополнительных), образа действия, сравнительные, а затем эти же типы обнаруживали в придаточных с другими союзами или союзными словами и т. д.

Однако самой путаной и непоследовательной оказалась так называемая структурно-семантическая классификация сложноподчинённых предложений, которая появилась во второй половине 50-х годов и к концу 60-х была внедрена в большинство учебников синтаксиса, включая и школьные.

Положительной чертой этой классификации является стремление подойти к сложноподчинённому предложению как к целостной структуре. Но и это стремление реализовано крайне неудачно. Сложноподчинённые предложения делятся на одночленные и двучленные, или, в более поздней терминологии, на предложения нерасчленённой и расчленённой структуры. Не говоря уж о неудачности терминов (выражение «нерасчленённая структура» применительно к сложному предложению звучит странно), сама суть этих понятий оказалась очень зыбкой и не достигла той цели, с которой они вводились. Предложениями расчленённой структуры были объявлены сложноподчинённые с обстоятельственными придаточными без соотносительных слов в главной части. Без какой-либо аргументации объявлялось, что они относятся не к глаголу, а ко всей главной части в целом. Правда, некоторые факты столь явно этому противоречат, что авторы новой схемы вынуждены делать оговорки. Например, В. А. Белошапкова признаёт, что в предложении Я хочу, если у меня будет свободное время, сегодня же прочесть эту книгу придаточное относится к глаголу прочесть. 2 Ср. ещё такую конструкцию: Играть, как мы играем сейчас, я тогда не умел, как не умел этого и мой брат. Здесь два придаточных образа действия, и если принять, что оба относятся к главной части в целом, то они должны быть признаны однородными. Ясно, однако, что однородности здесь нет, поскольку первое относится к глаголу играть, а второе - к глаголу неумел. Видимо, под давлением подобных фактов в академической «Русской грамматике» констатируется даже, что «разграничение двух групп предложений по признаку присловности или неприсловн ости придаточной части или, что то же самое, по признаку нерасчленённости или расчленённости их структуры не является абсолютным: при определённых условиях это разграничение может быть ослаблено ми вообще теряет свою значимость»1®. При всём том и в этой книге оно поставлено во главу угла.

Между тем, придавая такое значение «присловности», то есть наличию соотносительного слова, авторы новой схемы повторили ошибку Ф. И. Буслаева - преувеличили роль структуры главного предложения. Разумеется, надо различать случаи, когда придаточная часть занимает позицию того или иного члена главной, и случаи, когда она раскрывает содержание того или иного семантически неполноценного слова, занимающего такую позицию, но вряд ли на этом основании можно относить к разным типам придаточные в таких, например конструкциях, как Я иду, куда меня послали и Я иду туда, куда меня послали. (Тем более что авторы структурно-семантической схемы критикуют «логикограмматическую» классификацию за то, что в ней к разным типам относится придаточное, например, что трудно было дышать при разной главной части; Было так жарко, что... - обстоятельственное, Наступила такая жара, что.. - определительное, Жара была такая, что... - сказуемостное) .

Однако структура главной части не выдерживается как основание рассматриваемой классификации. Так, придаточные определительные, включённые в разряд присловных, квалифицируются как присубстан- тивные независимо от наличия при существительном соотносительного словам Я беспокоюсь о молодёжи, которая не нашла себя е новых условиях и...о той молодежи, которая не нашла себя в новых условиях - там и там придаточное присубстантивное. Между тем во втором случае придаточное относится к соотносительному слову, что видно из такой, например, перестройки: Я беспокоюсь о тех из молодёжи, которые..., а не которая (не говоря уж о возможности конструкций вида о тех, которые..., т. е. вообще без субстантива). Кроме того, определительным признаётся лишь предложение с относительной связью. Не включаются в этот разряд конструкции типа Я подобрал такую ширину дверного полотна, что (чтобы) дверь подходила к двум из четырёх проёмов. С явной натяжкой они включаются в придаточные степени. Таким образом, в данном случае во главу угла ставится уже структура придаточной части. Но и это не все. В конструкциях Дед ушёл в комнату, которую ему отвели под жильё и Дед ушёл в комнату, которую больше уже не покидал придаточные также квалифицируются как различные, несмотря на идентичность структуры обеих частей, главной и придаточной: во втором случае обнаруживается так называемое повествовательно-распространительное предложение - на основании семантики придаточной части.

Таким образом, в разных случаях в рассматриваемой

классификации за основу берется то структура главной части, то структура придаточной, то семантика (имеется в виду лексическая семантика) той или другой. Лишь в условиях стремления к безальтернативности учебников столь неудачная и непоследовательная схема могла столь широко распространиться в учебной литературе.

Возвращаясь к «логико-грамматической» классификации,

рассмотрим внимательнее тот тип придаточных, который не укладывается в параллели с членами простого предложения, - придаточные относительные. Вот несколько примеров: Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами (А. Пушкин); На эту баржу нужно было взбегать по узкой, шаткой и длинной доске, чего я смертельно боялся (К. Чуковский); Случай этот, как я понял впоследствии, свидетельствовал о необыкновенном творческом покое артиста (R Черкасов). Почему во всех этих случаях в главной части действительно невозможно найти слово, к которому относится придаточное звено? Почему здесь придаточное действительно относится ко всему главному в целом? Потому что если в других конструкциях придаточные либо замещают, либо разъясняют член главной части, то здесь, наоборот, главные разъясняют член придаточной части: в 1-м примере - подлежащее что, во 2-м - дополнение чего, в 3-м обстоятельство как. Уже из этих трёх примеров видно, что на самом деле перед нами не однотипные, а весьма разнообразные придаточные, объединяемые однако тем, что главная часть здесь как бы включается в придаточную.

сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.

Понятие Сложноподчинённых предложений

Перед тем как приступать к объяснению новой темы ребёнку, разберитесь самостоятельно. Ученик уловит суть темы только тогда, когда будет чувствовать уверенность со стороны взрослого. С чего начать объяснение нового материала? Попросите ребёнка составить предложение, состоящее из двух частей, соединённое союзом и смыслом.

Например:

Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.
Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.

Разберём правило:

Определение должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.

Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.

Союзы и союзные слова

СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:

Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.

Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.

Самостоятельная работа

Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:

Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:

Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.

В данном случае можно составить предложение:

Когда начался дождь,мы пришли домой.

Или другой вариант:

Когда мы пришли домой, начался дождь.

Может быть и так:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.

Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы , учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.

В данной главе:

§1. Сложноподчинённые предложения. Общая характеристика

Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: .

Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений - СПП.

Независимая часть СПП - главная. Она называется главным предложением.

Зависимая часть СПП - подчинённая. Она называется придаточным предложением.

В СПП может быть несколько придаточных предложений. Поскольку смысловые отношения в СПП выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, то и классификация СПП во многом схожа с классификацией подчинительных союзов . Союзные средства в СПП располагаются в придаточной части.
Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом. Примеры:

Мы общались, как будто были знакомы сто лет.

(придаточное относится ко всему главному)

При встрече мы общались холоднее, чем можно было ожидать.

(придаточное относится к слову холоднее )

§2. Классификация СПП по значению

Классификация СПП отражает значение, выражаемое союзными средствами.

Основное деление - это деление на четыре типа:
1). СПП с придаточным изъяснительным (с союзами: что , как , чтобы , ли ):

Ольга сказала, что вернётся из Пскова в понедельник.

2). СПП с придаточными определительными (с союзными словами: какой , который , чей , что ; где , куда , откуда , как ):

Вот дом, в котором я хотела бы жить.

3). СПП с придаточными присоединительными : (с союзными словами что (в любом падеже), отчего , почему , зачем ):

По утрам он принимал душ, после чего жена кормила его завтраком.

4). СПП с придаточными обстоятельственными :

Мы взошли на холм, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.

Обстоятельственное значение может быть разным: обстоятельство образа действия, времени, места и проч. Поэтому обстоятельственные СПП делят на виды по значению.

Обстоятельственные СПП делятся на предложения с придаточными:

1) места (союзные слова: где , куда , откуда ):

Мы спустились к реке, где купались дети.

2) временными (союзы: когда , пока , лишь , только ):

Когда ты позвонил, я спала.

3) условными (союзы: если , коли (устар.):

Если он пригласит меня в кино, я пойду.

4) причинными (союзы: потому что , так как , ибо (устар.):

Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.

5) целевыми (союзы: чтобы , дабы (устар.):

Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость.

6) следствия (союз так что ):

Помочь посидеть с детьми согласилась бабушка, так что они не остались одни.

7) уступительными (союз хотя ):

Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности.

8) сравнительными (союзы: как , будто , словно , чем ):

Встреча прошла очень натянуто и холодно, будто никто из нас не был знаком раньше.

9) меры и степени (союзы: что , чтобы и союзные слова: сколько , насколько ):

Всего за неделю она сделала так много, сколько другие не сделали бы и за месяц.

10) образа действия (союзы: что , чтобы , будто , как будто , точно , словно и союзное слово как ):

Учись так, чтобы тебя не ругали за отметки

§3. Средства синтаксической связи в СПП

Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному:

  • союзами
  • союзными словами

1. Как уже было сказано выше, типичным средством подчинительной синтаксической связи в СПП являются союзы.

Кроме указанных выше, в СПП широко представлены производные союзы, которые образованы по-разному:

а) из двух простых союзов: как будто , как только , лишь только и др. подобных.

б) из простых союзов и указательных слов с предлогами: после того как ; несмотря на то что ; благодаря тому что и др. подобных.

в) из простых союзов и слов время , причина , цель , условие и др. с указательными словами и предлогами (в то время как ; в то время пока ; с той целью чтобы ; в силу того что и др. подобных)

2. Союзные слова.
Какие слова могут служить средством главной и придаточной частей СПП?

Прежде всего, это относительные местоимения кто , что , какой , каков , который , чей , сколько , стоящие в разных формах, а также наречия где , куда , откуда , когда , зачем , как и др.

Как отличить союзы от союзных слов?

Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос.

Союзные слова, напротив, не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. Например:

Я хорошо помню мелодию, которую часто напевала моя мать.

(мелодию (какую?) которую - союзное слово)

В русском языке наблюдается омонимия союзов и союзных слов: что , как , когда .

Я думаю, что она приедет завтра.

(что - союз)

Я знаю, что она тебе ответила.

(что - союзное слово, выраженное относительным местоимением)

Кроме того, подчинительные союзы в отличие от союзных слов не выделяются логическим ударением.

Подчинительные союзы не могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова могут:

Я помню разговор, который ты завела со мной перед своим отъездом.

(который =разговор)

Союзы иногда можно опустить, а союзные слова нет:

Я знала, что мы расстались навсегда.

(синонимично: Я знала: мы расстались навсегда )

Я знаю, что говорю.

(опустить союзное слово что невозможно)

§4. Место придаточного предложения относительно главного

Придаточная часть может занимать различное положение по отношению к главной части:

1) она может предшествовать главной части:

Когда мать пришла, сын уже был дома.

2) она может следовать за главной частью:

Сын уже был дома, когда мать пришла.

3) она может располагаться внутри главной части:

Сын, когда мать пришла, уже был дома.

Схемы СПП:

[ … ] 1 , (чтобы…) 2 - сложноподчинённое предложение, например:

Я всё сделаю 1 ,/чтобы она была счастлива 2 .

(чтобы…) 1 , […] 2 - сложноподчинённое предложение, например:

Чтобы она была счастлива 1 ,/ Митя сделает всё 2 .

[… , (чтобы…) 2 …] 1 - сложноподчинённое предложение, например:

Митя 1 ,/ чтобы она была счастлива 2 ,/ сделает всё 1 .

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, то СПП - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой?

  2. Верно ли, что подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному: подчинительными союзами и союзными словами?

  3. Верно ли, что главной частью СПП является зависимая часть, которая называется придаточным предложением?

  4. Верно ли, что подчинённой частью СПП является независимая часть, которая называется главным предложением?

  5. К какому типу относится СПП: Я думаю, что мы обязательно встретимся.?

  6. К какому типу относится СПП: Это книга, которую мне рекомендовала Татьяна Николаевна.?

    • СПП с придаточным изъяснительным
    • СПП с придаточным определительным
  7. К какому типу относится СПП: Мы поговорили, после чего Ванька раскаялся в своём поступке.?

    • СПП с придаточным присоединительным
    • СПП с придаточным определительным
    • СПП с придаточным обстоятельственным
  8. К какому типу относится СПП: Я спал, когда он пришёл .?

    • ССП с придаточным определительным
    • ССП с придаточным изъяснительным
  9. Верно ли, что союзы являются членами предложения, а союзные слова нет?

  10. Что может быть заменено словом из главной части СПП: союз или союзное слово?

    • союзное слово

Правильные ответы:

  1. СПП с придаточным изъяснительным
  2. СПП с придаточным определительным
  3. СПП с придаточным присоединительным
  4. СПП с придаточным обстоятельственным (времени)
  5. союзное слово
  • Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

Вконтакте

Среди сложноподчиненных предложений также выделяются предложения минимальной структуры, являющиеся объединением двух простых - главного и придаточного, и предложения усложненной структуры, представляющие собой различные комбинации сложноподчиненных предложений минимальной структуры.

Ошибки в построении сложноподчиненных предложений минимальной структуры разнообразны. Некоторые из них не связаны (или связаны в незначительной степени) с определенными типами придаточных, т. е. являются общими для разных типов сложноподчиненных предложении, другие характерны для конкретного типа придаточного.

1. Объединение сочинения и подчинения

Известно, что в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, несмотря на их существенное формальное различие, могут выражаться одни и те же или чрезвычайно близкие грамматические значения. Это позволяет говорить в ряде случаев об их синонимичности. Так, значение временного следования может быть выражено как сложносочиненным, так и сложноподчиненным предложением. Ср.: Я поступая, и мне сразу открыли и Когда я постучал, мне сразу открыли. Синонимичные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения могут быть использованы для выражения значений сопоставления, следствия, обусловленности и ряда других. В речи школьников встречаются ошибки, которые можно было бы охарактеризовать как случаи «сбоя структуры»: предложение, начатое как сложносочиненное, заканчивается как сложноподчиненное (при сохранении того же общего грамматического значения) и, наоборот, предложение, начатое как сложноподчиненное, заканчивается как сложносочиненное. Объединяются всегда структуры, являющиеся грамматическими синонимами. Сбой происходит на границе между предикативными единицами. Примеры первого типа (с переходом от подчинения к сочинению): «Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать» (соч., 4) (ср.: «Когда Мурке надоедало возиться с котятами, она уходила куда-нибудь поспать» и «Мурке надоедало возиться, и она уходила куда-нибудь поспать»); «Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и через минуту заседатель стоял перед барином» (соч., 5); «Когда приходишь на бульвар, и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно и тепло» (соч., 5). Примеры второго типа (с переходом от сочинения к подчинению): «Мы с мамой очень дружим, что даже наш папа обижается, почему мама больше времени проводит со мной, чем с ним» (соч., 6) (ср.: «Мы с мамой очень дружим, и папа обижается...» и «Мы с мамой так дружим, что папа обижается...»). Предложений такого рода, в которых выражается значение следствия, совмещенное со значением степени, в речи детей чрезвычайно много: «Мурзнк как зарычал и залаял, что Васька бросился бежать» (изл., 5). Встречаются они даже у старшеклассников: «Володе больше всех достается, что даже Вера Матвеевна говорит, что не знает, как он выдержал» (соч., 9).

2. Не соответствующее норме употребление инфинитивного

придаточного предложения

В ряде сложноподчиненных предложений (с придаточными цели, условия, времени и некоторыми другими)*в качестве придаточных могут употребляться инфинитивные предложения. Эго возможно только в тех случаях, если в главном и придаточном предложениях говорится об одном и том же действующем лице: «Прежде чем взяться за топор, он засучивал рукава рубахи»; «Он поехал в экспедицию, чтобы лучше узнать жизнь». В речи учащихся встречаются ошибки, связанные с нарушением этой закономерности: «Прежде чем начать писать сочинение, учительница рассказала нам о плане» (соч., 7); «Родители послали его в экспедицию, чтобы лучше узнать жизнь» (соч., 8); «Он подал прошение генералу Р., чтобы дать ему роту солдат для освобождения Белогорской крепости» (соч., 7).

3. Мнимо логические ошибки в построении сложноподчиненных

предложений

Иевыраженность существенного звена мысли, связанного с восприятием какого-нибудь явления или его оценкой, часто приводит к речевым ошибкам, которые выглядят как логические, например: «Хозяйка этой комнаты не очень аккуратная, потому что школьная форма девочки лежит не очень хорошо» (соч., 5). Можно ли по этому предложению заключить, что автор сочинения считает небрежно сложенное платье причиной неаккуратности хозяйки комнаты? Разумеется, нет. При логическом развертывании предложение выглядело бы так: «Мы можем сделать вывод о том, что хозяйка этой комнаты не очень аккуратная, потому что школьная форма девочки лежит не очень хорошо». Аналогичные примеры: «Утро было холодным, потому что земля подернута инеем» (изл., 5); «В библиотеке холодно, потому что на стул надета шаль» (соч., 4). Случаи пропуска «звена восприятия» известны и нормативному языку, но там такие предложения, отражая типичные ситуации.

не осознаются в качестве какой бы то ни было аномалии и представляют собой особую разновидность сложноподчиненных предложений с придаточным причины - предложения со значением логического обоснования1.

Пропуск «звена восприятия» возможен и в предложениях другого типа: «Он был так расстроен, что даже курица клевала его червяков» (соч., 4) -т. е. «так расстроен, что не замечал, что...»; «Когда я заглянул в колодец, то он был очень глубокий» (соч., 7) и т. п.71.

4. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений с придаточным определительным

а) Отрыв придаточного предложения от определяемого слова. Известно, что основным пра- вилом построения сложноподчиненных предложений с определи- тельными придаточными является следующее: придаточное пред- ложение должно располагаться непосредственно за тем сущест- вительным главной части, которое является определяемым словом. Между тем это правило в речи учащихся нарушается очень часто. Отрыв придаточного предложения от опре- деляемого слова связан с трудностями композиционного характера: нужно либо поместить определяемое слово на послед- нее место в главном предложении (что требует достаточно высоко развитой способности «упреждения»), либо расчленить главное предложение, введя придаточное внутрь его (что связано с достаточ- но развитым композиционным мастерством). Поэтому часто встре- чаются предложения такого типа: «Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы» (соч., 4); «Ребята глядели в окно и увидели фашистов, которое было заклеено крест-накрест» (соч., 5). Аналогичные примеры распространены и в речи старшеклассни- ков: «К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в котором принужден бывать» (соч., 9). Если в главном предложе- нии есть еще одно существительное, имеющее ту же форму рода и числа, что и определяемое слово, может возникнуть двусмыслен- ность: «Собака гуляла с тетей Валей, у которой был надет наморд- ник» (из рубрики «Привет от Митрофана» газеты «Ленинские искры»)72.

б) Союзные слова (относительные местоимения), при- соединяющие придаточное предложение, могут быть ошибочно согласованы в роде и числе не с тем существи- тельным главного предложения, которое является определяемым. Особенно часто это происходит в тех случаях, когда главное предложение представляет собой двусоставное предложение тождества: «Белка -зверь, которая живет на дереве» (анкета, 3); «Бритва - предмет, которой бреются» (анкета, 5). Такие ошибки могут встречаться и в речи старшеклассников: «Пьеса «На дне» - это произведение, в которой содержится обвинение капитализму» (соч., 10). Наблюдается определенная закономерность - союзное слово согласуется с сущест-ительным, обозначающим не родовое (как требовалось), а видовое понятие.

в) В соответствии с нормами современного языка относи- тельное местоимение который должно распо- лагаться на первом месте в придаточном предло- жении1. Между тем это правило в речи учащихся может нарушать- ся: «Мцыри - это грузинский юноша, в детстве который был взят в плен русским генералом» (соч., 7); «Он видит парк из тонких чах- лых деревьев, в газете о котором писалось, что благодаря заботам городничего город украсился великолепным садом» (соч., 8); «Бо- рис, дядя которого реишет отослать в Сибирь, приходит простить- ся» (соч., 9).

г) Пропуск соотносительного с лова - ука- зательного местоимения - в главном предложении встречается в особой разновидности определительных придаточных- местоименно-определительных предложениях. В роли определяе- мого слова, конкретизируемого придаточным предложением, высту- пает не существительное, а местоимение: «Он разбил то, что стояло на столе», «Пригласите того, кто спас ребенка». В речи учащих- ся распространены случаи пропуска местоимения, являющегося определяемым словом: «Он разбил, что стояло на столе» (соч., 4); «Офицер приказал, чтобы к нему пригласили, кто спас ребенка» (изл., 4). Пропуск указательных местоимений распространен в раз- говорной речи и в ее рамках, видимо, не представляет собой на- рушения нормы, однако применительно к речи письменной такой пропуск должен рассматриваться как существенный недочет.

5. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным

а) Как известно, в роли опорных слов в главном предложении употребляются глаголы, существительные, прилагательные, наречия, имеющие значение речи, мысли, чувства, оценки, бытия, обнаружения. Однако не все слова, обладающие данными значениями, могут выполнять эту функцию. Кроме того, некоторые опорные слова проявляют избирательность по отношению к придаточному предложению: одни сочетаются только с придаточным предложением, содержащим вопрос, другие -только с придаточным, не содержащим вопроса.

В речи учащихся можно обнаружить различные случаи нарушения закономерностей, диктуемых языковой нормой: «О Хлестакове отзывались, что у него ученая голова» (соч., 7) - ср. говорили, чпо...\ «Султан написал письмо, чтобы казаки сдались» (соч., 6); «Он замучил сестру и мать, чтобы они в десятый раз выслушали Торжественное обещание» (изл., 4); «Мне даже страшно стало, что мне сейчас будет от мамы» (соч., 4) - при слове страшно возможно только придаточное, не содержащее вопроса, например: «Мне стало страшно, что она сейчас уйдет».

б) Указательное местоимение то не употре- бляется в составе главного предложения, если придаточное пред- ложение занимает позицию винительного падежа при переходных глаголах (например, таких, как видеть, понимать и т. п.). Упо- требление то при подобного рода глаголах является ошибкой: «Он понял то, что хорошо иметь такого преданного друга» (изл., 4). Не сочетаются с то и некоторые другие опорные слова (нужно, необходимо, требуется и др.). Поэтому ошибочными являются предложения: «Необходимо то, чтобы ты ко мне зашел » (устн., 5); «Требуется то, чтобы все мы жили дружно и не ссорились» (за- метка, 4).

Вместе с тем указательное слово является обязательным элементом конструкции в тех случаях, когда придаточное предложение выступает в позиции однородности по отношению к члену предложения. Ср. соответствующее норме предложение «Мне вспомнился поход и то, как мы пели у костра» и расходящееся с нею «Мне вспомнился поход и как мы пели у костра» (соч., б)1.

Использование местоимения то расширяет синтаксические возможности многих слов, позволяя им употребляться в качестве опорных. Ср. не соответствующее норме предложение «Володя заинтересовался, что написал Саша» (изл., 4) и вполне правильное «Володя заинтересовался тем, что написал Саша». Пропуск указательного местоимения то можно видеть и в предложениях: «Мать призадумалась, как ему плохо тут живется» (соч., 3); «По дороге мы рассказывали, что случилось с нами за лето» (соч., 4); «Мы восхищались, что море такое красивое» (заметка, 5).

в) В речевой практике часто возникает необходимость пере- вести прямую речь в косвенную. При этом пря- мая речь подвергается преобразованиям, связанным главным об- разом с глагольными формами и личными местоимениями. В речи учащихся широко распространены ошибки, заключающиеся в том, что прямая речь занимает позицию придаточного изъяснительного предложения, не претерпевая какой бы то ни было перестройки: «Ребята дали клятву, что не отдадим знамя фашистам» (соч., 5); «Когда Гринев поправился, он сказал Маше, что я посылаю письмо и жду родительского благословения» (соч., 7); «Тарас сказал, что завтра же едем на Запорожье, чего откладывать» (соч., 6).

г) В предложениях с косвенной речью учащиеся иногда используют одновременно два средства присоединения придаточных предложений - изъяснительный союз что и относительное местоимение или частицу ли: «Писатель понял, что какой преданный друг у него есть» (изл., 4); «Он подумал, что кончена ли жизнь в тридцать один год» (соч., 9); «Вожатый спросил, что где же наша макулатура» (заметка, 5).

6. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений

с придаточным времени

Самой распространенной ошибкой в данной области является неверный выбор союза. Очень часто союз как заменяет более уместные с точки зрения современной языковой нормы союзы когда, как вдруг и др.: «Как мы приехали домой, мама сразу же начала варить уху» (соч., 4) - ср.: Когда мы приехали... или Как только мы приехали...; «Коротыш хотел уже спрятаться за брата, как вспомнил, что брата у него больше нет» (соч., 4). Неверно используются некоторые составные союзы, например: «И это продолжалось до того, пока у разъяренного зверя не отнимали бочку» (изл., 5).

7. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений

с придаточным цели

В главной части сложноподчиненных предложений с придаточным цели обычно выражается активное произвольное действие или необходимость какого-нибудь действия или состояния. Самая распространенная речевая ошибка школьников состоит в том, что в качестве главного используется предложение, в котором выражается пассивное состояние, отношение и т. п.: «Гринев любил Машу от чистой души, а Швабрип - чтобы замучить» (соч., 7); «Лампочки на катке горят ровно, чтобы освещать каток» (соч., 4); «Ваня преклоняется перед Володиным стремлением к археологии, чтобы человек поверил в свои силы и возможности» (соч., 9).

8. Случаи отнесения придаточного обстоятельственного предложения не ко всему главному предложению в целом,

а к одному из его членов

Это явление известно и нормативному языку, но в нем оно встречается гораздо реже. В речи школьников такие предложения распространены достаточно широко: «На стене висит его портрет, когда он был молодой» (соч., 5) - придаточное предложение относится к слову портрет", «Это подтверждают слова Тихона,

91когда он видит труп Катерины» (соч., 9) - «слова, когда...»; «Один из грехов - порка унтер-офицерши, хотя телесные наказания были запрещены» (соч., 7) - «порка, хотя...».

9. Ошибки в конструировании сложноподчиненных предложений

усложненной структуры

а) Последовательное подчинение опреде- лительных придаточных предложений с ме- стоимением который. Хотя теоретически ряд включенных одно в другое однофункциональных предложений может быть неограниченно длинным («Дом, который построил Джек...»), одна- ко наше эстетическое чувство запрещает повторение однотипных придаточных. Этот речевой недочет чрезвычайно широко распрост- ранен как в детской речи, так и за ее пределами: «Подбородок у меня закругленный, после которого идет тонкая длинная шея, которую каждый раз натирает белая рубашка» (соч., 6); «Воробь- ев, которые осторожно подлетают, особенно удивляют часы, ко- торые стоят на врытом в землю столике» (изл., 4).

б) Соподчинение изъяснительных прида- точных предложений, связанных с главным разными способами.

В соответствии с нормами языка к одному и тому же слову главного предложения не могут присоединяться два изъяснительных придаточных, одно из которых присоединяется союзом, а другое - относительным местоимением. В речи, однако, это правило нарушается: «Мцыри узнал о себе, что он не боится лишений и голода, какой он смелый, какой обладает несокрушимой волей» (соч., 7); «Писатель понял, что Булька бежал двадцать верст и какой преданный друг у него есть» (изл., 4).

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Представляется возможным выделить три основных типа лексических неправильностей: 1) ненормативные значения- слов (семантические ошибки); 2) ненормативная сочетаемость слов; 3) тавтологические ошибки и повторы73. Особую группу составляют фразеологические ошибки.

Подробное описание лексических неправильностей, основанное на анализе богатого фактического материала, представлено в статье: С у л и м е н к о Н. Е. О критериях однотипности речевых недочетов. - В сб.: Оценка знаний, умений н навыков учащихся по русскому языку. М.: Просвещение, 1978.