Кто узнает что живет бодхисаттва. Буддизм. Бодхисаттва - это что такое? Примеры употребления слова бодхисаттва в литературе

БОДХИСАТТВА

БОДХИСАТТВА (пали bodhisatta, санскр. bodhisattva- существо, стремящееся к просветлению) - в традиционном буддизме и буддизме махаяны лицо, принявшее стать буддой, чтобы достичь нирваны и помочь другим существам выйти из безначальных реинкарнаций и страданий. Альтруистический бодхисатгвы, который “задерживается” в сансаре ради того, чтобы помочь другим, противостоит двум другим, более эгоцентрическим ориентирам буддиста-достижениям архата и пратьекабудды, стремящихся преимущественно к собственному “освобождению”.

В “ортодоксальном” буддизме тхеравады идеал бодхисаттвы занимает почетное, но сравнительно маргинальное положение. Бодхисаттвами были только бывшие будды, которых насчитывается 24 (последним был исторический Будда-Гаутама Шакьямуни), а также грядущего мирового порядка-Майтрея. Будущие будды культивировали все необходимые “совершенства” (парами), а также к живым существам (каруна) и сорадование им (майтри); в собрании джатак описываются подвиги самопожертвования Будды в его прежних рождениях, наподобие- знаменитого кормления голодной тигрицы собственным телом-подвиги, явно противоречащие буддийской же ориентации на срединный путь балансирования между любыми крайностями.

В сотериологии махаяны идеал бодхисаттвы становится приоритетным и определяющим (ее другое название- бодхисаттваяна, “колесница бодхисаттвы”). Его возможна уже не только для 25 будд, но и для каждого буддиста. Число бодхисаттв, как и будд, мыслится бесконечным, и они населяют не только земной, но и небесные миры. Будущий бодхисаттва, которым может быть не только , но и другое существо, дает однажды великий обет достичь “просветления” и извлечь все существа из круговорота сансары. В поэме Шантидэвы “Бодхичарьяватара” (7-8 вв.) бодхисаттва торжественно обещает себе использовать накопленную им “заслугу” (см. Дапа-пунья) для облегчения страданий живых существ (передача своей заслуги в традиционном буддизме была онтологически немыслимой) и служить лекарством, врачом и сиделкой всем, кто еще не избавился от болезней сансары; он хочет быть защитником нуждающихся в защите, путеводителем блуждающих в пустыне, кораблем, пристанью и мостом для ищущих берега в море сансары, светильником слепых, ложем уставших и слугой всех нуждающихся (III. 6-7, 17-18). Длительность дальнейшего пути бодхисаттвы исчисляется мировыми периодами. Он должен достичь 10 ступеней совершенства (им посвящались отдельные трактаты), соответствующие 10 “совершенствам”-лвра”ннпаи. Некоторые классификаторы вменяют ему также обретение 37 начал просветления, в числе которых четыре состояния внимания, четыре сверхспособности и пять сверхсил. Еще одно отличие махаянского бодхисаттвы-культивирование созерцания пустотности всего сущего (шуньята), которое мыслится необходимым условием сострадания, но на деле оказывается условием и его “снятия”: поскольку все пусто и преходяще и некого и нечего почитать или порицать, то нет ни радости, ни страдания, а потому и того, чтоследует любить или ненавидеть (“ищите их,-увещевает Шантидэва,-и вы их не найдете!”-IX. 152-153).

Бодхисаттвы занимают значительное в пантеоне центральноазиатской и дальневосточной махаяны и включают учителей буддизма (начиная с Нагарджуны и Асанги), но преимущественно - мифологические персонажи, список главных из которых варьирует от 8 до 10 (наиболее популярны Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани, Кшитигарбха).

Иерархия ступенек лестницы достижений бодхисаттвы описана в “Аштасахасрикапраджняпарамите” (1-2 вв.), “Лалитавистаре” (3-4 вв.), в современной ей “Махаяанасутраланкаре” (гл. XX, XXI), и специально посвященном данной теме “Дашабхумикасутре” (“Наставление о десяти уровнях”) - трактате протойогачары, составленном, вероятно, в 3 в. В нем иерархизируются уровни совершенства, следующего “путем бодхисаттвы”, каждый из которых соотносится с соответствующим “совершенством” - парамитой, что позволяет составителю текста систематизировать практически всю сотериологию махаяны. 10 “ступенек” излагаются бодхиоаттвой Ваджрагарбхой в ответ на просьбу Будды рассказать о них всем присутствующим.

На первой ступеньке - “радостной” (прамудита) - начинающий бодхисаттва овладевает совершенством щедрости (дана). Он доверяет буддам, попечителей о всех, прилежен в изучении ; его щедрость “нематериальная”, ибо он сострадает живым существам, которые не заботятся о своем “освобождении”, и он готов пожертвовать ради них женами, детьми, членами тела, здоровьем и самой жизнью. “Радостной” же эта ступенька оказывается потому, что он ликует из-за своего превосходства над “обычными людьми” и ясно видит свой путь. Далее следует уровень “незагрязненности” (вимала), на котором овладевает совершенством нравственности (шила). Этот путь “профессионального” освоения самодисциплины по методу классического восьмеричного пути (последний включается, т. о., в виде “частного случая” в иерархию достижений в махаяне). “Незагрязненность” означает освобождение от нечистоты аффектов, ибо практикующий на этой стадии становится свободным от желаний, другом, наставником и покровителем других существ. На третьей стадии - “лучезарной” (прабхакари) - адепт становится “светильником учения”, способным к уразумению сокровенных умозрительных истин. Здесь он овладевает совершенством терпения (кшанти), ибо денно и нощно упражняется в изучении махаянских сутр. На этой же ступени он становится экспертом в четырех нормативных медитациях и достигает “обителей Брахмы” (это “частный случай” включения в сотериологическую систему махаяны главного индуистского божества), развивая поэтапно благость, сострадание (каруна), сорадование (майтри) и бесстрастие, и уже начинает излучать свет в небесных регионах.

Четвертая ступень-“пламенная” (арчишмати) - позволяет адепту созерцать истинную природу всех существ и населяемого ими мира. В его “огненном” видении отражаются преходящесть сущего и “освобождения”, и он бросает прощальный взгляд на остатки ложных воззрений, прежде всего связанных с представлением о своем “я”. Здесь он овладевает совершенством мужества (вирья), т. к. окончательно укрепляется в истинной вере в “три драгоценности” буддизма - Будду, учение и общину. Пятый уровень называется “чрезвычайно труднодостижимым” (судурджая), ибо только теперь можно “реализовать” истины конвенциональной (самврити-сатья) и абсолютной (парамартхика-сатья) и соответственно конечную “пустотность” всего сущего. Поскольку адепт старается о благе живых существ, созерцая их преходящесть и одновременно сущностную “освобожденность”, эта соотносится с освоением совершенства медитации (дхьяна).

Шестой уровень называется “перед лицом полной ясности” (абхимукхи), ибо на данной стадии адепт становится экспертом в совершенстве познания (праджня). Это познание-премудрость позволяет ему видеть глубинное сансары и нирваны, а также то, что все вещи суть “только сознание”.

На седьмой ступени - “далеко распространяющейся” (дурангама) - адепт становится уже настоящим бодхисаттвой. Он может войти в паранирвану, но медлит ради “освобождения” других существ, предпочитая ей “активную нирвану” (апратиштхита-нирвана). Сейчас он овладевает сразу двумя новыми совершенствами: умением использовать любые стратагемы ради помощи “сансарным” существам (упая) и способностью передавать им свой запас “заслуги” (пунья). Его собственный “кармический капитал” от этой щедрости уменьшиться не может, ибо он, делясь им с другими, приобретает еще большую “заслугу”.

Восьмая ступенька - “недвижимая” (ачала), ибо бодхисаттва неколебим в своей решимости действовать в этом мире ради “освобождения” других существ. Соответствующим совершенством является поэтому верность великому обету (пранидхана). Теперь бодхисаттва может принимать любой внешний облик ради помощи другим существам.

На девятой ступени - “благочестивого размышления” (садхумати) - бодхисаттва использует весь свой интеллектуальный потенциал для проповеди дхармы. Здесь реализуется всемогущества (бала), проявляющееся в постижении бодхисаттвой магических формул (дхарани) - “словесных талисманов”, которое он передает дальше ищущим “освобождения”.

Наконец, десятая ступень-“облако учения” (дхармамегха)- превращает его уже в небесного бодхисаттву. Он восседает, как “освященный” (абхишикта) на небе, на великом лотосе, и его излучает особый свет. Соответствующее совершенство-полнота знания (джняна). С облаком он сравнивается потому, что, как проливает дождь, он, распространяя свои лучи на землю, смягчает печаль и живых существ. На этой ступени бодхисаттва становится уже Майтреей, который ожидает своего часа на небе тушита, чтобы явиться на землю новым буддой. Так восхождение адепта, начавшееся с ликования по поводу превосходства над “обычными людьми”, завершается полнотой самообожествления и восседанием на небесных престолах. Это и является реальной целью сотериологии махаяны, средствами осуществления которой служат все перечисленные этические и “дианоэтические” добродетели.

Символика иерархии ступеней продвижения адепта “пути бодхисаттвы” нашла и в буддийском зодчестве. Так, знаменитый храм архитектурного комплекса Боробудур (Центральная Ява), датируемый 8-9 вв., состоит из основания (символизирующее ), над которым надстроены шесть квадратных платформ (первые уровни-совершенства), а над ними три круглых (высшие уровни-совершенства), завершающиеся ступой (последняя ступень “небесного бодхисатгвы”). Последовательность ярусов совершенства должна внушать каждому адепту , что он тоже может, начав с щедрости, мало-помалу стать еще одним, новым божеством, способным “дождить” свои милости на землю, если только будет правильно работать с хорошими “учебными пособиями”. Поэтому с т. зр. религиоведческой компаративистики, буддийская “линейная” ступеней совершенства составляет прямую инверсию христианского пути восхождения (изложенному также в иерархической последовательности добродетелей, напр., в “Лествице” Иоанна Синайского), где считается, что реальные достижения обратно пропорциональны “ступенькам” самооценки, а эйфорические высоты последней прямо пропорциональны степени человеческого падения.

Лит.: DayatB. The Bodhisattva Doctrine in Buddhist Literature. L., 1932; Ольденбург С. Ф. Буддийский сборник “Гирлянда джатак” и заметки о джатаках.-“Записки восточного отделения императорского русского археологического общества”, 1893, т. 7; ИгнатоW4 А. И. “Десять ступеней бодхисатгвы” (на материале “Цзиньгуанмин цзуйшэ ванцзин”).-В кн.: Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1986.

В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

В буддизме данной целью может служить бодхисаттва. , который выбрал Путь , может столкнуться с тем, что нет чёткого описания этого явления, его представителей, их способа и необходимых условий для достижения данного состояния. Давайте разберемся, что же это такое, и какую роль оно играет в учении буддизма.

Определение понятия

Путь бодхисаттвы - это посвящение собственной спасению всех существующих в мире, живых существ. Поскольку в буддизме существует круг перерождений, в процессе которого формируется, улучшает свои качества и, при достижении идеального образа , соответствующего всем необходимым канонам и нормам, индивид достигает состояния нирваны.

Важно! Тот, кто отказался принять состояние нирваны и остался на переходном этапе и считается достигшим бодхисаттвы.

Делает он это с непосредственной целью спасения всего живого на Земле. Само слово состоит из двух частей: «бодхи», что означает достижение просвещения, а также «сатва» - суть, или существо. Можно сказать, что это принятие решения стать Буддой во благо всего существующего. Этимология слова имеет определенную особенность, частица «саттва» – означает герой, или с большой смелостью, в то время как «сатва» имеет значение самого существа, в связи с этим часто возникает путаница. В целом оно означает , который имеет альтруистическую цель.

История происхождения

Появление термина « будда бодхисаттва» прежде всего, связано с именем Гаутамы Будды. Именно при его поисках пути освобождения и перерождения его определили как первого Будду. После этого слово начали применять непосредственно в значении , который хочет достичь состояния Будды и пожертвовать нирваной ради спасения всего живого. Многие пытаются достичь состояния нирваны, но им нужен проводник или помощник, и именно в этом поможет такой . Но он должен достигнуть определенного уровня осознания, а именно первую бхуми. Период перед этим называется джатисаттва.

Еще разъяснение этого понятия можно встретить в трактатах: «Мадхъямикаватара» и «Праджня». Основы мадхьямики». Упоминания о них можно найти в ранних сутрах, например в Саддхармапундарика-сутре 23 раза упоминалась бодхисаттва, как всеобъемлющая мудрость, в Вималакирти нирдеша сутре слово употреблялось более 50 раз.

Предназначение

Главной идеей является несение альтруизма, безусловно, это не отрицает собственного просвещения на пути достижения нирваны, но в первую очередь - это стремление просветить других и избавить их от страданий. Поскольку жизнь полна несчастий, то одним из целей является постижение эмпатии. В некоторых сутрах указано, что проявляя глубокое сострадание к человеку, индивид на достижение бодхисаттвы может даже . Еще при ответе на вопрос о том, кто же такой бодхисаттва, говорят, что это тот, «кто имеет великую смелость достигать Пробуждения от неведения для блага всех существ». Также различают три вида мотивации для достижения данного явления:

  • король. Сначала достигну сам, позже помогу другим;
  • лодочник. Достигну просвещения вместе с остальными;
  • пастух. Достигает просвещения в последнюю очередь, так как сначала указывает путь другим.
Подобный настрой получил название «бодхичитта» - мотивация для достижения благополучия для всех живых существ.

Качества, которыми должен обладать Бодхисаттва

Считается, что те, кто достигают определённых этапов развития, имеют уже другой облик и качества, поэтому человеку на пути Познания необходимо:

  • умение общаться с другими не свысока;
  • хорошие ораторские навыки, чтобы убедить людей в том, как следует действовать и рассказать им о страданиях, которых можно избежать;
  • чувство беспредельного сострадания;
  • неутомимость и смиренность;
  • готовность помогать без поощрения и благодарности;
  • к абсолютно всем живым существам.

Качества можно принять в понимании «парамиты» - силы, которая помогает достичь просветления, или специальная способность. Обычно выделяют 10 необходимых парамит:
  1. Дхьяна - сосредоточенность, или парамита .
  2. Дана - проявление щедрости и доброты.
  3. Бала - сила, уверенность в намерениях.
  4. Шила - умение соблюдать всё данные обеты и , которые необходимы для достижения нирваны.
  5. Вирья - целеустремленность, усердность, сосредоточенность.
  6. Джняна - универсальность знаний, умение достичь самостоятельного существования.
  7. Кшанти - умение отрицать негативные чувства, или парамита терпения.
  8. Праджня - чистота , мудрость.
  9. Пранидхана - парамита клятв.
  10. Упайя - умение найти особый подход к каждому живому существу.
Также во время становления человек должен принять специальный обет бодхисаттвы, который закрепит определенные правила и будет служить дополнительной мотивацией для их воплощения в . Главной целью обета является то, что мы перестаем служить своим собственным интересам, или стремиться к достижению комфорта, а посвящаем всё полностью другим.

Знаете ли вы? Буддизм называют «религией опыта», потому что большинство умозаключений должно основываться на личном опыте.

Обеты можно встретить в таких сутрах: Ланкаватара, Бодхипатхапрадипа, или Светоч на пути к Пробуждению.

Ступени развития

Именно с принятия обета начинается путь бодхисаттвы, он может быть разнообразным и включать гораздо больше элементов, нежели 10 основных. После этого необходимо пройти 4 ступени развития:

  • Пракритичарья - первая ступень, осознание духа просветления, или бодхичиттотпада.
  • Пранидханачарья - вторая ступень, принятие чёткого решения о становлении на путь и приношение нерушимого обета перед Буддой.
  • Ануломачарья - третья ступень, начало деятельности строго в соответствии с обетом.
  • Анивартаначарья - четвертая ступень, нерушимое следование выбранному пути, также имеет название пути, с которого нет возврата.
Помимо 4 ступеней, также присутствует достижение определенных , которые называются бхуми, или «земли бодхисаттвы». Для достижения каждой бхуми необходимо соблюдать законы и правила обета.

Бодхисаттва в хинаяне

Хинаяна – одно из учений традиций, имеет второе название «Малая Колесница». В контексте данного учения бодхисаттва понимается как будущий Будда. Всего в данном течении насчитывается 24 бодхисаттвы. Это число невелико, поскольку не все способны достичь данного состояния, а только предшествующего ему состояния архата. При этом они преследуют, в первую очередь, достижения собственного просветления, а позже - других.

Бодхисаттва в махаяне

Махаяна, или «Великая Колесница» представляет бесконечное число бодхисатв.

Важно! Каждый мирный житель может породить желание стать Буддой.

Именно в этой концепции главной целью является достижения просветления других, а после себя. И улучшение всех живых существ, и избавление их страданий в колесе перерождений - .

Бодхисаттва в ваджраяне

Ваджраяна, или «Алмазная Колесница» также представляет бодхисаттву в своей иерархии божественных существ. Переносит на себя идеи махаяны, поскольку является одним из подвидов данного учения. Во всех из них используется 37 практик бодхисаттвы. То есть, можем сделать вывод, что для достижения статуса Будды необходимо иметь искренние побуждения, определенные качества и быть готовым к трудностям на Пути Просвещения!

Для блага всех существ", тиб.: byang chub sems dpa, букв. "чистый просветлённый настрой")- важное понятие персонологии буддизма, идеал Северного буддизма с учениями Махаяны и Ваджраяны .

Этимология слова

Джатисаттвы, Бодхисаттвы и Махасаттвы

Часто термин Бодхисаттва ошибочно применяется ко всем существам, стремящимся развить Бодхичитту – желание достичь состояния Будды для освобождения всех живых существ от страданий. Однако в Сардхадвисахасрика праджняпарамита сутре было разъяснено, что термин "бодхисаттва" может быть применён только к существу, достигшему первого уровня освобождения – реализовавшему первую "бхуми", а до этого момента его называют "джатисаттва".

Согласно Партрулу Ринпоче, первая из десяти ступеней-бхуми благородных бодхисаттв, стадия, на которой истина реальности явлений становится очевидной. Поэтому она называется Путем видения. На этой стадии, присутствует изобильное блаженство, отличное от любого другого ранее известного, поэтому эта бхуми известна как стадия «Совершенная Радость». На этой стадии очищается омрачение скупости и связанные с ней привычные тенденции, и совершенствуется парамита щедрости, бодхисаттвы обретают двенадцать групп качеств, каждая из которых состоит из сотни. Они также способны: входить и выходить из сотни состояний самадхи за единственное мгновение, видеть сотню будд лицом к лицу, и получать их благословение, путешествовать по ста сферам будд, сотрясти сотню мировых систем, осветить сотню мировых систем, привести сотню существ к совершенному созреванию, проявиться в сотне эонах в одно мгновение, знать сотню эонов прошлого и сотню эонов будущего; открыть сотню дверей к Дхарме, проявить сотню эманаций, и для каждого из этих тел, проявить сотню спутников. На этой стадии, бодхисаттва может принять рождение как правитель Джамбудвипы , мира людей, согласно буддийской мифологии, одного из четырех материков мироздания, расположенного с южной стороны горы Сумеру.
Всех, кто еще не достиг этого уровня, но дал обещание Бодхисаттвы, стремясь развить Просветленный настрой - бодхичитту , желая достичь состояния будды для освобождения всех живых существ, - называют "джатисаттва". Это учение разъясняется в трактате Нагарджуны "Праджня. Основы мадхъямики" и в трактате Чандракирти "Мадхьямикаватара".

Бодхисатва - тот, кто познал «пустоту», то есть единство истинной реальности (санск. Дхарматы), взаимозависимость и непостоянство всех воспринимаемых в ней обусловленных явлений, а потому развил сочувствие и мудрость.

Следующих Путём Бодхисаттвы подразделяют на два типа: обычные бодхисаттвы и бодхисаттвы-махасаттвы .

Обычные бодхисатвы- существа проходящие первые две ступени пути – путь накопления и объединения.

Великие бодхисатвы-махасатвы (санскр. mahāsatva – "великий герой", "имеющий смелость постигать великую истину"; тиб: Семпа ченпо, букв. "великий герой"). - это бодхисатвы, достигшие третьей стадии – ступени видения – непосредственного восприятия природы реальности. Это уровень осознания "пустотности" как себя, так и всех феноменов. Фактически, когда говорится о бодхисаттвах-махасаттвах, то имеются ввиду достигших трёх последних бхуми Пути Бодхисаттвы.

В Махавайрочана сутре о бодхисаттвах-махасатвах сказано так: "В соответствии со сказанным в Ваджрашекхара-йога-тантре, есть три вида сатвы... Третий – наивысшее сознание под названием "бодхи-сатва", лишённое всяческой робости, вышедшее за пределы всевозможных развлекательных умопостроений. В нём – полное добро, чистая белизна и нежная утончённость; значение его ни с чем не сравнимо. Это – восхитительное сердце, исходная сущность рождённых существ. С ним становятся способными терпеливо вступать на Путь, практиковать радостные обеты, становиться твёрдыми и непоколебимыми, – потому и называется оно "многое связывающей просветлённостью". В соответствии с ним среди людей производятся самые умелые действия, обращающие всех рождённых существ, – отсюда и название "махасатва"

Обещание сохранять обеты бодхисаттвы распространяется не только на эту жизнь, но и на каждую последующую жизнь вплоть до достижения просветления. Таким образом, эти обеты переходят в нашем потоке ума в следующие жизни в виде тонких форм. Если мы приняли обеты в прошлой жизни, мы не теряем их, неосознанно совершая нарушение сейчас, если еще не приняли их заново в течение текущей жизни. Принятие заново этих обетов в первый раз в этой жизни увеличивает прилагаемые нами усилия для достижения просветления, которые растут с тех самых пор, когда мы впервые их приняли.

Термин "Бодхисаттва" в последнее время стал широко ошибочно применяться ко всем, кто дал Обещание (обет) Бодхисатвы - то есть к джатисатвам.

Бодхичитта - мотивация Бодхисаттвы

В северном буддизме возобладал образ того, "кто имеет великую смелость достигать Пробуждения от сна неведения для блага всех существ". Такой Просветленный настрой получил в Махаяне название «Бодхичитта » [Торчинов 2005: 73].

Главным отличительным качеством Бодхисаттвы является данное им обещание о развитии Бодхичитты - просветленного настроя, то есть мотивации работать для благополучия всех существ. Упоминания о бодхисаттвах встречются уже в самых ранних сутрах, так в Саддхармапундарика сутре упоминаются 23 бодхисаттвы, а в Вималакирти нирдеша сутре – более 50. Большое значение в традиции Махаяны играют канонические бодхисаттвы, имена которых часто упоминаются в сутрах Махаяны, такие как Самантабхадра,Майтрея, Манджушри. В Индии наиболее почитаемы бодхисаттвы Манджушри, Авалокитешвара, Махастхамапрапта и Майтрея, реже встречаются упоминания о бодхисаттве Трайлокявиджае; в Китае и в Японии – Авалокитешвара (Гуань-инь, Каннон), Кшитигарбха (Дицзан-ван, Дзидзо) и Акашагарбха (яп. Kokuzo); в Тибете и Монголии – Авалокитешвара, Ваджрапани и Манджушри.

В традиции Ваджраяны различают три типа мотивации бодхисаттв.

Бодхисаттва-король помогает существам с высоты своего величия - он думает: сначала я сам достигну Просветления, а затем смогу привести к нему остальных. Бодхисаттва-лодочник направляется к просветлению вместе с другими, то есть "в одной лодке". Бодхисаттва-пастух достигает Просветления последним, так как всегда думает "сначала другие, потому, что они важнее, а потом я".

Путь Бодхисаттвы

(санскр. чарья) направлен на достижение собственного Просветления ради освобождения других. Для того, чтобы встать на Путь Бодхисаттвы, необходимо принять обеты бодхисаттвы у Будды, либо другого реализованного (достигшего своей цели) Бодхисаттвы.

Далее Бодхисаттва начинает путь, состоящий из практики шести парамит :

  1. дана-парамита - совершенство щедрости
  2. шила-парамита - совершенство осознанного поведения
  3. кшанти-парамита - совершенство терпения
  4. вирья-парамита - совершенство усердия, радостного усилия
  5. дхьяна-парамита - совершенство медитации
  6. праджня-парамита - совершенство мудрости.

Также существует множество текстов и письменных инструкций к практике Пути Бодхисаттвы. Одним из самых популярных является труд Ачарья Гьялце Нголчу Тхогме Зангпо Ринпоче (1295 – 1369) о махаянской практике развития бодхичитты и проживании своей жизни как бодхисаттва, который называется "37 практик Бодхисаттвы", а также популярны многочисленные комментарии к нему, написанные другими великими учителями.

Введение к тексту "37 практик Бодхисаттвы": “ Все страдания приходят от желания своего собственного счастья Совершенные Будды рождаются из мысли о помощи другим.

Путь бодхисаттвы разделен на уровни (Бхуми), или ступени. В ранних махаянистских сутрах этих уровней насчитывается семь, но примерно с III в. н. э. их число увеличивается до десяти. Длительность пути бодхисаттвы равняется примерно трем «неисчислимым кальпам» (каждая – миллионы лет), причем в течение первой кальпы достигается только первый уровень, в течение второй – седьмой, а в течение третьей – десятый. На своем пути бодхисаттва перерождается много раз, причем в облике не только человека, но и любого другого существа, находящегося в сансаре. Бодхисаттва десятого уровня может сам выбирать форму своего существования и даже иметь одновременно несколько воплощений.

; буквально: «существо, стремящееся к пробуждению» или «существо с пробуждённым сознанием», термин состоит из двух слов - «бодхи » и «саттва ») - в буддизме существо (или человек), обладающее бодхичиттой , которое приняло решение стать буддой для блага всех существ. Побуждением к такому решению считают стремление спасти все живые существа от страданий и выйти из бесконечности перерождений - сансары . В махаянском буддизме бодхисаттвой называют также просветлённого, отказавшегося уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ .

Слово «бодхисаттва» на тибетском звучит как «джанг-чуб-сем-па», что означает «очистивший пробуждённое сознание».

Бодхисаттва в раннем буддизме

Образ бодхисаттвы появился уже в раннем буддизме. Путь бодхисаттвы прошли будды прошлого и Будда Шакьямуни - будда современного периода. Кроме того, почитается бодхисаттва Майтрейя (на пали - Меттейя), который в будущем родится среди людей и станет буддой, и его приход станет золотым веком.

В другом смысле бодхисаттвой называют того, кто уже стал архатом (6-я стадия пути, согласно Дашабхумика-сутре) и продолжает совершенствоваться до 10-й стадии «облаков Дхармы». В конце своего пути бодхисаттва постигает праджняпарамиту («совершенную мудрость» или «запредельное знание»), которая имеет отличия от «полного просветления », согласно Аштасахасрика-праджняпарамита-сутре :

Даже если бодхисаттва, после того, как он возвысил свое сознание до полного просветления, будет в течение бесчисленных времен осуществлять дары, блюсти моральную чистоту, совершенствовать свое терпение, проявлять старательность и пребывать в состоянии медитации, но если при этом он не обладает совершенной мудростью и не умеет прибегать к искусным средствам , то он обречён опуститься до уровня простого ученика (шравака) ипи пратьекабудды .

В более узком смысле бодхисаттвами называют бодхисаттв-махасаттв (великих существ) - мифологизированных персонажей махаянского пантеона. Таковы Авалокитешвара - бодхисаттва сострадания, Манджушри - бодхисаттва мудрости, Тара - женщина-бодхисаттва, превратившая свою женственность в средство спасения живых существ, и многие другие. В народном буддизме эти великие бодхисаттвы-махасаттвы воспринимаются как податели мирских благ, но для серьёзно практикующих людей сохраняют своё значение руководителей и помощников на пути пробуждения. Особый текст: 37 практик бодхисаттвы

См. также

Примечания

Литература

  • Дюмулен Г. Идеал бодхисаттвы // История дзэн-буддизма. Индия и Китай. - СПб. : ОРИС, 1994. - 336 с. -

В буддизме существует довольно интересное существо, которое называют бодхисаттвой. Считается, что стать им довольно трудно, но возможно, поэтому многие, кто практикует этот путь, стремятся достичь нужного состояния. В данной статье вы получите ответ на вопрос: бодхисаттва - это кто такой? Также вы сможете узнать путь, которым он следует, и принципы, которых придерживается.

Понятие “бодхисаттва”

Бодхисаттва - это человек (на нашей планете), который достиг просветления, но в отличие от Будды он не покинул этот мир, а остался. Его цель довольно проста и в то же время сложна - помочь людям на их пути духовного совершенствования. Следует также отметить, что бодхисаттвой можно назвать то существо, которое реализовало первую бхуми. Пока этого не произошло, применяется термин "джатисаттва".

Бодхисаттвы часто живут в миру среди других людей, соблюдая обеты и не сворачивая с пути. Их отличает милосердие и сопереживание другим существам. В “Сутре Вималакирти” можно найти сюжет о больном бодхисаттве. А вот когда задали вопрос о том, почему он болеет, то в ответ получили следующее: болезнь случилась от великого сопереживания людям, которые болеют. Таким образом, он как бы настроился на их волну.

Вообще, считается, что приход такого существа на землю - это великое благо. Ведь бодхисаттвы всегда притягивают к себе людей, которые хотят услышать мудрость от них. Некоторые получают необходимый толчок, который позволяет коренным образом изменить свою жизнь.

Также следует отметить, что в разных традициях буддизма это понятие несколько отличается, равно как и подход к самому пути. Подробнее об этом будет написано несколько ниже.

Первое упоминание о бодхисаттве

Впервые бодхисаттва в буддизме упоминается еще на начальном этапе развития этого религиозного течения. Его можно найти в самых ранних сутрах, например Саддхармапундарика сутра (в ней указано двадцать три таких существа), Вималакирти нирдеша сутра (указано более пятидесяти).

Предназначение бодхисаттв

Как было сказано выше, бодхисаттва - это тот, кто уже достиг просветления. Его предназначение в этом мире - принимать страдания с радостью, причем как свои, так и других людей. Считается, что это основа практики таких существ.

По некоторым данным, существует два вида бодхисаттв. Одни совершают только добро, их действия не могут принести вред ни для себя, ни для кого-то другого. Таким образом, они не накапливают плохую карму никогда, всегда поступая только правильно.

Второй вид бодхисаттв предполагает накопление плохой кармы, совершая плохие поступки во благо других. Причем он вполне осознает свои действия, а также наказание за них (попадание в нижние миры после смерти). Многие считают, что именно второй путь требует большей

Непреложные обеты

Очень важной ступенью в достижении уровня бодхисаттвы являются обеты, которые он дает перед тем, как начать восхождение по лестнице вверх. Они предполагают заботу о других существах, искоренение различных пороков в себе, соблюдение нравственности и т. д. Также вступающий на этот путь дает клятвы и дополнительно четыре великих обета.

Качества (парамиты) бодхисаттвы

У бодхисаттв существуют определенные качества, придерживаясь которых нельзя сойти с выбранного пути несения пользы всем людям. В разных сутрах их описано разное количество, но мы выделим десять самых важных:

  • Дана-парамита. Щедрость, которая предусматривает различные благодеяния, как материальные, так и духовные, а также пожертвования.
  • Шила-парамита. Соблюдение обетов, т. е. обязательное следование заповедям и обетам, которые помогают достичь просветления.
  • Кшанти-парамита. Терпение, которое позволяет не испытывать ненависть и захваченность. Еще это качество можно назвать невозмутимостью - идущего трудно вывести из себя.
  • Вирья-парамита. Усердие (старание) - существует только одна мысль, только одно действие и направление.
  • Дхьяна-парамита. Созерцание - происходит сосредоточение, самадхи.
  • Праджня-пармита. Достижение и познание высшей мудрости, стремление к ней.
  • Упая-парамита. Уловки, с помощью которых бодхисаттвы спасают тех, кому это требуется. Особенностью является то, что к каждому находится правильный подход, позволяющий направить страждущего на путь выхода из колеса сансары.
  • Пранидхана-парамита. Клятвы, которые обязан соблюдать бодхисаттва.
  • Бала-парамита. Внутренняя сила, которая освещает все вокруг и помогает тем, кто находится вокруг высшего существа стать на путь добродетели.
  • Джняна-парамита. Знание, предполагающее возможность самостоятельного существования в совершенно различных местах.

Ступени развития бодхисаттв

Существует также десять ступеней развития бодхисаттв. Каждая ступень занимает множество перерождений, а это занимает довольно много миллионов лет. Таким образом, эти существа добровольно обрекают себя на колесо сансары ради того, чтобы помочь выйти из него другим существам. Рассмотрим уровни (бхуми) бодхисаттв (они взяты из двух источников - “Мадхьямикаватары” и “Священной сутры золотистого цвета”):

  • тот, кто обладает высшей радостью;
  • непорочный;
  • сияющий;
  • пламенный;
  • труднодостижимый;
  • проявляющийся;
  • далеко идущий;
  • недвижимый;
  • добромудрый;
  • облако дхармы.

Бодхисаттва в хинаяне

Также следует рассмотреть, что означает бодхисаттва в буддизме разных традиций. За то время, как появилась эта религия, некоторые начали несколько иначе воспринимать путь просветления, а также отношения к другим существам.

Итак, в хинаяне бодхисаттва - это существо (его тело может абсолютно разным, например животного, человека или представителя адских планет), которое решило пройти путь, чтобы стать Буддой. Возникнуть такое решение должно на основе огромного желания покинуть колесо сансары.

В направлении хинаяны такими существами могут быть только бывшие Будды (не больше двадцати четырех), причем до того момента, пока они не стали ими. Бодхисаттвы обязательно должны встретиться в одном из рождений с Буддой, который делает им пророчество, предрекая будущее просветление.

Следует отметить, что в традиции хинаяны бодхисаттва - это не идеал учения. Больше всего последователи стремятся достичь статуса арханта, который считается святым, прошедшим путь до нирваны самостоятельно, лишь следуя указаниям Будды. Никто другой ему тут помочь не может. Это произошло потому, что в этом учении невозможно простому верующему достичь уровня Будды.

Бодхисаттва в махаяне

Бодхисаттва в буддизме махаяны имеет несколько другой статус, но и само течение, которое сформировалось гораздо позже предыдущего, отличается. Главной особенностью махаяны является тезис, что спастись может каждый, кто верует и соблюдает обеты. Именно поэтому движение и получило такое название, которое еще переводится как “великая колесница”.

В буддизме махаяны бодхисаттва - это религиозный идеал, к которому должен стремиться каждый последователь течения. Арханты, которые в хинаяне идеализированы, подвергнуты сомнению из-за того, что они стремятся к личному просветлению, нисколько не заботясь о страданиях других людей. Таким образом, он остается в рамках своего “я”.

В целом в махаяне путь арханства - это узкий и эгоистичный путь. Махаяна обосновала концепцию трёх путей: достижение арханства, затем просветление пратьека-будд и сам путь бодхисаттвы.

Бодхисаттва в ваджраяне

Во ваджраяне бодхисаттва - это некоторая смесь идеала этого образа с йогином, который в совершенстве владеет всеми сиддхами. Это, в принципе, естественно, так как само течение возникло гораздо позже, чем два предыдущих. Еще одной особенностью является то, что некоторые бодхисаттвы являются эманациями определенных Будд. Таким образом, сам принцип пути к совершенству потерян.

Некоторые бодхисаттвы, которые жили в нашем мире

Следует отметить, что в каждом течении буддизма существует свой пантеон бодхисаттв, список которых может разниться. Например, в махаяне можно встретить реально живущих ранее бодхисаттв, которые находились на разных ступенях своего развития. Это Арьяасанга (третий уровень), Нагарджуна (девятый уровнь) и др. Самыми главными считаются Авалокитершвара, Кшитигарбха, Манджушри и др.

Майтрея - это бодхисаттва, который должен вскоре прийти на землю. Сейчас он проходит большие проверки на небе сферы желаний Тушита. Следует отметить, что именно он почитается бодхисаттвой во всех течениях буддизма.

Заключение

Теперь вы знаете ответ на вопрос: бодхисаттва в буддизме - что это такое? Несмотря на то, что отношение к этим существам в различных направлениях буддизма разное, их особенность и нужность трудно оспорить, ведь для становления на этот путь нужно иметь сильную волю и дух.