Отличие индивидуализма от эгоизма. Что такое эгоизм. Виды эгоизма и его проявление. Индивидуализм в российской культуре

6.Чем отличаются друг от дpyгa различные формы государства? В чем состоит различие форм территориального устройства? 7. Что такое политический режим?

Назовите типы политических систем, различные по политическим режимам. 8. Чем отличаются друг от дpyгa тоталитарный и авторитарный политические режимы? 9. Каковы основные принципы и ценности демократической политической системы? В чем ее преимущества перед иными типами политических систем? В чем состоят противоречия демократии? 10. Назовите главные изменения российской политической системы в 1990-x гг. Что препятствует развитию демократии в России?

На уроке обществознания учитель объяснял ученикам отличия Конституции от других нормативно-правовых актов. Сравните Конституцию и любой другой

нормативно-правовой акт. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.1) обязательность исполнения

Расскажите мне пожалуйста чем отличается друг от друга национализм,фашизм, нацизм, расизм. Определение этих понятий я знаю, мне не нужны определения.

Просто мне сказали, что это слова синонимы, но между ними есть одна тонкая грань и они различаются? так что это за грань? чем они отличаются?

1)Характерной чертой индустриального общества является:

а) широкое использование внеэкономического принужденияк труду,
б) слабость и неразвитость демократических институтов
в) преобладание коллективного сознания над индивидуальным
г) преобладание черной формы собственности
2) Сущность проблемы "Севера" и "Юга" состоит в:
а) истощении природных ресурсов
б) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты
в) организации сети международных террористических организаций
г)росте культурного многообразия
3. рациональное познание в отличие от чувственного:
а)расширяет знания об окружающем мире
б) формирует наглядный образ предмета
в) осуществляется в форме ощущений и восприятий
г) использует логическое умозаключение
4. Что отличает товарноехозяйство от натурального?
а) используются орудия труда
б) увеличиваются расходы материалов на единицу продукции
в) продукция производится для продажи
г) существует разделение труда
5. по какомц признаку выделены слова: племя, род, народность?

Какой признак отличает семью от других малых групп?

1) совместная деятельность
3) общий быт
2) общие цели
4) общие интересы

А. работает учителем. Помимо уроков она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. В действиях А. проявляется
1) социальная роль
3) социальная структура
2) социальный конфликт
4) отклоняющееся поведение

Верны ли следующие суждения об этнических группах?
А. Этническим группам присуще культурное своеобразие.
Б. Любая этническая группа стремится к созданию собственной государственности.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны

Признаком суверенитета государства является
1) доминирование на международной арене
2) право на вмешательство во внутренние дела других государств
3) верховенство государственной власти внутри страны
4) право на отчуждение земель соседей

В газетах часто встречается информация о политической жизни общества. Прочитайте выдержки из статей журналистов, рассказывающих о политике. В какой из них содержится информация о демократических выборах?
1) «Прошедшие в стране выборы зафиксировали безоговорочную поддержку гражданами единственного кандидата в президенты».
2) «Выборы проходили в обстановке закрытости, кандидаты от оппозиции не получили возможности выступить в средствах массовой информации».
3) «Международные наблюдатели не были допущены на проводимые в стране выборы». 4) «Граждане имели возможность познакомиться с разными программами, сделать реальный выбор в условиях альтернативы».

Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии представляют перед государством интересы различных социальных групп.
Б. Только политические партии могут выдвигать политических лидеров и создавать программы развития государства и общества.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны

«На вкус и цвет товарища нет» эта поговорка, возникшая ещё во времена существования СССР, крепко засела в умах наших граждан. Суть её доступна и понятна каждому, ведь человек это кувшин - наполненный абсолютно разными знаниями, воспоминаниями, взглядами на жизнь и ценностными ориентирами.

Понятие индивидуализм впервые использовали в философии и переводится оно как - наличие у каждого человека своего социального, политического и морального мировоззрения. Упор здесь ставится на личностную свободу и права человека.

Открытый индивидуализм – это открытый взгляд на несомненное превосходство личности. Также его можно охарактеризовать как философскую точку зрения, согласно которой личность единственная и неповторимая и второй такой же нет. Феноменология этого термина в том, что человек непрерывно развиваясь как личность, находит себя в разных сознательных телах и в разное время. Как уже говорилось ранее, приверженцы твёрдого индивидуализма выступают против подавления личности со стороны политических и общественных институтов. Индивид как бы противопоставляет себя обществу, причём это противостояние предъявляется не определённому социальному строю, а всему обществу в целом.

Индивидуализм и эгоизм

Данная проблема существует уже очень долго и как результат, задевается многими философскими течениями. Индивидуализация бытия приводит личность к обособленному существованию своего я, отдельно от мнения других. Рефлексия как основной инструмент самопознания позволяет нам систематизировать множество индивидуальных ценностей. Р.Штайнер выступал на защиту личности, поскольку считал что, решения могут приниматься лишь обособленно, а уже потом из этого произрастает мнение общественности. В нигилистической философии, к которой относил себя и Ницше, эгоизм рассматривался исключительно с положительной точки зрения. Сейчас нам будет трудно сойтись во мнениях с величайшими мыслителями того времени, так как изменилась сама суть проблемы в общем. Произошло это за счёт смени положительной интерпретации эгоизма, как качества характера помогающего сформироваться как личность на отрицательную.

Действительно индивидуализм может перерасти в свою крайность - эгоизм, эгоцентризм, точно также как и активная позиция личности в государстве может перерасти в авторитарное поведение, но это никоем образом не выступает показателем способствующим отожествлению таких понятий.

Принцип индивидуализма впервые был сформирован в 19 веке представителем французской интеллигенции, учёным и политиком Апексисом де Токвипем. Он же впервые ввел такое определение индивидуализма как – естественная реакция личности на политический деспотизм и авторитаризм в управлении государством.

Представления и идеи:

Права обязанности и ценности индивида первичны по отношению ко всему обществу, причём личность выступает непосредственным их носителем. В общем, данный принцип ориентирован на защиту прав человека в самоорганизации своей частной жизни, на его самодостаточность как члена общества и его способность противостоять различным внешним влияниям. В заключение можно сказать, что любое общество - это совокупности индивидов, принимающих на себя ответственность не только за свои поступки, но и за поступки окружающих людей.

Миссия России. Национальная доктрина Вальцев Сергей Витальевич

Эгоизм и индивидуализм

Эгоизм и индивидуализм

Ошибочное отожествление коллективизма с альтруизмом встречается еще более часто, чем отожествление иррациональности и духовности.

Как мы помним, коллективизм – форма ценностных ориентаций, в основе которой лежит принцип «окружающие должны играть значимую роль в моей жизни». Индивидуализм – зеркальное отражение коллективизма.

Альтруизм – форма ценностных ориентаций, в основе которой лежит принцип «ради помощи окружающим я могу жертвовать собственными интересами». Эгоизм – зеркальное отражение альтруизма.

Коллективизм часто путают с альтруизмом, а эгоизм с индивидуализмом. Но это все разные феномены. Для анализа соотношения коллективизма и альтруизма обратимся к рис. 11 .

Исходя из приведенных нами определений «коллективизма», «индивидуализма», «эгоизма» и «альтруизма», возможны четыре сочетания ценностных ориентаций.

Альтруист + коллективист («ради других» и «коллектив важен»). Люди с подобным сочетанием ценностных ориентаций посвящают свою жизнь служению обществу.

Эгоист + индивидуалист («ради себя» и «коллектив не важен»). Это эгоистичные индивидуалисты, кроме себя их мало что интересует.

Рис. 11. Соотношение понятий «коллективизм», «индивидуализм», «эгоизм» и «альтруизм»

Возможны ли другие сочетания ценностных ориентаций? Например, разве может человек жить для себя, и в то же время коллектив для него имеет значение? Может!

Альтруист + индивидуалист («ради других» и «коллектив не важен»). Это люди не живут ради себя, но и коллектив, общество для них не важны. Это защитники природы, борцы за права животных, т. е. те люди, которые посвящают свою жизнь не себе, но и не служению обществу. Парадокс заключается в том, что альтруисты могут не только не жить ради общества, а, напротив, бороться с ними, например, защищая права животных.

Эгоист + коллективист («ради себя» и «коллектив важен»). Такая жизненная позиция тоже имеет место в реальности. Интересы Николая ориентированы на коллектив, он решил посвятить жизнь служению коллективу и поэтому вступил в организацию, цель которой – помощь бедствующим людям. Петр тоже нуждается в коллективе, он карманник, а коллектив – источник его доходов. Таким образом, Николай и Петр обладают высокой степенью коллективизма, они не могут без коллектива. Но можно ли их «поставить на одну доску»?

«Коллективиста» Петра можно назвать «эго-коллективистом», для которого отношение к коллективу чисто потребительское – «Все с помощью коллектива, ничего для коллектива». Это карьеристы, тщеславные люди, люди умеющие дружить «с кем надо».

Можно сказать, коллективисты могут иметь прямо противоположные ценностные ориентации: коллективист – «я для коллектива», эго-коллективист – «коллектив для меня». Аналогично и альтруисты могут иметь прямо противоположные ценностные ориентации. Одни могут жить ради общества, а другие с ним бороться.

Возвращаясь к кросскультурному анализу, отметим, что в психологии западного человека в наибольшей степени представлен индивидуализм и эгоизм, в России все наоборот – альтруизм как проявление духовности и коллективизм.

Восток занимает промежуточное положение между Западом и Россией. Безусловно, Восток – коллективистская цивилизация и в то же время альтруизма там меньше, чем даже на Западе. Поэтому на Востоке так любят красоваться в коллективе с автоматами перед камерами, а потом, при реальном сражении, когда уже необходим альтруизм, все разбегаются (рис. 12) .

Рис. 12. Запад – Восток – Россия

Одна из самых сильных армий Ближнего Востока без боя сдала весь Ирак, одна из самых фанатичных армий Средней Азии без боя сдала весь Афганистан. Да, американцы и их союзники были сильнее, но мы не можем сказать, что они победили хоть в одном сражении: никто не дал им бой. Никто не стоял насмерть под Багдадом, никто по этажам не сдавал каждый дом в Кабуле.

Большой отваги не надо, для того чтобы выступать в Internet и грозить взорвать Вашингтон или вообще всю Америку. При всей эгоистичности западного менталитета необходимо помнить, что Рейхстаг сдавали по этажам.

Что касается смертников, это тоже специфичное восточное явление и нередко оно обусловлено слепым фанатизмом. Героизм отличается от фанатизма своей осознанностью. Уходящие в последний бой японские камикадзе верили, что после смерти станут богами.

Израильские спецслужбы долгое время не могли понять, зачем смертники обматывают свой половой орган большим количеством материи. Потом выяснилось, что причина этого кроется в вере смертников в то, что в раю их ждет несколько десятков девственниц. Одной из причин грандиозного скандала 2006 года стала карикатура на пророка Мухаммеда, на которой он говорит, что девственниц для взрывников-смертников в раю уже не хватает. Подлинный герой, а не фанатик жертвует жизнью «за родину, за Сталина», а не за 40 девственниц.

Из книги Москва, 1937 год автора Фейхтвангер Лион

Глава II КОНФОРМИЗМ И ИНДИВИДУАЛИЗМ «Вялость» москвичейПисателю Андре Жиду был представлен поставивший рекорд «стахановец» - рабочий, который, как сообщили Жиду, «не то за пять часов работы выполнил норму восьми дней, не то за восемь часов - норму пяти дней, точно я

Из книги Социализм. «Золотой век» теории автора Шубин Александр Владленович

Путь к свободе: индивидуализм и синдикализм Заняв нишу умеренного социализма, этатизм вытеснил антиавторитарное направление в нишу антисистемного Сопротивления. Первоначально это вело к ослаблению освободительного социализма и анархизма, но затем дало ему новый

Из книги Индивид и социум на средневековом Западе автора Гуревич Арон Яковлевич

Исландия: архаический индивидуализм Прежде чем обратиться к анализу германских и скандинавских памятников, так или иначе относящихся к эпической древности, мне представляется необходимым остановиться на некоторых сторонах материальной жизни варваров. Нужно еще раз

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Глава 19. Европейский индивидуализм Истоки индивидуализма В XIV–XVI вв. в Европе произошел цивилизационный скачок, оказавший решающее влияние на дальнейший ход европейской и мировой истории. Говоря словами Карла Ясперса: «На Западе произошел тот единственный,

Из книги Семейная психология автора Ивлева Валерия Владимировна

Ревность и эгоизм Человеческая жизнь представляет собой хитросплетение событий и эмоций, цепь происшествий и удач, взлетов и падений. Но ни в одной сфере это многообразие не отражается так ярко, как в семейной жизни. Радость и грусть, боль потери и светлые минуты счастья,

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Магнатско-шляхетский сословный эгоизм Еще в 1545 году Венцеслав Миколаевич (ок. 1490-1560) написал под псевдонимом Михалон Литвин книгу «О нравах татар, литвинов и московитов». Ее напечатали только в 1617 году, спустя полвека после смерти автора. Тем не менее, она оказалась весьма

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Из книги Национализм автора Калхун Крэйг

Индивидуализм и категориальные идентичности Национальность - лишь одна из многих «категориальных» идентичностей, которые приобрели центральное значение в современную эпоху. Им способствует крупный масштаб, но они не имеют четкой связи с каким-то определенным

Из книги Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции автора Мишель Анри

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

Индивидуализм Индивидуализм пронизывает все западное общество. Это второе по важности качество западного аксиотипа. Индивидуализм абсолютизирует позицию индивида в его противопоставленности обществу, причём не какому-то определённому социальному строю, а обществу

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Глава IV Личная религиозность: конфронтация с историей и эгоизм ок. 750–945 гг При дворе жизнь на первый взгляд была полна блеска и красот. Мы уже наблюдали, как придворное общество стимулировало развитие идеала адаба - совершенствования утонченной личности.

Понятие индивидуализма.

Индивидуализм - особая форма мировоззрения, подчеркивающая приоритет личностных целей и интересов, свободу индивида от общества.

Базовыми признаками индивидуализма называют следующие два:

главенство личных целей. У индивидуалистов часто наблюдается несоответствие личных и групповых целей, при этом на первое место у него выходят личные цели, а групповые остаются на заднем плане;

самостоятельность действий личности. Хотя индивид всегда является членом разных социальных групп и организаций, человек с индивидуалистической психологией в высокой степени автономен от них и способен успешно действовать, не обращаясь к их помощи.

Эволюция теорий индивидуализма.

В докапиталистических обществах, как правило, господствовало мировоззрение коллективизма. Право на самостоятельность и демонстративное пренебрежение общепринятыми нормами признавалось только за выдающимися личностями (как легендарный Ахилл из Илиады или реальная Жанна д"Арк), но не за обычными людьми. Широкое распространение индивидуалистических ценностей началось только в Западной Европе позднего средневековья, в эпоху Возрождения.

Понятие «индивидуализм» сформировалось среди английских политических философов нового времени (Джон Локк, Дэвид Юм). При этом речь шла не столько об обособлении человека от общества, сколько о необходимости ограничить давление на отдельного человека со стороны других людей. Такое позитивное понимание индивидуализма как самостоятельности и самоценности личности отражало дух эпохи Просвещения, прославляющей свободного индивида как главного носителя ценностей европейской цивилизации (вспомним Робинзона Крузо Даниэля Дефо). Именно принцип методологического индивидуализма стал основой классической политэкономии: Адам Смит в Богатстве народов (1776) четко сформулировал принцип, что когда индивид заботится о личной выгоде, то тем самым, независимо от своего желания, он приносит и пользу обществу, причем лучше, чем если бы сознательно стремился к общему благу.

Практически до конца 19 в. термин «индивидуализм» был широко распространен только во французском языке. В английский язык он попал благодаря переводу книги Алексиса Токвиля, использовавшего этот термин в своем знаменитом труде Демократия в Америке (1864). Согласно его интерпретации, индивидуализм - это «взвешенное и спокойное чувство, побуждающее гражданина изолировать себя от массы себе подобных и замыкаться в узком семейном и дружеском кругу. Создав для себя, таким образом, маленькое общество, человек перестает тревожиться обо всем обществе в целом». Несмотря на неоднозначность формулировки, это определение не содержало в себе понимание индивидуализма как озабоченности исключительно нуждами своей собственной личности. «Я» (self), о котором, как предполагалось, только и заботятся люди, естественным образом распространялось на семью и друзей.

Параллельно с позитивным истолкованием индивидуализма сформировалась и иная точка зрения. Сторонники социалистических теорий, последователи Анри Сен-Симона, начали использовать понятие «индивидуализм» для противопоставления «социализму». В работе Об индивидуализме и социализме (1834) Пьер Леру выделил два фундаментальных начала в обществе - «стремление человека к свободе» и «стремление человека к общественности» («социальности»). Стремление к «социальности» получило название «социализм», который он противопоставлял, с одной стороны, эгоизму и индивидуализму, а с другой, «абсолютному социализму», отождествляемому с тиранией бюрократического государства. «Индивидуализм» и «абсолютный социализм» П.Леру считал двумя крайними полюсами организации общества.

Таким образом, в социалистической традиции, в отличие от либеральной, укоренилась негативная трактовка индивидуализма как эгоизма и отрицания общественных связей. Впрочем, в рамках марксистской традиции индивидуалистическое мировоззрение рассматривалось как органически присущее капиталистической эпохе, а потому исторически неизбежное, хотя и преодолеваемое в процессе прогрессивного общественного развития. Можно вспомнить Манифест Коммунистической партии (1847) Карла Маркса и Фридриха Энгельса: «Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, …не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного „чистогана". В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности».

Антитеза «индивидуализм - коллективизм» устойчиво закрепилась в 19 в. в трудах социологов и специалистов по социальной психологии.

Первые социологические концепции, анализирующие индивидуализм, строились на противопоставлении современной и традиционной культур. Общепринятой во второй половине 19 в. считалась либеральная точка зрения, согласно которой чем выше в обществе уровень индивидуализма, тем это общество более развито. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/INDIVIDUALIZM.html?page=0,1

Раздел история и общество, статья «Индивидуализм» --1С

Так как данная проблема имеет широкий круг исследователей, имеет смысл сказать об ученых-этнопсихологах, которые видят проблему коллективизма-индивидуализма следующим образом.

Этнопсихология - наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях.

Другими словами можно сказать - это отрасль психологического знания, изучающая национально-психологические закономерности функционирования психики людей как представителей конкретных этнических общностей. Среди множества этнодифференцирующих признаков современные психологи чаще всего выделяют характеристики культуры. Во второй половине двадцатого века именно культуру чаще всего называют основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики. Г.К.Триандис считал, что в основе межэтнических различий лежит «культурный синдром». Культурный синдром, по мнению Триандиса - это определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой.

Сам Г.К.Триандис выделял следующие характеристики культурного синдрома - «простота - сложность», «индивидуализм - коллективизм» и «открытость - закрытость». Другие исследователи выделяли и иные культурные синдромы или измерения. Рассмотрим индивидуализм - коллективизм.

Индивидуалистической может быть названа культура, в которой индивидуальные цели ее членов более важны, чем групповые.

Коллективистская культура, наоборот, характеризуется тем, что в ней групповые цели превалируют над индивидуальными.

В каждой культуре люди имеют как индивидуалистические, так и коллективистские тенденции сознания и поведения, однако относительно больший крен в сторону индивидуализма характерен для Запада, а в сторону коллективизма - для Востока и Юга.

Основной смысл индивидуализма состоит в том, что человек принимает решения и действует в соответствии со своими личными целями, предпочитая их целям общественным. «Я» определяется в индивидуалистических культурах как независимая, способная выжить вне группы единица, а индивиды - как базовые единицы социального восприятия. (Здесь и далее индивидуалистами мы условно называем представителей индивидуалистических культур, а коллективистами - представителей коллективистических культур). Индивидуалисты являются членами многих групп, но - за исключением нуклеарной семьи - слабо с ними идентифицируются и мало от них зависят. Группы, в свою очередь, оказывают слабое влияние на выбор друзей, работы, места жительства своих подросших детей. Обязанности и ожидания людей основаны на переговорах в процессе достижения или изменения личностного статуса. Приемлемыми признаются споры и конфликты внутри группы. Эмоционально индивидуалисты обособлены от окружающих и имеют склонность к уединению.

Основные ценности индивидуалистической культуры - свобода в поступках и самодостаточность, самостоятельность в суждениях, власть над окружающими - позволяют индивиду комфортно себя чувствовать в любом окружении или в одиночестве, отличаться от других и быть независимым.

В индивидуалистических культурах поведение в большей степени регулируется социальными установками, чем групповыми нравственными нормами. Отмечается даже ориентированность подобных культур на нарушение норм - стремление к оригинальности, необычности. Существующие нормы поощряют независимость от группы: не принято одалживать деньги или брать взаймы вещи. При распределении материальных ресурсов превалирует норма справедливости, согласно которой вознаграждение должно соответствовать индивидуальному вкладу.

Основной смысл коллективизма - приоритет интересов группы над личными интересами: коллективист заботится о влиянии своих решений и действий на значимое для него сообщество. «Я» определяется с точки зрения группового членства, социальная идентичность является более значимой, чем личностная, а базовыми единицами социального восприятия являются группы.

Коллективисты осознают себя членами меньшего количества групп, чем индивидуалисты, но связаны с ними более тесно. Они чувствуют себя вовлеченными в жизнь других людей, у них преобладают потребности помочь в трудную минуту, проявить привязанность, в ситуации выбора посоветоваться, даже подчиниться.

В свою очередь, группы оказывают сильное влияние на поведение индивидов. Наиболее значимыми признаются сообщества родственников, соседей, коллег, где люди связаны взаимными обязанностями и ожиданиями, основанными на их постоянном статусе. Это относится, прежде всего, к одному из двух выделяемых Триандисом типов коллективизма - вертикальному коллективизму, при котором акцентируется иерархия членов группы. Самоопределение в этом случае связано с особым местом в иерархии, а физическое и социальное пространство рассматривается в терминах «почетное - менее почетное».

Второй тип коллективизма - горизонтальный - делает акцент на взаимозависимости и единстве. Впрочем, строгая иерархия, характерная для вертикального коллективизма, часто сопровождается солидарностью лиц, занимающих различный статус (см. Бгажноков,1983).

Основными ценностями коллективистической культуры являются следование традициям, послушание, чувство долга, которые способствуют сохранению единства группы, взаимозависимости ее членов и гармоничным отношениям между ними.

В коллективистических культурах групповые нормы являются более важным регулятором поведения, чем социальные установки. «Высоко оценивается «правильное поведение», «жизнь по обычаю», «как у людей», «по уставу»» (Лотман,1992).

Нормативно поощряется зависимость от группы: одалживание денег или вещей способствует сохранению сети отношений основанных на взаимности. При распределении ресурсов превалируют нормы равенства и удовлетворения потребностей.

Гармония и сохранение мира, - важные ценности коллективизма, поэтому любое несогласие в своей среде в данных культурах предпочитают тщательно скрывать («не выносить сор из избы»). В индивидуалистических культурах допускается конфронтация внутри группы, а иногда она воспринимается даже как желательная - необходимость «впустить свежий воздух».

Чем отличаются люди, придерживающиеся норм индивидуализма или коллективизма? Исследования показали, что в коллективистских культурах поведение людей трактуется с позиций норм, принятых в данной культуре, а в индивидуалистических - объясняется личностными особенностями и установками самого индивида. В коллективистских культурах успех человека чаще приписывается помощи других людей, богатству и т.д., а в индивидуалистических культурах успех приписывается способностям личности. Неудача, в свою очередь, в коллективистских культурах трактуется как следствие лени, а в индивидуалистических - как результат неблагоприятного стечения обстоятельств.

В коллективистских культурах человек чаще сам приспосабливается к ситуации, чем меняет ситуацию «под себя», а в индивидуалистических культурах - наоборот, стремится изменить ситуацию в «свою пользу». В коллективистских культурах людям свойственно знать (и рассказывать) больше о других, чем о себе, а в индивидуалистических - наоборот, индивид больше склонен знать (и говорить) о себе, чем о других.

Систематизация и связи

Основания философии

Диалектика

Социальная философия

Философское творчество

Социология

Теория разумности эгоизма, выразившаяся в индивидуализме, придумана холуями капиталистов для оправдания своего убого желания жрать и спать за счёт других, взвалив весь тяжкий труд на плечи пролетариата, и это очень легко доказать, рассмотрев сам индивидуализм, как понятие с огромным количеством противоречий.

Индивидуализм (фр. individualisme, от лат. individuum - неделимое) - моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка. Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности обществом или государством. Индивидуализм - есть противоположность коллективизма и его разновидностей. (Википедия).

Слово индивидуум , лежащее в основе слова индивидуализм , с латыни переводится, как неделимый , точно так же, как и греческое слово атом .

В марксизме понятие индивид принято для обозначения человека, взятого вне его противоположности, вне коллектива. Буржуазная философия абсолютизирует это понятие, убеждая, что каждый индивид настолько своеобразен, что, практически, не поддается социализации иначе, как через право, т.е. принуждение. Марксизм рассматривает индивида как единичного человека, основные свойства которого предопределены всей системой общественных отношений. Сегодня нет индивида, который бы заново изобрел свой язык, свою арифметику и алгебру, заново открыл бы законы Ньютона. Единственное, что может сегодня индивид, это изобрести новую религию, но не идею самого бога. Она уже придумана. Современному индивиду приходится очень много лет учиться, чтобы освоить что-либо из арсенала знаний накопленных человечеством, а уж сказать новое слово в науке, технике или искусстве удается, буквально, отдельным индивидам.

Уже отсюда ясно, что индивидуализм не может быть «социальным» или «моральным» мировоззрением, так как и то, и другое подразумевает влияние общества на индивида, его тесную связь с обществом, собственно, с чем «индивидуализм» всячески борется. Философией индивидуализм может выступать только спекулятивно, как способность индивида мыслить вообще, игнорируя положительный общественный опыт и, ни в коем случае, не может являться наукой, так как подобная философия всегда основана на идеалистическом (в той форме, что рассматривает значение личности выше значения общества) понимании сути происходящих событий или вещей, а настоящая наука стоит, как минимум, на экспериментальной основе, а в конечном итоге, на материалистических позициях.

Индивидуализм может использоваться, и используется, политическими течениями, например, либерализмом. Но это течение настолько же шатко, насколько некачествен фундамент самой философии индивидуализма, ведь он подразумевает свободу индивида от любого общественного влияния. Именно поэтому, современным конкретным буржуазным партиям, стоящим за идеологию индивидуализма, удается пробиться к власти только после того, как себя дискредитировала точно такая же, по сути, партия власти. Не может быть сколь-нибудь устойчивой организация, проповедующая индивидуализм и зовущая отпетых индивидуалистов к объединению вокруг общей идеи, которой не может существовать для индивидуалистов по определению. Да и КПСС перерождалась и деградировала по мере того, как в её идеологии укоренялся вопрос о хозрасчете и об использовании товарно-денежных отношений для стимулирования строителей коммунизма.

И совсем уж противоречива мысль о том, что индивидуализм предполагает «… индивидуальную свободу… и личную независимость в рамках конституционного правопорядка» , при этом «индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности обществом или государством» . Индивидуальная свобода и личная независимость присутствовали всегда, даже во времена рабовладения они были, тогда же, кстати, появилось и право, более того, само государство возникло именно тогда, когда появилась необходимость в завоевании новых территорий с новыми рабами, а также в защите награбленного. А право распоряжаться индивидами, независимо от мнения индивида, имело лишь меньшинство рабовладельцев. Да и при капитализме, в течение всего рабочего дня, индивид или безраздельно подчиняется воле хозяина, или первым вылетает в бомжи.

Единственной научно-обоснованной идеологией для становления коллективизма, коренным интересом всего трудящегося народа, является коммунизм и, если учесть, что индивидуализм используется капиталистами, то противопоставление индивидуализма коллективизму необходимо рассматривать, как одну из составных частей классовой борьбы, в данном случае, капиталистов с пролетариатом

igorkby, 19 Январь, 2017 - 23:16

Комментарии

Да и при капитализме, в течение всего рабочего дня, индивид или безраздельно подчиняется воле хозяина, или первым вылетает в бомжи

пессимистичный взгляд и откуда такой жесткий набор состояний - либо "безраздельно подчиняется" либо вылетел. Может быть вы и подставляете попку по первому требованию, но не надо требовать того же от других. В совок опять захотелось?

Марксизм рассматривает индивида как единичного человека, основные свойства которого предопределены всей системой общественных отношений.

Типичная ошибка "марксиста" хрущёвского разлива. Индивидуализм и коллективизм (эгоизм и альтруизм) не предопределены системой общественных отношений, а имеют глубинные биологические генетические корни. Как ни строй систему общественных отношений хоть коммунизм, хоть христианство, животные инстинкты конкурентной эволюционной борьбы никуда не исчезнут.

Вячеславу Совку

животные инстинкты конкурентной эволюционной борьбы никуда не исчезнут.

Утверждение, никак не подтверждённое в действительности. Где вы видели в природе конкуренцию? И что вы считаете конкуренцией? Что вы считаете животными, а что человеческими инстинктами?

Где вы видели в природе конкуренцию? И что вы считаете конкуренцией? Что вы считаете животными, а что человеческими инстинктами?

Судя по этим вопросам автор совершенно не готов к своей теме. А всё по тому что он ставит на первое место классический марксизм, тогда как марксизм это синтез всех наук на чём настаивали Маркс и Энгельс. В 21 веке подчиняясь законам диалектики труды Маркса и Энгельса отходят на второй план, оставаясь фундаментом современного марксизма. А на первое место выходят достижения естественных наук и в первую очередь биологических в парадигме дарвинизма, поскольку они наконец-то в истории человечества позволили раскрыть истинную материалистическую философскую сущность человека. Наконец-то человечество получило возможность дать научное философское материалистическое определение человека взамен ложного религиозного библейского. Не стоит дальше объяснять что дарвинизм это то звено цепи, по выражению Ленина, взявшись за которое марксизм сможет вытащить всю цепь многовековых проблем человечества.

Коротко отвечаю на вопрос. Любой вопрос о человеке и человеческом обществе объясняется теорией эволюции Ч.Дарвина и её интерпретацией отразившейся в трудах Маркса и Энгельса. Рекомендую всем философам и гуманитариям и марксистам исходить из этого. Согласно теории эволюции бытие, природа есть эволюция, а эволюция есть естественный отбор, а естественный отбор есть конкуренция. И вопрос автора звучит странно. Получается что автор не знает жизни, хотя главная заповедь марксизма- жизнь это борьба или конкуренция. Конкуренция повсюду видна в природе и обществе. Это закон эволюции, природы; образ жизни живой материи питаться живой материей, устраняя или оттесняя при этом конкурентов. Когда большевиков спрашивали что такое жизнь, они отвечали; жизнь это борьба.

Вячеславу Совку.

Вы мне советуете обратиться к трудам дарвинистом и естествоиспытателей, ну тогда позвольте и мне посоветовать вам почитать труд "Взаимопомощь, как фактор эволюции" такого русского естествоиспытателя, как Кропоткин П. А.
Как видно из названия, фактором эволюции он считал "взаимопомощь", и считал не зря, не голословно, так как был учёным. В этой небольшой книжице он дал огромное количество фактов, опровергающих начисто существование конкуренции в природе.
Если борьба или соперничество между видами не отрицается, то это вовсе не значит, что они обязательно является конкуренцией.
Само понятие "конкуренция" возникло именно в процессе взаимоотношений между торговцами, кто дал право отношения между торговцами, выливающуюся в конкуренцию, переносить на природу? Конкуренция — это не просто соперничество, а непременно столкновение, и всё с одной целью — с целью получения выгоды! Только в данном случае — это торговля! И рассматривая конкуренцию, как понятие, следует отталкиваться именно от его основы. Если же говорить о торговле, то задача торговца поглотить конкурентов, уничтожив их бизнес, нередко вместе с ними. То есть, конечная цель всякой конкуренции — уничтожение всех конкурентов каким-либо одним. Если бы в природе была конкуренция, она неизменно пришла бы к тому, что на планете остался бы какой-нибудь один вид животных.
Более того, если запустить конкуренцию, теперь, и в этот оставшийся вид, то и среди его представителей должен выделиться один, который в итоге уничтожит всех окружающих, чтобы безраздельно править территориями и ресурсами.
В природе такого нет, вы мало читаете естествоиспытателей, иначе бы знали, что Дарвин не считал конкуренцию и борьбу видов - основой их существования, говорил о борьбе, но всегда с оговоркой, что это необходимо правильно понимать.

"хотя главная заповедь марксизма- жизнь это борьба или конкуренция"

Что вы такое говорите? Вы очень скверно изучили марксизм, простите за откровенность. Маркс считал конкуренцию порождением, именно, капиталистических отношений, он об этом Капитал написал.
Говоря же о борьбе между противоположностями, между пролетариатом и капиталистами, так и тут, эту борьбу правильно понимать надо. Не будет капиталиста или пролетария — возникнет борьба, или как вы говорите, конкуренция? Нет! Вот и выходит, что уничтожив условия для появления капиталистов, общество способно избавиться и от конкуренции. Вот и получается, что конкуренция - неестественна.

Инстинкты это понятие чисто биологическлое, инстинкты всегда животные, это физиологическая реакция биологического организма. В дополнение и в противовес животным инстинктам человек управляется ещё разумом. Это отдельная тема и кому не лень отсылаю к своим трудам.

Нет. Это не ответ! Я же не отсылаю вас к своим трудам, а тружусь здесь, записывая свои мысли в сообщениях. Если вы трудились над этим, значит можете обобщить и коротко изложить.
Так что же такое инстинкты, и как они появляются?

"Взаимопомощь, как фактор эволюции"

Альтруизм в природе так же существует причем занимает значительное место

НО альтруизм всегда на уровне особей - часть особей вида жертвуют своей возможностью размножения ради других. Не надо забывать что альтруизм сущесвует только середи идентичных особей на уровне генов альтруизма нет Причем чем примитивней организм тем больше ем альтруизм поскольку больше подобия. Не зря народ называет друг друга братьями - это попытка как то убрать на уровне иллюзии разницу в генотипах