Классный час "этикет и мы". Классный час на тему: «Правила этикета» Классный час по этикету

Классный час

«Культура этикета»

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Задачи:

1. Прививать учащимся знания правила этикета.

2. Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.

3. Формирование эстетического вкуса в манерах поведения .

4. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Планируемые результаты: учащиеся научатся хорошим манерам ; обсуждать вопрос о культуре этикета.

Оборудование: ребус, рисунки на тему «Вежливый человек», карточки – вежливые слова, карточки — задания для проведения игры «Приветливые люди», пословица.

Ход классного часа

    Актуализация знаний

Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа. Какая, вы узнаете, разгадав ребус.

К + + + а этикета

О чем будем говорить? (О культуре этикета)

Учитель читает стихотворение А. Усачёва «Что такое этикет?»

Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет.

2. Мозговой штурм «Этикет – это …».

«Этикет – это …»

Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «этикет» и зачем он нужен людям?

После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на мини-цветочках и приклеиваются к листу (будущей газете).

В толковом словаре С.И. Ожегова:

Этике́т (от фр. étiquette - этикетка, надпись) - правила поведения людей в обществе

Этикет способствует тому, чтобы люди чувствовали себя максимально комфортно рядом друг с другом. Он обязывает их обладать хорошими манерами, благодаря которым люди способны сделать общение взаимно приятным , выражая уважительное отношение к окружающим.

Зачем нужно соблюдать людям правила этикета?

Соблюдение и знание этикета позволяют представить общую картину о человеке, например, о том, насколько он внимательно относится к людям, где он вырос, каков стиль его общения, одним словом, по поведению человека можно определить уровень его воспитания.

Хорошо воспитанный человек везде и всегда будет корректен. Согласно нормам этикета, его манеры поведения будут одинаковыми всюду, как на работе или во время официальных мероприятий, так и в домашних условиях. Потому что манера поведения – это способность человека при любых обстоятельствах достойно держать себя, свою речь, походку, тон, мимику и жестикуляцию. Но манеры бывают как хорошими, так и плохими.

Хорошие манеры:

— скромность;

— внимательное обращение с окружающими;

— способность держать под контролем свои слова;

— обладание чувством такта.

Дурные манеры:

— бестактность;

— привычка громко говорить;

— недоброжелательность к окружающим проявляется открыто;

— намеренное желание оскорбить достоинство окружающих людей;

— пренебрежительное отношение к чужим интересам;

— сквернословие;

— грубость;

— беззастенчивое навязывание своих желаний и воли другим людям;

— неряшливость в одежде.

3. Групповая работа «Хорошие манеры»

Класс разделен на 5 групп. Каждая группа подготовила показ хороших манер.

1группа – манера сидеть и стоять

2 группа – манера садиться и вставать

3 группа – манера ходить и уступать дорогу

4 группа – правила вежливости при общении с соседями и с другом

    группа – правила общения с родными и общение мальчиков и девочек

4. Беседа по прочитанному «Сказка о вежливости кролика».

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна. У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась Змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика.

Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

— Перечислите все вежливые слова, которые произнес в этой сказке вежливый Кролик.
— Представьте, что вежливый Кролик открыл в лесу школу вежливости. Расскажите, как будет устроена эта школа.
— Вспомните какой-либо случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость.
— Как вы поступите, если кто-то будет грубо разговаривать с вами или с вашими друзьями?

В ходе подготовки к классному часу вы нарисовали рисунки на тему «Вежливый человек». На доске я поместила ваши работы. По окончании классного часа вы можете подойти и посмотреть их. А сейчас давайте посмотрим на ваши работы и вы расскажите с кем вы сравнили вежливого человека, и объясните почему?

    Физкульминутка

Игра «Вежливые прятки»

Задача водящего — узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какие-то вежливые слова: «Здравствуй!», «Добрый вечер!», «Всего хорошего!», «Спасибо!» и др. Если водящий не узнал по голосу говорящего, то слова вежливости произносит второй, третий ученик. Если голос человека узнали, водит он.

    Творческое задание «Приветливые люди» (работа в парах)

Ребята, прочитайте пословицу:

«Не будь приметлив, а будь приветлив».

Детям раздаются карточки с заданием придумать небольшие сценки-диалоги между приветливыми учителем и учеником, покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и больным, бабушкой и внуком и т.д.

    Подведение итогов. Рефексия.

Вежливые манеры — это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Это внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность.

Как сказал Р. Эмерсон:

«…жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость».

Давайте подведем итог. Какие жесты не приняты в обществе воспитанных людей?

Нельзя:

хлопать собеседника по плечу;

размахивать руками;

теребить одежду, крутить пуговицы;

чесать голову и теребить себя за ухо;

барабанить пальцами по столу;

трогать лицо руками;

чихать, не прикрывшись рукой или платком;

бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет.

5. Что не следует делать во время спектакля?

6. Как зрители благодарят артистов за спектакль?

Домашнее задание: Предлагаю вам в течение дня посчитать, сколько вежливых слов вам сказали люди, и сколько вежливых слов вы сказали людям.

Классный час по Этикету в начальной школе

Классный час на тему «Правила этикета: знакомство»

Задачи

1. Способствовать формированию у детей навыков культурного поведения.

2. Научить детей правильно знакомиться. Оборудование: памятки для детей.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Поведение для человека - главная наука. Лучше уже с детства знать, как правильно разговаривать по телефону, как вести себя за столом, в гостях. Оказывается, и знакомство - тоже целая наука.

Для чего мы знакомимся? (Дети отвечают.)

Разыгрывание ролевой ситуации «Знакомство»

Учитель. Представьте себе, что вы впервые видите друг друга и вам обязательно надо познакомиться.

(Двое детей разыгрывают ролевую ситуацию «Знакомство с новым другом».)

Как правильно поступить в данной ситуации? (Дети отвечают.)

Ролевые ситуации

Учитель. Представим, что вы хотите познакомиться со мной. Разыграем сценку. Слова «очень приятно, я рада с вами познакомиться» могу говорить я, так как вас мне представляют, и решать, приятно это знакомство или нет, мне.

(Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве.

1. Мальчик с девочкой - мальчик при этом встает.

2. Младший со старшим - младший должен встать.)

Назовите вежливые слова, которые должны звучать при знакомстве. (Разрешите познакомиться. Знакомьтесь, пожалуйста. Очень приятно. Я рад знакомству.)

Вывод

Учитель. Запомните простые правила.

Первым должен называть свое имя тот, кого представляют.

Вы с другом встретили своего знакомого. Познакомьте их, произнесите: «Знакомьтесь, пожалуйста» - и назовите имя

человека. Но нельзя указывать: «Это мой друг». Этим вы поставите другого человека в неловкое положение.

Если представленный человек вам неприятен, этого нельзя показывать, необходимо держаться вежливо.

Если вы привели друга домой, то представляете его родителям, т. е. младших по возрасту представляют старшим.

Если вы пришли на день рождения, хозяин представляет каждого.

Памятка

Правила хорошего тона при знакомстве

1. Младшего представляют старшему, мужчину - женщине, сотрудника - руководителю.

2. Знакомя ровесников, первым представляют более близкого себе человека. Но всех знакомых представляют родителям, а не наоборот.

3. Отдельного человека представляют группе.

4. На многолюдных приемах гости знакомятся между собой сами.

5. Не обязательно представлять своего спутника при непредвиденной встрече.

6. Не обязательно представляться своим спутникам в пути, соседям за общим столом, на собрании. Можно ограничиться общим приветствием.

7. Как правило, при знакомстве первым руку подает тот, кому представили другого: т. е. женщина подает руку мужчине, старший - младшему, руководитель - подчиненному.

8. Хозяйка всегда встает навстречу гостям.

9. Принято здороваться со всеми, с кем вы встречаетесь.

10. Первым принято здороваться младшему.

11. Не принято подавать руку через стол или через порог.

12. Не пожать протянутой руки - оскорбление.

Физкультминутка

(Учитель читает стихотворение, дети жестами показывают то, что услышали.)

Солнышко ясное встало.

Доброе утро! - сказало.

Доброе утро! -

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим...

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все равно.

Придумано мудро:

Доброе утро!

В. Коркин

Беседа о словах-приветствиях

Учитель. Различают три уровня приветствия.

1. «Королевский» уровень. Разрешите вас приветствовать! Рад вас приветствовать! Я приветствую вас!

2. «Наш» уровень. Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Здравствуйте!

3. «Дружеский» уровень. Привет! Здорово!

Если мы торопимся, то обменяемся приветствиями, улыбнемся друг другу и пойдем по своим делам. Но если мы хотим немного поговорить со знакомым, то после приветствия можно сказать еще какие-нибудь слова, задать какой-нибудь вопрос.

Как вы думаете, какие это слова? Какие вопросы? (Дети отвечают.)

Какой же это уровень? Правильно, «наш» и «дружеский». Давайте запишем эти выражения.

«Наш» уровень. Очень рад (рада) вас видеть! Как ваши дела? Как ваше здоровье? Как вы себя чувствуете сегодня?

«Дружеский» уровень. Ну, как живешь? Как жизнь? Как дела? Что новенького? Как успехи?

А если нам задают вопрос, то на него надо ответить (обращаясь к конкретному ребенку):

Здравствуй, Катя! Я рада тебя видеть! Как твои дела? (Катя отвечает.)

На каком уровне мы разговаривали с Катей? (На «нашем».)

А что сказала бы Катя, если бы вместо меня была Аня? (Дети отвечают.)

Давайте запишем наши ответы.

«Наш» уровень. Спасибо, хорошо. Прекрасно, все в порядке. Неплохо. Ничего. Ни хорошо ни плохо. Как вам сказать... Ничего нового. Плохо. Неважно. Хуже некуда.

«Дружеский» уровень. Нормально! Так себе. Не ахти как. Плохи дела.

Размышления

Учитель. Теперь давайте подумаем вот о чем... Встретились два человека, поздоровались, один спросил другого, как дела, тот ответил, что все хорошо. Можно заканчивать разговор? Да, можно.

А если в ответ прозвучало, что дела плохи? Можно закончить разговор? Конечно нет. Если человеку плохо и он жалуется на свои дела, вы должны продолжить разговор, спросить, что случилось.

А теперь я нарисую вот такую рожицу. Кто это? Колобок? Нет. Это смайлик. Он не русский. Он родился в Америке. И его имя образовано от английского глагола «смайл» - улыбаться. Иногда я вижу его нарисованным на плакатах, на значках, на майках. Он напоминает нам об одном важном правиле международного этикета: «Не жалуйся на жизнь часто. Не жалуйся особенно тогда, когда здороваешься. Не нужно сразу говорить о своих неприятностях и бедах. Сейчас улыбнись. А если твои дела идут не очень хорошо, найди другое время поговорить об этом».

Вот почему на вопрос «Как дела?» мы чаще всего отвечаем: «Спасибо, хорошо!»

И еще я хотела сказать вам: если встреча неожиданная, то, поздоровавшись, можно сказать: «Какая приятная неожиданность!», «Какая приятная встреча!», «Сто лет тебя не видел(а)!», «Сколько лет, сколько зим!»

Ролевая игра

Учитель. Давайте поиграем. Разделимся на пары. Один из вас будет играть свою роль - роль ученика 3 класса. А второй превратится в директора школы. И вот Маша Моисеева уже не Маша, а Мария Владимировна. Утром у школы она встречает Кристину. Кристина, конечно, здоровается; Мария Владимировна отвечает и спрашивает: «Как дела?» Теперь отвечает Кристина. Давайте попробуем!

(Дети работают в парах.)

Ну как, ребята, получилось? А на каком уровне вы разговаривали? (На «нашем» уровне.)

А теперь встречаются ученик 3 класса и чей-нибудь папа. Как имя и отчество папы? Разыграйте эту ситуацию.

(Дети работают в парах.)

Подведение итогов

Учитель. Привычка запоминать и правильно называть имена своих собеседников, друзей - один из секретов доброжелательных отношений. Некоторые люди не хотят тратить время на запоминание имен. А ведь это один из простых способов завоевать расположение окружающих. Как это сделать? Услышав чье-то имя, надо произнести его про себя. Затем в беседе повторить его еще раз. Дома можно занести имя в записную книжку. Ведь кто-то обладает зрительной памятью, а у кого-то она слуховая.

Домашнее задание

Учитель. Поздоровайтесь с кем-нибудь из взрослых, чье имя и отчество вы знаете. Если это хороший знакомый (например, мама вашей подруги), спросите, как дела. Вежливо выслушайте ответ. Пусть ваша мама поставит вам оценку.

Дополнительный материал

Испокон веков на нашей планете звучали слова приветствий. На Руси, например, желая выказать наибольшую степень почтения, опускались на колени и клали земной поклон - били челом. При этом, как писал очевидец, можно было явственно слышать звук удара. Когда же встречались равные по положению, то просто кланялись друг другу, однако стараясь при этом заметить, чтобы другой не поклонился ниже. А так как никто не хотел оказаться менее вежливым, то кланялись три-четыре раза, «состязаясь в оказании взаимного почета».

Ивана Грозного всю жизнь преследовало одно мучительное воспоминание детства. Государь всея Руси, один из могущественных монархов, на самой вершине своей власти не мог забыть минут унижения, пережитых им в детстве. В письме к А. Курбскому он пишет о времени, когда всесильный боярин Шуйский помыкал им, малолетним царем Иваном. Как? Оказывается, Шуйский не считал нужным приветствовать наследника, здороваясь с ним: «И нам же не преклонялся». Эту обиду маленький мальчик запомнил на всю жизнь. «Таков те гордыни, кто может понести!» - с горечью пишет он А. Курбскому.

У человека, отказывающегося приветствовать другого, для этого должны быть веские причины. Такие причины морального порядка были, например, у Каллисфена, который отказался пасть в ноги Александру Македонскому. Вот эта история.

С обычаем приветствовать царя, падая ему в ноги, греки познакомились во время войны с Персией. Этот восточный обычай настолько понравился Александру Македонскому, что он решил ввести его среди своих подданных. Когда же Александр, облаченный в царские одежды и отмеченный всеми знаками царского достоинства, появился перед толпой и все, блюдя новый закон, покорно пали перед ним ниц, стоять остался только один человек. Это был Каллисфен. Он не только не пал в ноги, как этого требовал новый царский указ, но и стал тут же при всех стыдить Александра за то, что он требует себе почестей, равных божественным.

Александр внял голосу своего мужественного подданного. Тем самым Каллисфен, как пишет Плутарх, «спас греков от унижения, а Александра - от еще большего». Нередко тот, кто отказывался поклониться правителю или даже его изображению, платил за это жизнью.

У некоторых индейских племен при виде незнакомого человека принято до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда они для приветствия снимают обувь.

В XVII-XVIII веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивались при встрече, используя при этом самые разнообразные движения.

Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, а еще высовывают язык.

У японцев для приветствия применяются три вида поклонов - самый низкий (сай-кэйрэй), средний - с углом тридцать градусов и легкий - с углом пятнадцать градусов.

Русские, англичане и американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

Лапландцы трутся носами.

Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

Латиноамериканцы обнимаются.

Французы целуют друг друга в щеку.

Самоанцы обнюхивают друг друга.

В Индии скрещивают руки на груди и склоняют голову, как это делал Будда.

На острове Тонго останавливаются на расстоянии, покачивают головой, топают ногами и пощелкивают пальцами.

С давних времен принято, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Когда люди враждовали, рыцарь, снимая при приветствии с руки перчатку или рукавицу, показывал, что в его ладони не спрятано оружие.

Приветствие может сопровождаться и снятием головного убора. Этот обычай уходит корнями в XIV-XV века. В те времена жизнь была намного опаснее: по дорогам в поисках добычи скитались бездомные бродяги. В лесах укрывались шайки разбойников. Люди постоянно ходили вооруженными. А отправляясь в далекий путь, надевали на себя кольчугу, тяжелые латы, голову прятали под железный шлем. Но вот на пути дом, где живет добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь снимал свой шлем и держал его в руке. «Я тебя не опасаюсь, - говорил он этим жестом хозяину. - Видишь, голова моя открыта, я тебе доверяю».

Эти суровые времена прошли, но обычай, входя в комнату, снимать головной убор остался. Этот жест говорит об уважении к дому, в который вы пришли, и к живущим в нем людям.

А вот еще истории, связанные с правилами поведения.

На улице мужчина обычно идет слева от своей спутницы. Как и всякий обычай, этот тоже имеет свою историю. 200-300 лет назад мужчины не выходили из дома без оружия. У каждого на левом боку висела шпага, или кинжал, или рапира. А все чиновники до конца XIX века были обязаны при мундире носить шпагу. Для того чтобы болтающееся при ходьбе оружие не ударяло по ногам спутницы, кавалер старался идти слева от дамы. Постепенно это стало обычаем.

А эта история - яркая иллюстрация того, как вести себя за столом нельзя. После удачного набега на соседей нормандские викинги пировали в своем замке. Тогда, тысячу лет назад, люди еще не знали ни тарелок, ни вилок. Слуги вносили на огромных деревянных блюдах зажаренных на железных вертелах кабанов и оленей. Вытащив из ножен острые охотничьи ножи и кинжалы, гости отхватывали от туш жирные куски мяса и жадно их поедали. Громко чавкая и сопя, они с треском разгрызали и высасывали мозговые кости, выплевывая осколки прямо на пол. Измазанные жиром бороды викинги обтирали рукавами, а засаленные руки вытирали о свои кожаные камзолы. Над залитыми подливой и пивом столами носились рои мух. Слышалось хриплое рычание охотничьих псов, дравшихся из-за падавших со стола объедков. Зрелище было отвратительным. Но в те времена это считалось нормой.

Классный час на тему «Этикет для меня"

Цели:

научить умению общаться с людьми; своду правил, регулирующих внешние формы поведения

развивать чувство такта, опираясь на мир чувств ребёнка, чтобы приобретённые понятия он соотносил с опытом своего поведения;

воспитание нравственных и эстетических качеств

Оборудование: картины звёзд, на которых написаны слова этикета, раздаточные карточки с записью ситуаций, карточки со значением слов ЭТИКА и ЭТИКЕТ, цветные полоски

Эпиграф:

Посеешь Поступок – пожнёшь Привычку, посеешь Привычку – пожнёшь

Характер, посеешь Характер – пожнёшь Судьбу

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Вступительное слово учителя

Прежде чем приступить к разговору по данной теме, выясним, что такое ЭТИКА и ЭТИКЕТ

Этика – одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности), которая помогает выработать свою жизненную ориентацию и даёт возможность оценить поступки свои и окружающих.

Этикет –слово французского происхождения– это соглашение между людьми о том, что является в обществе правильным и неправильным, что принято в обществе и что не принято, рассматривает главным образом поведение людей в повседневной жизни.

Придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.

Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах.

Воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

2. Работа с эпиграфом

Как вы думаете, почему так происходит?

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой

4. Игра «Закончи фразу»

Иметь опрятный, чистый внешний вид нужно потому, что…

Нельзя ходить злым и раздражительным, так как…..

Говоря бабушке, что она ничего не понимает, это свидетельствует о…

Деликатность может удержать человека от….

Здороваться первым, значит быть….(вежливым)

Так какими же качествами личности надо руководствоваться? (открывают звёзды, на которых написано: такт, вежливость и другие понятия

5. Поговорим о вежливости

Сервантес писал: "Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость". Именно эти слова встречают вас при входе в школу. Вежливость - это умение проявлять такт, держаться доброжелательно по отношению к собеседнику

6. Чтение стихотворения уч-ся

Настанет, друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет детей нехороших,

Придут золотые года,

И в комнату люди в калошах

Не будут входить никогда.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Распустятся фиалки,

Зимой придёт весна,

И в школьной раздевалке

Настанет тишина.

Пусть грубость исчезнет навеки.

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

Но иногда, ребята, наше поведение, даже вежливое противоречит этикету.

будучи вежливым, не забывай о такте.

7. Разбор ситуаций

Ситуация 1:

Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её рядом поднимается мальчик.

Садитесь, пожалуйста!

Ну, что ты…Спасибо…Не надо…

Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.

В чём не прав мальчик?

Ситуация 2:

Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?

(вывешивают на доску звезду со словом ТАКТ)

Главное, чтобы при соблюдении деталей этикета, мы не забывали об искреннем, радушном и добром отношении к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.

8. Упражнение «Мелочи жизни»

Если вы считаете поступок, о котором я вам скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете – зелёную.

Входит в комнату человек, со всеми здоровается – это…

Ученик опаздывает в школу, при входе всех расталкивает – это….

Плакать по пустякам -…

Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами -…

Обещали позвонить по телефону бабушке и забыли -…

Вы опоздали на встречу -…

Глотать наспех завтрак -….

Каких карточек вы поднимали больше?

Получается, что вы правильно понимаете: с детства надо заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Не нужно, чтобы небрежность в человеческих отношениях вошла в привычку

Часто мы спрашиваем друг у друга: какое у тебя настроение? И это не случайно. Наверное, вы сами замечали, что когда настроение хорошее, то многие вещи нам нравятся, дела все ладятся, всё получается, а когда плохое – то всё окрашено как бы в чёрный цвет, и люди почему-то кругом какие-то злые, а хорошего мы просто не замечаем

Простой рецепт на все случаи жизни дать трудно, но всё-таки можно попробовать.

Пронаблюдайте за собой в течение недели, отмечая символами своё настроение и я, Уверена, это повлияет на ваши отношения с окружающими, ведь не хочется иметь дело с человеком, который скисает от любой неприятности.

Ну и говоря о нашем этикете нельзя обойти стороной улыбку. Какая бывает улыбка?

И ещё один совет в этикете для меня: по мнению психологов это очень эффективно.

Упражнение 1 Выбери улыбку для себя (перед зеркалом)

Упражнение 2 Собери лоб в «гармошку»

Это вам поможет успокоиться, создать настроение и общаться с людьми.

9. Работа с эпиграфом

Воспитывай в себе привычку постоянно помнить об окружающих:

Не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями;

Закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;

Не забывай говорить "волшебные слова";

Помоги пожилому человеку или малышу;

Если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;

Помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;

Помни: ты - человек, веди себя по-человечески!

Правила этикета

С Совушкой - умной головушкой.

(классный час)

Тема : «Правила этикета».

Цели . Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной; закрепить знания правил поведения и речевого этикета.

Учебные материалы . Рисунок с изображением совы – символа мудрости; 7 конвертов с вопросами и 7 конвертов с ответами, расположенные в порядке цветов радуги – символа детской радости и счастья.

Ход занятия .

Учитель. Тема нашей беседы – «Правила этикета». Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили правила поведения вежливого человека и могли сразу оценить, правильно поступил тот или иной человек, либо вы сами.

Наша беседа будет необычной. Она немного похожа на телевикторину «Что? Где? Когда?».

Нашей помощницей будет Совушка-умная головушка – недаром сову считают символом мудрости. Вокруг нее вы видите цветные конверты с вопросами и ответами.

Учитель крутит волчок.

Знатоками будете вы. Откроем конверт красного цвета, посмотрим, что в нем за вопрос.

Друг, дружба – какие хорошие слова! Всегда ли вы можете быть хорошими друзьями, отвечать за свои поступки? Давайте посмотрим, правильно ли ведут себя Алена и Сережа в рассказе «Горький апельсин».

Горький апельсин.

Аленка сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

- Что это у тебя? – спросил подбежавший Сережа.

- Разве не видишь? – буркнула Аленка.

- Мандарин! – обрадовался Сережа. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал…

- А вот и не отгадал.

- А что же?

- А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

- А мне дашь попробовать?

- Да он невкусный, горький и кислый.

- Да ничего, дай хоть долечку.

- Говорю тебе – он поганый, - и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

- Что же ты плачешь? Он же поганый!

Уч. Права ли Алена? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? Сейчас мы сравним ваши ответы с правильным ответом, который предлагает нам Сова.

Чтение правил Совы о дружбе и товариществе.

    С друзьями разговаривай вежливо, приветливо.

    Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи.

    Надо искренне радоваться успехам товарищей – тебя будут считать хорошим другом, честным человеком.

    Останови товарища, если он поступает плохо.

    Чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом.

    За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину не другого.

Давайте посмотрим, что же таится в других конвертах.

Учитель крутит волчок.

В фиолетовом конверте вот такой вопрос: знакомы ли вы с правилами гостеприимства и благодарности за подарки? Обратите особое внимание на героиню следующего рассказа.

Ребята показывают сценку «День рождения».

День рождения.

Собираясь на день рождения к своей однокласснице Нине, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.

- Здравствуй, Нина, поздравляем тебя, желаем тебе…

- Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

- Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

-Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.

Учитель. Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Нины.

Дети отвечают.

Я думаю, что никто и никогда так не поступит.

Чтение правил вежливости, которые предлагает Сова:

Учитель крутит волчок.

В синем конверте вот такой вопрос: знаете ли вы правила поведения за столом? Главные герои сказки «Приключения Буратино» - Мальвина и Буратино – помогут вам вспомнить их.

Дети инсценируют отрывок из сказки.

За столом.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он запихивал в рот целиком, не жуя.

В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник, выпил какао из носика и пролил на скатерть.

Девочка поморщилась и сказала строго:

- Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста?

- Когда папа Карло, а когда никто.

- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.

Что Буратино сделал неправильно? А как надо было поступить?

Дети отвечают.

Чтение правил поведения за столом, которые предлагает Сова:

    Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой.

    Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво.

    Не разговаривай с полным ртом, старайся кушать беззвучно.

    Если тебе нужно что-нибудь взять, не тянись через стол, а вежливо попроси передать.

    Из блюда бери ближний кусок, не выбирай.

    Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Если ты сам его не любишь, не порть аппетит другим.

    Не сиди боком к столу – это некрасиво.

    Не кроши хлеб, доедай кусок до конца. Не забывай, сколько людей трудилось, чтобы этот кусочек попал к тебе на стол.

Учитель крутит волчок.

Итак, оранжевый конверт. Наш век – век телефонного общения. Независимо от того, есть ли телефон в квартире, все должны уметь отвечать по телефону, уметь им пользоваться. А умеют ли вежливо разговаривать по телефону ребята, вы сейчас увидите.

Разыгрывается сценка. Дети анализируют ее и предлагают свои правила общения по телефону. Сова предлагает точные правила:

    Важно правильно набрать номер.

    Следует поздороваться и сразу представиться.

    По телефону следует говорить вежливо, ровным, спокойным голосом.

    Важно уметь употреблять вежливые слова: пожалуйста, будьте добры, здравствуйте, извините, до свидания.

    Если к телефону подходит незнакомый человек, не забудьте извиниться: ведь вы отрываете человека от работы.

    Нельзя занимать надолго телефонную линию.

    Не следует беспокоить людей по пустякам, без всякого дела, звонить рано утром или поздно вечером.

Учитель крутит волчок.

Вот вопрос из желтого конверта. Знаете ли вы, как принято вести себя в общественном транспорте?

В автобусе.

Федя и Нюша – брат с сестрой. Нюше 5 лет. Феде 9 лет. Они отправились в гости. Им нужно было проехать в автобусе 3 остановки. Они вошли в автобус. Нюша села у окна, Федя рядом с ней.

- Нюшка, ты заслоняешь все окно, мне ничего не видно.

Он вскочил на сиденье и стоя на коленях стал смотреть в окно. На остановке в автобус вошла пожилая женщина. Она подошла к Феде.

- Мальчик, если тебе не трудно, уступи место, пожалуйста.

- Садитесь, пожалуйста, извините, я не заметил, что вы стоите.

- Спасибо.

- Пожалуйста, не стоит благодарности.

Как вели себя дети? Что бы вы сделали на месте Феди? А что посоветует нам Сова?

Чтение правил Совы.

    При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, а выходит первым.

    Выйдя из автобуса, мальчик подает руку девочке, а также маме, бабушке.

    Младшие уступают место старшим, мужчины – женщинам.

    В транспорте нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя кушать, так как можно запачкать других.

    Нельзя бросать мусор в окно, оставлять на сиденье, бросать на пол.

    Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят.

    Если нужно взять билет или прокомпостировать его, то вежливо просят делать это пассажиров, стоящих рядом.

    Ответом на услугу всегда должны служить слова благодарности.

Учитель крутит волчок.

У нас зеленый конверт. Посмотрим, что же там. О! Спокойствие, только спокойствие! Это блиц-турнир. Что это такое? Это сразу три вопроса, на которые надо дать три ответа:

1. Что значит – «вежливый человек», каким он должен быть?

2. Вы вошли в школу и увидели учителя. Кто должен поздороваться первым?

Как вы будете приветствовать учителя?

3. Откуда пришло слово этикет ?

Дети отвечают.

А теперь внимание! Правильные ответы!

    Вежливость – это не перчатки, которые надевают только в торжественных

случаях, а все остальное время они хранятся в шкафу. Вежливость должна стать тем, без чего не обойтись. Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будете чувствовать себя легко в любой ситуации. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают принятые правила поведения.

Вежливый человек – очень внимательный, воспитанный, с ним приятно общаться.

2. Здороваться – желать здоровья, проявлять доброжелательность, уважение к знакомому и незнакомому человеку. Во время приветствия старайся смотреть в глаза собеседнику. Если ты здороваешься со взрослым человеком, то нужно назвать его по имени-отчеству.

С учителями здоровайся первым. При встрече употребляй выражения: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день».

3. На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек- этикеток произошло название этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.

В XVIII веке при Петре I в России издали книгу «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней излагались правила, как сидеть за столом, на каком расстоянии снимать при встрече шляпу. Вот некоторые любопытные рекомендации:

- Никто не смеет, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо поглядывать.

- Над яствами не чавкай и головы не чеши, не проглотя кусок, не говори, ибо делают так невежи. Часто чихать и кашлять не пригоже

Таких правил было очень много, и каждый должен был их соблюдать.

Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер французских времен, но значительной частью правил мы пользуемся и сегодня.

Я думаю, то, о чем мы говорили на уроке, надолго запомнится вам, и вы, в какой бы ситуации ни оказались, будете вести себя согласно правилам этикета – правилам, которые напомнила нам сегодня наша помощница Сова.

Большое спасибо всем, кто подготовил и разыграл сценки, выучил стихи, точно и правильно отвечал на все вопросы.



классный час

ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат VIII вида»

Беседа

« Правила этикета»

Разработано преподавателем:

Сокольникова С.И.

с. Новая Брянь


Пояснительная записка

Человек состоит из нескольких принципиально различных частей, или, как иногда говорят, «оболочек», каждая из которых по-своему проявляется в поведении и общении, через которые реализует этикет. Этими составляющими являются тело, витальная сфера, ментальная сфера и духовность.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми, как в общественной, так и в семейной жизни. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений.

Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

Цель беседы: Рассказать учащимся как нужно вести себя в различных ситуациях связанных с этикетом.

Вопрос № 1: Говорят, что этикет начинается с внешнего вида. Как же мы должны выглядеть?

Не забывай постоянно заботиться о своем внешнем виде, опрятности и чистоте. Не пренебрегай деталями своего туалета. Однако заниматься этим можно только дома или в местах, где нет посторонних. Никогда не следует причесываться, чистить ногти, приводить в порядок костюм и т.д. на приеме, в гостях, в общественных местах или на улице.

Не носи одежды ярких цветов или слишком пестрых узоров. Выбирай спокойные тона и фасоны, которые более всего тебе подходят. Не носи драгоценности только как украшения. Можно носить булавку для галстука, цепочку для часов, запонки и пр., потому что эти вещи полезны, но чем они проще, тем лучше. Женщины особенно должны быть внимательны к своим украшениям.

Не клади в наружные карманы ручку, карандаш, очки, расческу и другие предметы.

Не выходи на улицу в нечищеной обуви.

Не носи мятый костюм, не выглаженную рубашку, галстук.

Не носи шляпу натянутой на глаза или сдвинутой на затылок. Следи за своей походкой. Не ходи вразвалку. Ходить следует не

двигая плечами, твердо, прямо, не сгибаясь и с достоинством.

Не жестикулируй без необходимости. Всегда держи под контролем свои руки. Не клади руки в карманы.

Не носи пижаму, халат или домашние туфли нигде, кроме спальни или ванной комнаты.

Не насвистывай на улице и в других общественных местах. Не смейся слишком громко.

Не кури, если это неприятно другим.

Никогда не забывай, что на твой внешний вид и на твои манеры обращают внимание окружающие.

Вопрос № 2: Как нужно вести себя на улице?

Уличный этикет начинается с простейшего: выходя из дома вы должны быть чистым, аккуратно причесанным и прилично одетым. Это абсолютное правило, не имеющее исключений, даже если вы выскочили из дома на минуту, чтобы купить газету в ближайшем киоске.

Осанка и походка. Вы должны думать об этом. При ходьбе всегда сохраняйте спину прямой, ступайте мягко - с пятки на носок, не топайте ногами и не волочите их. Учитесь ходить у кошки. Тело при ходьбе не должно раскачиваться в разные стороны, а слегка покачиваться. Не размахивайте сильно руками, вы не на лыжах. Руки должны немного покачиваться, непринужденно и легко. И уж точно не допустима бурная жестикуляция, особенно с зонтиком или кейсом в руке.

Главный закон поведения на улице - уважение к встречному. Вы должны быть подобны капле воды, попавший в реку. Не следует метаться по тротуару и перебегать судорожно проезжую часть. Особенно остерегайтесь врезаться во встречный поток пешеходов. Улица не самое безопасное место. Поэтому необходимо быть очень внимательным и владеть собой, не погружаясь в свои мысли или мечты. Особенно в переходах, на обочине и перекрестках. Кроме того, «отключаясь» от контроля за своим поведением, вы рискуете столкнуться с другими людьми.

Если вы кого-то толкнули, т.е. вы кого-то задели, то нужно тотчас вежливо извиниться - отчетливо и внятно, на что любой воспитанный человек ответит: «Пожалуйста», а не «ничего», «да ладно!», «чего там», или «ради Бога». Даже если вам сделали больно, не следует изображать страдальца. Вы должны проявить сдержанность.

Если вы на многолюдной улице решили пройтись вдоль витрин магазинов, держитесь ближе к ним, а не по центру тротуара. Тем более недопустимо рассматривать витрину, стоя посреди тротуара. То же касается и ситуации, когда вы встретили знакомого и решили поговорить с ним. Если же вы идете по оживленной улице группой в несколько человек, то лучше не идти шеренгой, тем более под руку, а каждый должен идти отдельно или, в крайнем случае, парами.

Бывают случаи, когда приходится идти по улице с громоздкой поклажей. В этом случае надо следить за тем, чтобы не создавать неудобств другим. С другой стороны, иногда необходимо помочь другому человеку, тянущему нелегкую вещь, например, открыть перед ним дверь в метро или на почту. Надо сказать, что готовность оказать помощь незнакомому человеку на улице - черта воспитанного человека. Другое дело, что порой люди не знают, как это сделать, и потому многие делают вид, что не замечают нуждающегося в поддержке человека. Но если их вежливо попросить о помощи, то большинство тотчас откликнется. Если перед вами стоит группа людей, обращайтесь к конкретному человеку, а не вообще ко всем: «Не будете ли вы так любезны помочь мне?».

Вопрос № 3: Как нужно вести себя в общественном транспорте?

Общественный транспорт - это две группы средств передвижения: 1) автобусы, троллейбусы, метро, такси, электрички;

2) самолеты, поезда дальнего следования, теплоходы и т.п. Разумеется, в обеих группах поведение пассажира должно быть вежливым, но есть определенная специфика в каждом из этих случаев. Правила поведения для первой группы.

В автобусе или метро не здороваются, входя в салон. Так поступают лишь в том случае, если вы постоянно ездите одним и тем же маршрутом и часто встречаете одних и тех же людей; можно дружески улыбнуться, наклонить голову.

На общественный транспорт распространяется общее правило хорошего тона: женщину, старшего и занимающего более высокое положение следует пропускать впереди себя. При выходе из транспорта поступают наоборот: мужчина и младший выходят перед женщиной и старшим. Это правило не работает, если речь идет о вышестоящих лицах, которые всегда проходят первыми. Это происходит потому, что выходящий первым помогает выйти второму, и правило становится бессмысленным, когда речь идет о субординации. Иными словами, подавать руку начальнику при выходе из транспорта не стоит (если он, конечно, не женщина).

При наличии небольшого числа свободных мест на них должны садиться пожилые, женщины и инвалиды. Но женщина не должна предлагать свое место мужчине, если он не инвалид или глубокий старик.

Предлагая человеку сесть, укажите вежливо ему на место и скажите: «Пожалуйста» или «Разрешите предложить вам сесть». Весьма неучтиво будет, просто молча встать, тем более повернувшись спиной к тому, кому вы уступаете место. Само собой разумеется, что то, о чем идет речь, - дело добровольное, и никто никого не может заставить уступать другому место - это вопрос культуры и этики. Посему за это необходимо внятно и членораздельно благодарить.

Иногда приходится наблюдать, как кто-либо из стоящих в транспорте «распекает» сидящих, особенно молодежь, за то, что они не уступают место старику или женщине с ребенком. Этого делать не следует, ибо учтивость за счет других - это не учтивость, а нечто иное. Не лучше ли вежливо напомнить об этом кому-либо из них негромким голосом, не привлекая всеобщего внимания.

Правила поведения для второй группы.

Теперь перейдем ко второй группе общественного транспорта. В поезде вы едете вместе с попутчиками несколько часов, поэтому, входя в купе, их надо поприветствовать, независимо от намерения завязать с ними беседу. Но прибытии поезда в место назначения, покидая купе, обязательно попрощайтесь с ними и пожелайте тем, кто едет дальше, счастливого пути - даже если вы им и слова не сказали во время поездки. Руки, разумеется, при этом подавать не обязательно, если только вы с кем-либо из попутчиков не установили более доверительные отношения. В самолете надо поздороваться с сидящими в соседних креслах, а также приветствовать стюардессу, которая приглашает пройти в самолет. Так же следует поступать и в электричках, исключая, конечно, приветствие несуществующему проводнику. В самолетах и поездах дальнего следования, где все места пронумерованы, случается, что кто-либо из невнимательных пассажиров садится не на свое место. Если, таким образом, ваше место оказалось занятым и для вас важно сидеть именно на этом месте, укажите вежливо незадачливому пассажиру на его ошибку. В противном случае, если вы будете грубы, ваше путешествие будет менее приятным. А можно сесть на свободное место. Часто это не столь важно. Самое распространенное занятие во время дальних (и не только дальних) путешествий - чтение и разговоры. Некоторые обожают читать в общественном транспорте. Чтение газет в городском транспорте - нелегкая проблема, особенно в час пик. Но так хочется узнать свежие новости! Но при этом необходимо следить за тем, чтобы поменьше шелестеть страницами и не положить газету на впереди сидящего пассажира.

Разговаривать в транспорте следует негромко, стремясь не беспокоить тех, кто занят чтением или решил вздремнуть. Вполне допустимо вступать в беседу других пассажиров - при условии, что речь не идет о чем-либо сугубо личном и вам есть что добавить. Если же разговор носит интимный характер, вмешиваться нельзя,

В настоящее время незначительно упростились прежде существовавшие правила, оговаривавшие, кто, с кем, когда, где и как может завести разговор. Например, лишь старшие по статусу могли пригласить принять участие в обсуждении нижестоящих. Установить «иерархию» лиц было порой непросто. Поэтому всякое разумное изменение правил поведения в сторону большей демократичности и свободы поведения можно только приветствовать.

Вопрос №4: Как мы должны вести себя в магазинах?

Существует некоторая разница в линии поведения в небольшом специализированном магазине с индивидуальным обслуживанием и в супермаркете, где вы остаетесь наедине с тележкой и стеллажами с товарами.

Небольшой магазин

В первом случае, входя в магазин, непременно надо здороваться. В супермаркете или универмагах здороваться не принято. Можно, конечно, улыбнуться кассиру, не говоря уже о том случае, когда вы постоянно пользуетесь этим магазином и встречаете одного и того же его служащего.

Нередко в магазинах, где покупателя индивидуально консультируют и обслуживают и где он часто делает покупки, продавец знает имя покупателя и соответственно обращается к нему. Если продавец не носит табличку с фамилией, то покупатель может спросить продавца об этом и даже попросить написать ее, ибо с первого раза трудно запомнить новое имя. Продавцы же часто узнают фамилию постоянного клиента по выписанному чеку или бланк-заказу.

Супермаркет.

Если клиент в первый раз в большом магазине, то он обычно обращается за помощью к служащим. Случается и обратная ситуация: служащий упорно предлагает свои услуги, а посетитель, напротив, сам хотел бы все осмотреть самостоятельно. Но служащий идет за ним по пятам. Надо понимать, что это его служебная обязанность и войти в его положение.

Если в супермаркете вам нужен какой-то товар, а консультанта поблизости нет, вежливо спросите у другого посетителя. Если обращаются к вам, отвечайте всегда дружелюбно, даже если форма обращения была не слишком вежливой вроде: «Послушайте, где здесь...». Так вы скорее поможете другому понять его бестактность.

Вопрос №5: Как нужно вести себя в общественных местах?

Будь вежлив с окружающими или прохожими. Не забудь извиниться, если причинил другому беспокойство или неудобство.

Не смотри пристально на окружающих. Не показывай пальцем на людей или предметы.

Не оборачивайся и не смотри вслед прошедшим людям. Не ешь на ходу.

Не забудь снять шляпу, если случай заставит тебя обратиться к незнакомой даме. Сними шляпу также, если поднял даме оброненную ею перчатку, сумочку.

В театре, проходя между рядами, иди спиной к сцене.

В кино, войдя в зал, не забудь снять шляпу. Мужчина должен снять шляпу в фойе.

Если в зрительном зале усаживаются две пары, дамы сидят в центре, мужчины по обеим сторонам. В ложке впереди сидят дамы, за ними мужчины.

Мужчина, входя в христианский храм, снимает головной убор. Женщина не должна входить в храм с непокрытой головой. Мусульманин перед входом в мечеть должен снять обувь. Еврей, входя в синагогу, покрывает голову.

Совершая поездки, не забудь обратить внимание на свою одежду. В некоторых случаях, например, путешествуя на пароходе, следует справиться об общепринятой одежде.

Путешествуя за границей, не забывай, что по твоему поведению судят о нравах твоей страны. Соблюдай правила и обычаи страны, где находишься.

Не забывай, что во многих странах запрещено фотографирование из окна поезда, парохода или самолета.

Отъезжая на поезде, не загораживай окна вагона без необходимости, так как твои спутники, возможно, также желают с кем-нибудь проститься.

В купе не открывай окно, не спросив предварительно согласия других пассажиров.

В купе следует вести себя корректно. Неприлично класть ноги на противоположное сиденье, курить, слишком громко разговаривать, веселиться, петь, свистеть и т.д.

Представляться спутникам, с которыми едете в одном купе, не обязательно. Однако при входе в купе нужно поздороваться, а при уходе попрощаться.

Не смущайся тем, что не знаешь размера чаевых, которые нужно давать по окончании поездки. Об этом можно справиться у попутчика, который опытней тебя. Стоимость билетов на многих авиалиниях включает в себя чаевые.

За рулем автомобиля не только помни о правилах движения, но и не забывай об удобствах и спокойствии других водителей и пешеходов. Не сигналь, если в этом нет необходимости. Проезжая по мокрой, грязной улице, не забывай, что твоя машина может забрызгать грязью пешеходов и другие машины.

При пользовании общественными средствами транспорта не следует толкаться, нарушать очередь. При этом правила хорошего тона рекомендуют пропустить вперед пожилых людей, женщин, матерей с детьми, больных и инвалидов. Молодые люди должны уступать место женщинам и пожилым. Сорить, бросать на пол использованные билеты, бумажки и другой мусор неприлично.

Вопрос №6: Как нужно вести себя за столом?

Не опаздывай, будучи приглашен на обед, завтрак, ужин, чай.

Не садись за стол, пока не сядут дамы или пока хозяин или хозяйка не пригласят занять место.

Не предлагай даме, когда сопровождаешь ее к столу, левую руку. Мужчина всегда должен предлагать даме правую руку.

Не забывай, что дама, сидящая рядом с тобой, в особенности по правую руку, имеет право на твое внимание. Даму, сидящую рядом с тобой, следует занимать независимо от того, представлен ты ей или нет.

Не знакомь после того, как гости сели за стол.

Не сиди слишком близко к столу или слишком далеко от него.

Не затыкай салфетку за воротник и не раскладывай ее на груди. Салфетку следует класть на колени.

В первую очередь необходимо обслуживать дам.

Не ешь суп с конца ложки. Не проси второй порции супа.

Не сгибайся над тарелкой. Держись по возможности прямо.

Если хочешь достать что-либо, не тянись через тарелку другого.

Не бери хлеб вилкой, бери рукой.

Не кусай от целого куска хлеба. Не намазывай маслом целого куска хлеба. Ломай хлеб кусочками и намазывай их. Не кроши хлеб в суп.

Не ешь с ножа. Никогда не подноси нож ко рту. Не накладывай на вилку с помощью ножа. Бери на вилку столько, сколько на нее может поместиться без труда.

Не ешь слишком быстро.

Не наполняй рот большим количеством пищи.

Не расставляй локти. Локти должны быть прижаты к бокам. Не ставь локти на стол.

Не поднимай стакан или бокал слишком высоко. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

Не старайся зачерпнуть последнюю ложку супа, съесть последний кусочек мяса и т.д.

Не подавай сам свою тарелку с просьбой о второй порции. Пусть это сделает прислуга. Лучше не просить второй порции вообще.

Не выплевывай кости и прочее на тарелку. Кость следует извлечь изо рта на вилку, прислоненную к губам, и затем положить ее на тарелку. Фруктовые косточки нужно извлекать изо рта незаметно на ложку.

Не проси соседа подать что-либо, если поблизости находится прислуга.

Не играй салфеткой, вилкой и другими принадлежностями стола. Не вытирай лицо салфеткой. Салфеткой можно лишь слегка провести по губам.

Не поворачивайся спиной к другому, если намерен поговорить с соседом. Не разговаривай с другим через соседа.

Не разговаривай с полным ртом.

Не откидывайся и не разваливайся на стуле. Старайся всегда быть спокойным.

Не роняй нож или вилку. Но если уронил, не смущайся, попроси другую, не придавая значения случившемуся. Вообще лучше делать ошибки, чем стараться не делать их с усилием и с привлечением внимания окружающих.

Не пользуйся за столом зубочисткой, если в этом нет необходимости. В крайнем случае, делай это незаметно.

Не угощай непрестанно гостя. Не пей много вина.

Будучи хозяином или хозяйкой, никогда не заканчивай свое блюдо первым. Подожди, когда закончат, есть гости. Это особенно важно, когда подано последнее блюдо.

Не проси вторую чашку чая или кофе, пока гости не получили по первой.

Не делай никаких замечаний относительно подаваемого блюда. Не критикуй то, что подается к столу.

Не отказывайся от какого-либо блюда, ссылаясь на то, что оно тебе не нравится или что оно тебе вредно. Лучше всего отказаться без объяснения причин. Не рассказывай за столом о своих болезнях.

Не клади чайную ложку в стакан или чашку. Помешав чай или кофе, положи ложку на блюдце.

Не складывай салфетку после того, как поел. Салфетку следует небрежно положить на стол.

Не забудь подняться из-за стола после того, как встали женщины. Оставайся стоять, пока они не выйдут из комнаты, и затем можешь сесть снова, если намерен остаться и курить за столом.

Не читай писем или документов за столом.

Вопрос №7: Как нужно вести себя в гостях?

Неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство, поэтому визит без предупреждения допустим лишь в случае крайней необходимости. Если наносишь визит, не входи в гостиную или в кабинет в пальто. С собой можно взять лишь шляпу и трость (но не зонт). Лучше их оставить в передней.

Не входи без стука.

Не входи в кабинет с дымящейся папиросой, сигаретой или трубкой.

Не протягивай первым руку даме, а также лицу, которое старше

тебя по возрасту или по рангу, пока они не предложат этого сами.

Не спеши сесть. Следует подождать, когда тебя пригласят и когда хозяин или хозяйка сами сядут. Сиди спокойно и уверенно, не делай лишних движений.

Не смотри пристально на мебель, картины и другие предметы. Не забудь встать каждый раз, когда в комнату входит дама.

Не представляй даму мужчине. Мужчина, независимо от занимаемого положения в обществе, всегда представляется даме. Младших по возрасту мужчин и дам, следует представлять более старшим, а не наоборот. Прежде чем кого-либо познакомить, полезно убедиться, что этого хотят обе стороны.

Входя в комнату или выходя из нее, не иди впереди дамы.

Садясь в автомобиль, пропусти даму вперед. Выходя из него, выйди первым и помоги даме, предложив ей руку. То же самое - в лифте.

Не принято здороваться и прощаться через порог.

Не старайся поздороваться за руку с каждым из присутствующих. Обязательно здороваться нужно с хозяином или хозяйкой, а остальным можно только поклониться.

Не дотрагивайся до собеседника с целью привлечь его внимание.

Не разговаривай в обществе о делах, касающихся лишь тебя и

твоего собеседника, или о вещах, понятных только вам двоим.

Не шепчи. Если хочешь сказать то, чего нельзя говорить вслух, оставь это до более подходящего случая.

Не рассказывай о себе и о своих делах. Не говори о своих болезнях, неудачах и т.д.

Не пытайся всецело завладеть разговором.

Не веди разговора о людях, которых присутствующие не знают. Не шути колко по адресу другого. Не высмеивай других за их

манеры. Если в обществе кто-нибудь чихает, оставь это без внимания. Не прерывай собеседника. Не вступай в споры по пустякам. Не ищи случая сострить.

Не рассказывай старых историй, шуток и анекдотов.

Не бравируй тем, что ты хорошо разбираешься в искусстве или в технике.

Не отказывайся спеть, сыграть на инструменте или рассказать что-нибудь, если тебя просят, и ты действительно можешь это сделать.

Не будь угрюмым потому, что тебе кажется, что тебя не замечают. Не выказывай нерасположение к скучным или надоедливым людям.

Ты будешь по-настоящему вежлив, если другие не заметят твоего раздражения или огорчения.

Не забывай быть внимательным к пожилым людям. Это особенно относится к молодежи, которая по беспечности часто бывает, не внимательна к старшим.

Если на приеме или в гостях состоятся танцы, не забудь пригласить к танцу хозяйку, а также ее дочерей.

Приглашая даму к танцу и провожая ее на место, нужно предложить ей правую руку.

Не злоупотребляй гостеприимством хозяев своим слишком долгим пребыванием.

Будучи в гостях, не распоряжайся цветами и не бери их с собой, если они тебе не подарены хозяевами.

Не смотри часто на часы. Научись правильно определять время, когда можно уйти. Если же тебе действительно необходимо уйти до того, как начнут расходиться другие гости, сделай это незаметно для окружающих, извинившись предварительно перед хозяевами.

Когда гостишь у кого-нибудь в доме или на даче, не забудь осведомиться об обычаях хозяев: можно ли курить в спальне, в какое время вставать и ложиться спать.

Не забудь в этом случае брать с собой такие вещи, как принадлежности для бритья, зубную щетку, одеколон.

Не опаздывай к столу.