Толкование святых апостолов деяние глава 5. Деяния апостолов. Iv. цель написания и тема

1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего _ты_ _допустил_ сатане вложить в сердце твое _мысль_ солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:
20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести _Апостолов._
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и _прочие_ первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
34 Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время,
35 а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать.
36 Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли.
37 После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались.
38 И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело -- от человеков, то оно разрушится,
39 а если от Бога, то вы не можете разрушить его; _берегитесь,_ чтобы вам не оказаться и богопротивниками.
40 Они послушались его; и, призвав Апостолов, били _их_ и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их.
41 Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие.
42 И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.

5:1,2 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
Желание Анании и Сапфиры выглядеть не хуже других на фоне остальных и вписаться в общую картину христиан, отдающих всё для общего пользования - погубило их.
Изображая благородство христианина, жертвующего своё на благо ближних - каждый из них забыл, что Бога внешними признаками порядочности - не провести.
А ведь они вполне могли бы не утаивать истинную цену проданного, а честно сказать, что, к примеру, «мы продали имение за 100, но решили отдать 50, а остальное - оставим себе»
Никто не вменил бы им это решение в вину: они имели полное право распоряжаться своим по-своему. Просто на фоне отдающих всё - они бы слегка потускнели. Не хотелось. Блеску хотелось. Выглядеть лучше, чем были на самом деле – хотелось. Заплатили за это жизнями в итоге.

Стремление выглядеть хорошо - в общем, нормальное и для христианина. Лишь методы, с помощью которых кто-то стремится выглядеть хорошо - могут быть порочны.

5:3 -6 Естественно, Пётр с помощью святого духа легко вычислил их методы: ложь - плохой способ для красиво себя преподносить.
Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли ? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
В этом тексте Пётр много сказал:
1) сатана вмешался в жизнь Анании и предложил нечистую мысль солгать;
2) Анания дал ему возможность вмешаться в свою жизнь ([ты допустил] сатане вложить )
Как? Всего лишь пригрев нечистую мысль (положил это в сердце ) вместо того, чтобы отогнать её от себя прочь, ибо святой дух всегда даёт возможность христианину отличать чистые мысли от нечистых. Но за то, выберет ли христианин для себя чистую или нечистую мысль - святой дух ответственности не несёт. Анания выбрал для руководства к действию нечистую мысль;
3) Анания солгал не человеку Петру и не членам собрания, но, солгав им, он солгал на самом деле Богу. Ибо Бог наблюдает за Своим собранием с небес и всегда легко знает, кто лжёт, а кто говорит правду. Лгать Богу – опасно для жизни.

Интересно, что Ананию Бог наказал смертью за такую малость, казалось бы. А нечестивому царю Манассии, к примеру, много лет удавалось творить зло гораздо большее. Почему такая несправедливость? (как может показаться на первый взгляд)
Да потому, что Манассия даже и не пытался изображать из себя верующего: он был откровенно холоден и Бог ожидал, когда появится шанс ему "погорячеть". А Анания - христианина из себя изображал и под праведника маскировался. Вот и вся разница.
Были бы они мирскими - с них и спрос был бы другой. Ну а с тех, кто заявляет о себе как о подданном небесного Царя - и спрос как с подданного небесного Царя.

5 услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. 6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили
Ясно, что не Пётр умертвил Ананию, а по приговору Бога свершилось возмездие сие за преднамеренную и запланированную ложь - через Петра, ибо именно Бог творил чудеса руками апостолов (Деян.14:3; 19:11)

5:7-10 Жена Анании имела возможность сказать правду и не погибнуть, ибо Пётр предоставил ей возможность назвать истинную цену проданного:
скажи мне, за столько ли продали вы землю?
Однако и Сапфира выбрала поддерживать обман мужа вместо того, чтобы угодить Богу и сказать правду.

что это согласились вы искусить Духа Господня? Похоже, Анания и Сапфира, зная, что ложь неугодна Богу, тем не менее почему-то решили, что Бог не станет их за эту мелочь наказывать. Надеялись на «авось пронесёт»?
Не пронесло. Оба были наказаны смертью:
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.

5:11
И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это
Страх так легко потерять жизнь, узнав, ЗА ЧТО её потеряли другие - не самое плохое начало для приобретения навыков поступать правильно и быть честным - Прит.1:7.
И учиться на ошибках других - не самое пропащее дело в жизни.

5:12-16 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. 1 3 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
Итак, Бог руками апостолов совершал много чудес, всё это помогало апостолам утверждать христианскую веру молодого собрания в логове иудаизма.
Никто из посторонних не мог к ним присоединиться, ибо пример Анании и Сапфиры показал, что христианином лишь притвориться - не выйдет. А искренне верующих –становилось всё больше, и собрание Божьего народа – росло.

5:17-21 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
Такой успех апостолов неизбежно породил зависть и раздражение у священства Иудеи: на их глазах в открытую переманивали их паству!!! И ничуть при этом не боялись никого.
Хотя с другой стороны - чему позавидовали? Ведь если разобраться, то вожди народа и сами могли бы такой успешный результат получить, последовав за Христом, раздав имения свои, посвятив все свои силы и время на дело Божие, скитаясь и получая от своих же собратьев иудеев тумаки.

Но в том то и проблема, что люди очень часто хотят получить такой же результат, как у соседа, допустим, но при этом не желают прикладывать те же усилия, какие прикладывает сосед и терпеть те же лишения с гонениями, какие терпит сосед.
Если, думая о том, что кто-то получил большие благословения от Бога - представить и то, сколько ему пришлось потрудиться и претерпеть лишений, тогда и зависти может не возникнуть.

Однако священство Иудеи не утруждало себя такими размышлениями, поэтому апостолов арестовали за успех, но Бог освободил их и дал им возможность снова открыто и прямо в храме "вызвать огонь" возмущённого священства на себя. Зачем?
Чтобы священство поразмышляло над тем, в чём же, собственно, дело? Они же должны быть в тюрьме!

Нам сегодня трудно понять, почему же они ОЧЕВИДНОГО не замечали, того, что без помощи Бога здесь не обходится? Хотя и сами, бывает, много ОЧЕВИДНОГО видеть не хотим, если видеть невыгодно:
19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести [Апостолов].

5:22-24 Это вызывание огня апостолами на себя в открытую - возымело действие: мозги священства – всё-таки вынуждены были зашевелиться, стало священство размышлять над тем, что бы это значило?
Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и [прочие] первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
Ну а к каким выводам они пришли - сейчас увидим.

5:25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
Во все времена с рождением класса революционеров - рождается и класс доносчиков. Не было бы их - сон у многих был бы спокойнее. Но и с ними - жить веселее: очень часто бывает так, что донести какую-то информацию тому, КОМУ надо - сложно. И потому, в уверенности, что везде и всегда есть доносчики, бросают эту важную информацию в массы и всё. Можно быть уверенным, что тот, для кого она предназначена - её непременно получит. Донесли и на апостолов, вышедших из темницы при помощи Бога.

5:26-28 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: 28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем?
Дело сделано, о проповедующих в храме – узнали «наверху», что и требовалось, умственная деятельность священства зашевелилась, но не придумала ничего лучше, чем снова вызвать апостолов «на ковёр» к начальству.
Только теперь им пришлось это делать ласково, без насилия - и это результат деятельности разума, подсказывающего, что что-то здесь не так и массы лучше не злить.
Апостолы же со своей стороны не стали возбуждать общественность вступиться за них цивилизованно, или по камешку в пришедших за ними швырнуть, или митинг против попирания свободы вероисповедания устраивать. Но послушно последовали «на ковёр» к начальству по приглашению.

и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
Как видим, священство не хотело конкретно того, чтобы их вслух обвиняли в убийстве Христа, ибо если из проповеди апостолов получается, что Христос - Божий, то они, выходит, отъявленные негодяи. С этой мыслью смириться священство никак не могло.

Хотя, понятно, что кровь на себя наводит тот, кто убивает или содействует этому, а не тот, кто об этом говорит.
У подобного рода людей интересная мудрость получается: если не обвинит их кто ВСЛУХ во всеуслышание, так вроде бы и не убивали, выходит, и не виноватые, выходит, ни в чём.

5:29-33 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему. 33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
И снова Петру открылась возможность для проповеди о том, что Богу подчиняться важнее, чем Его представителям на земле, в данном случае - священству храма Божьего. А потому нет у апостолов намерений перестать проповедовать о Христе, исполняя волю Бога.
И ещё раз пришлось им напомнить, что они таки распяли посланника Иеговы.

Казалось бы: возьми - да и покайся от проповеди Петра, что сложного, если правда? Так нет. Проще убить Петра. Чем признаться в собственной неправоте. Особенно - в присутствии публики.
И кто избавит нас от сего тела смерти, в котором так мало здравого смысла?

5:34-39 Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время,35 а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать.
Но благо, нашёлся в Синедрионе один здравомыслящий Гамалиил, вразумивший их, чтобы перестали суетиться к апостолам приставать: если они исполняют дело Божье - то оно не разрушится усилиями священства.

Но пострадать из-за этого за сопротивление делу Божьему - очень даже легко. Свои амбиции отстаивать - возня одна. А жизнь, Богу принадлежащая - всё же дороже.
От своего по рангу - священству оказалось проще принять вразумление, чем от Петра, мужика - лапотника. Такова жизнь. Ну и нет разницы, от КОГО вразумиться, ЕСЛИ, конечно, вразумиться.

36 Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли.37 После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались.
Как видим,увлечь за собой народ - дело не хитрое, но апостолы не за собой народ увлекали, и не к себе прилепляли, а к правде Божьей и к Богу, потому даже и после смерти их - дело их не исчезло, и проповедь о великих делах Божьих - не прекратилась.

И фарисей Гамалиил понимал, что если за апостолами стоит Бог - их дело невозможно разрушить никакими человеческими усилиями:
38 И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, 39 а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками.

5:40 Они послушались его; и, призвав Апостолов, били [их] и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их.
Чтобы не показалось никому, что суд собирался зазря - взяли да и избили апостолов, типа - апостолы всё же виновными оказались и наказание судебное понесли должным образом и по справедливости.
Спектакли для зрителей разыгрывать - завсегда начальству положено, чтобы репутацию свою в глазах подданных - приличной сохранять, иначе нельзя управлять народом, испорченная репутация охлаждает желание подчиняться.

Вспомнился Саул, который сам натворил неприятностей, а пророка попросил всё же позаботиться о собственной репутации царя в глазах народа и не уронить её пред ним. И что же пророк? Не отказал, как видим, уважил просьбу царя и заботу его о репутации царственной: незачем царя в глазах подданных портить -1Цар.15:30,31

5:41,42 Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие.42 И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.
Не тому, понятно, радовались апостолы, что их избили. Но тому, что избиты они были за исполнение воли Божьей. Эти события только укрепили решимость апостолов отстаивать веру христианскую в логове иудаизма.

б. Ложь Анании и Сапфиры (5:1-11)

Эта история напоминает об истории Ахана, записанной в Иис. Н. 7 (сравните Чис. 15:32-36; 16:1-35).

Деян. 5:1-2 . Грех Анании и его жены Сапфиры объясняется в стихах 3-4, 9. Они могли, конечно, удержать для себя часть дохода от продажи имущества, но, сговорившись между собой, предпочли солгать апостолам, сказав, что отдают им все вырученное, тогда как часть его утаили. То, что положили к ногам апостолов, они положили с ложью; употреблением выделенной фразы в случае Варнавы (4:35,37) и в их случае подчеркивается контрастность чувств и мотивов, которыми руководствовались "сын утешения" и эта пара.

Деян. 5:3-4 . Петр возлагает ответственность на Ананию, который допустил сатане вложить в свое сердце соблазн лжи. Это тем более был соблазн, что необходимости в этой лжи не было, ибо Анания и его жена вправе были распорядиться тем, что им принадлежало по своему усмотрению. Они солгали Духу Святому (стих 3), поддавшись вражескому внушению. В стихе 4 Петр говорит, что Анания солгал Богу. Так в контексте стихов 3 и 4 подтверждается Божество Святого Духа.

Деян. 5:5-6 . Услышав сии слова, Анания пал бездыханен. Как Петр напишет позже, надобно было "начаться суду с дома Божия" (1-Пет. 4:17). В той обстановке совершенное Аианией и Сапфирой было "грехом к смерти" (1-Иоан. 5:16). Суровость суда объясняется тем, что этому преступлению и последовавшему за ним наказанию предназначено было стать примером в условиях Нового Завета, как судьба Ахана сделалась примером для ветхозаветного Израиля (1-Кор. 10:6).

Деян. 5:7-10 . Сапфира, не зная о внезапной смерти мужа, солгала вслед за ним.

Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? "Искусить Духа Господня" (или Святого Духа) означает попытку выяснить, насколько далеко может зайти человек, не подвергаясь суду, обещанному Духом (сравните Втор. 6:16; Матф. 4:7).

Деян. 5:11 . При известии о наказании, постигшем Ананию и Сапфиру, великий страх объял всю церковь и всех слышавших это (т. е. верующих и неверовавших). Об этом говорится дважды (стих 5 и 11). Рассказывая об этом случае, Лука преследовал несколько целей: 1) показать неприемлемость греха для Бога, особенно греха обмана, нечестности в пределах Тела Его - Церкви; 2) показать отличие Церкви от Израиля, где успели позабыть, к сколь суровой каре может прибегнуть Бог в воспитательных целях.

Слово церковь тут употреблено в книге Деяний Апостолов впервые. Здесь, как и в 9:31, а также в 20:28, оно употреблено в отношении Церкви как Тела Христова; в 11:26 и 13:1 этим словом обозначена местная община верующих; 3) на примере печальной участи Анании и Сапфиры Петр показал, что Бог начал действовать в новом, созданном Им, человеческом объединении.

3. ПРЕУСПЕВАНИЕ ЦЕРКВИ (3:12-42)

а. Апостолы подают "удостоверение" о себе (1:12-16)

Тем, что сообщается в этом разделе, читатели подготавливаются к последующим событиям.

Деян. 5:12 . Снова и снова Бог совершал через Апостолов… многие знамения и чудеса; любопытно, что местом постоянных встреч тех, кто составили первую церковь в Иерусалиме, стал храм, точнее. Соломонова крытая галерея в храме.

Деян. 5:13 . Посторонние, т. е. неверующие, не решались пристать (из любопытства, не имея тех же чувств, что они) к этим необычным людям - из благоговейного страха перед ними. Тем более после случая с Ананией и Сапфирой!

Деян. 5:14 . Зато и уверовавших во Христа становилось все больше. И они - множество мужчин и женщин - "не боялись" присоединиться к Господу. Это было феноменальным явлением - столь быстрый численный рост первоначальной Церкви (2:41,47; 4:4; 6:1,7; 9:31).

Деян. 5:15-16 . Чудеса, совершавшиеся апостолами, прежде всего были направлены на утверждение истинности Божиего слова. Люди убеждались в том, что им дана необычайная целительная сила. Думали (а, возможно, убедились в этом на опыте, хотя, по мнению некоторых богословов, это было проявлением суеверия), что исцеляются и те, которых тень проходящего Петра осенила. Так или иначе, но апостолы возвращали здоровье больным и изгоняли нечистых духов из одержимых. Все это они делали, как обещал им Господь (Матф. 10:8; Мар. 16:17-18).

б. Второе заключение апостолов и освобождение их (5:17-20)

Деян. 5:17-20 . Вторично были задержаны и заключены в… темницу… Апостолы, по-видимому, все 12, но явившийся им Ангел Господень сверхъестественным образом освободил их, повелев продолжать публичное провозглашение во храме (очевидно, во дворах его, поблизости от тех мест где собирались члены общины) всех сиих слов жизни (буквально - "этой жизни"; необычное обозначение Благовестия). в книге Деяний Апостолов это - первое из трех "тюремных чудес" (сравните происшедшее с Петром; 12:6-10, а также с Павлом и Силой; 16:26-27).

е. Испытание апостолов и слова их в свою защиту (5:21-32)

Деян. 5:21а . Повинуясь Божиему посланнику, апостолы с утра явились в храм и стали учить.

Деян. 5:21б-25 . Нижеследующее описание исполнено иронии. 1) Мы видим служителей, обыскивающих темницу, которая оказалась пустой, несмотря на то, что была заперта и охранялась снаружи стражами. 2) Перед нами облеченные властью иудеи, собравшиеся судить тех, кого в их распоряжении не оказалось. 3) И вот им, в гневе спрашивающим друг друга, куда подевались эти люди, сообщают, что они стоят в храме и учат народ.

Деян. 5:26-27 . Не прибегая к силе из страха перед народом, начальник стражи… со служителями… привел апостолов и поставил их перед синедрионом, чтобы допросить. (О синедрионе в толковании на 4:15.)

Деян. 5:28 . Не запретили ли мы вам… учить о имени сем? - прозвучал вопрос первосвященника. И вслед за этим обвинение: вы… хотите навести на нас кровь Того Человека.

Деян. 5:29 . Здесь Петр вновь провозглашает основополагающий для апостолов принцип (сравните 4:19-20). Верно и то, что христианам следует повиноваться своим гражданским властям, если это не вовлекает их в грех против Бога (Рим. 13:1-7; 1-Пет. 2:13-17).

Деян. 5:30-31 . В подлиннике слова Петра… вы умертвили, повесивши на древе …звучат с особой силой как обвинение в адрес "судей", упрекающих апостолов в том, что "хотят навести на них кровь Того Человека". Петр снова, как представитель апостолов, повторяет то, что говорил прежде: "вы… убили, но Бог воскресил Его" (сравните 2:23-24; 3:15; 4:10), дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов (сравните 2:38; 10:43; 13:38; 26:18).

Деян. 5:32 . Апостолы отлично сознавали свою ответственность перед Богом, как это следует из слов Петра: Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый - в том смысле, что Он подкреплял их свидетельство, давая апостолам сверхъестественную силу, являвшую себя как в смелой проповеди их, так и в совершении ими чудес. Петр говорит, что Святой Дух дается всем повинующимся Богу, т. е. верующим в Иисуса Христа (Рим. 8:9).

г. Освобождение апостолов (5:33-42)

Деян. 5:33 . Охваченные яростью, религиозные начальники умышляли умертвить их. Все повторялось по той же "схеме", что за несколько недель до того в отношении Христа. Как росло сопротивление Ему, так росло оно теперь по отношению к Его ученикам.

Деян. 5:34-35 . Гамалиил, фарисей… и законоучитель, пользовавшийся всеобщим уважением, попытался повлиять на членов синедриона, чтобы они не преследовали апостолов. Руководствовавшийся не симпатией к церкви, а чувством духовной интуиции, он опасался помешать Божииму делу на земле (стих 39).

Деян. 5:36 . Ничего не известно об этом Февде с его 400 мятежниками, восстание которого не привело ни к какому результату. У еврейского историка 1-го века Иосифа Флавия записано о мятеже, возглавленном Февдой, но он происходил позднее и принял гораздо большие масштабы. А, кроме того, имел место ранее того, который возглавил Иуда (стих 37).

Деян. 5:37 . О мятеже под руководством Иуды Галилеянина, который Гамалиил приводит в качестве второго примера, Иосиф Флавий иаписал довольно подробно, рассказав и о казни Иуды, и о том, что эти беспорядки подлили масла в огонь новых мятежей.

Деян. 5:38-39 . Впечатляюще заканчивает свою речь Гамалиил. Это недавно возникшее движение само покажет, от человеков ли оно, или от Бога, заявил он. И в первом случае оно закончится также бесславно, как мятежи, поднятые Февдой и Иудой Галилеянином. Но если оно от Бога, то ваше сопротивление ему лишено смысла и берегитесь, чтобы вам не оказаться… богопротивниками. Любопытно, что речь Гамалиила явилась в каком-то смысле апологией Церкви Иисуса Христа, прозвучавшей из уст того, кто был в лагере ее противников.

Деян. 5:40 . И члены синедриона отпустили… Апостолов, однако, не удовлетворившись еще одним предупреждением, предварительно подвергли их бичеванию (и… били их). Отпуская же, повторили прежнее свое запрещение им говорить об имени Иисуса (относительно "имени Иисуса" толкование на 3:16).

Деян. 5:41-42 . И вот, несмотря на мучительное физическое наказание, апостолы пошли из синедриона, радуясь. (Снова звучит "тема радости", характерная для книги Деяний Апостолов; толкование на 2:46-47.) Бесчестие… за имя Господа апостолы сочли честью для себя. Позже Петр станет призывать христиан "радоваться" своему участию в "Христовых страданиях" (1-Пет. 4:13; сравните 1-Пет. 2:18-21; 3:8-17). Несмотря на повторное запрещение, апостолы не переставали учить и благовествоватъ об Иисусе Христе. Тем не менее, написанное Лукой в Деян. 5:17-42 имело целью показать, что Израиль в массе своей продолжал идти прискорбным путем отвержения Иисуса как Мессии.

Деяния - Глава 5

1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:
20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов .
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
34 Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время,
35 а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать.
36 Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли.
37 После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались.
38 И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится,
39 а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь , чтобы вам не оказаться и богопротивниками.
40 Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их.
41 Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие.
42 И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.

 1 Анания и Сапфира, их ложь и смерть. 12 Народ прославляет апостолов за исцеления. 17 Арест апостолов и освобождение их ангелом. 26 Их свидетельство перед синедрионом; 33 совет Гамалиила принят.

1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,

2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принёс и положил к ногам Апостолов.

3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?

4 Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.

5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.

6 И, встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.

7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.

8 Петр же спросил её: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.

9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.

10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли её мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа её.

11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.

12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,

15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

17 Первосвященник же и с ним все, принадлежащие к ереси саддукейской, исполнились зависти,

18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.

19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:

20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.

22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,

23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.

24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.

25 Пришёл же некто и донёс им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.

26 Тогда начальник стражи пошёл со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.

27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:

28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сём? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.

29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.

30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.

31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.

32 Свидетели Ему в сём мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему.

33 Слыша это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.

34 Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время,

35 а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать.

36 Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли.

37 После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались.

38 И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится,

39 а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками.

40 Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить об имени Иисуса, отпустили их.

41 Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие.

42 И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Деяния святых апостолов, 5 глава