Образовательный портал. Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников Развитие согласованности речевых движений

Развитие речи тесно связано с состоянием наших моторных функций. У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии.

У дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса, снижены двигательные память и внимание . У данной категории детей с дизартрическим компонентом нарушена статическая и динамическая координация движений, их переключаемость, темп, ритм, дыхание. Эти особенности характерны для всей моторной сферы: общей, мелкой, артикуляционной, мимической. Затрудняется межличностное взаимодействие детей, создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. С формированием координации движений тесно связано развитие функциональных возможностей всех органов и систем. Н.А. Бернштейн определял координацию движений как «Особую группу физиологических механизмов, создающих непрерывное, организованное, циклическое взаимодействие между рецепторным и эффекторным процессами».

В основе программы любого моторного акта лежит сенсорный образ выполняемого движения. Согласно учению И.П.Павлова, в возникновении произвольных движений решающую роль играет корковый анализ и синтез кинестетических раздражений, поступающих в нервную систему от работающих мышц.

Речевые движения также реализуются на основе их сенсорного образа, нарушения в воспроизведении которого, приводят к нарушениям программы соответствующего моторного акта. Это, в свою очередь, влечет за собой расстройство управления данным произвольным движением, дискоординацию данного двигательного акта, что выражается в нарушениях двигательного состава речевых движений.

Таким образом, нарушения координации движений является основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. (Г.Р. Шашкина ). Следовательно, развивающая и коррекционная работа с такими детьми должна быть направлена на совершенствование приемов по развитию моторной сферы и ее влиянию на речевой процесс.

По результатам констатирующего эксперимента было определено, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня и с псевдобульбарной дизартрии:

· недоразвитие общей и мелкой моторики;

· несформированность движений органов артикуляционного аппарата и, как следствие, нарушение звукопроизношения;

· присутствие саливации, синкенезий, гиперкинезов;

· недоразвитие мимических мышц;

· нарушение просодических компонентов речи:

o диафрагмального и речевого дыхания;

o темпа и ритма речи;

· недоразвитие фонематического слуха и восприятия;

· недостаточное развитие лексико-грамматических компонентов речи; связной речи.

Коррекционная работа, проводимая для достижения этой цели состоит в следующем:

а) Развитие неречевых функций детей, поскольку из результатов обследования известно, что у всех детей нарушена общая, мелкая, артикуляционная моторика. В связи с этим необходимо проведение коррекционной работы с целью их развития. Данные упражнения были выбраны для содержания коррекционной работы потому, что эти упражнения способствуют формированию и развитию разных моторных сфер, включающих в себя динамическую и статическую организацию движений, развитию общей моторики (статической и динамической организации движений тела), начинающуюся с нормализации мышечного тонуса, снятия мышечного напряжения (при спастической дизартрии тонус повышен); поскольку из результатов обследования известно, что она нарушена у всех детей. Совершенствование всех видов движений, а также развитие двигательной памяти и переключаемости движений, кроме этого, необходимо уделять внимание формированию темпа движений.

Речевые подвижные игры с импровизацией движений, где ритм стихотворной строки следует согласовывать с движениями рук, ног, туловища. Подробное описание упражнений представлены в приложении №2 . Например: игра «Части тела» (дети называют и показывают называемые части тела и лица). Цель: Развитие координации движений.

Отшагай скороговорку (на каждый шаг - слово).

Цель: Развитие ритмической и выразительной речи.

Считалки под мяч (на каждый удар мяча - слово)

Цель: Развитие ритмической координации движений и речи.

Для развития мимической выразительности использовали упражнения, направленные на снятие напряжения в речедвигательном аппарате:

Самомассаж лица;

Мимическую гимнастику.

Для развития подвижности органов артикуляции - отрабатывали упражнения для тренировки нижней челюсти, губ, языка. Во время проведения гимнастики ведется борьба с саливацией, которая является результатом пареза нижней челюсти. Проводятся дополнительные упражнения для нижней челюсти, губ. Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать слюну, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения учитель-логопед напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промакивает рот и внутри рта салфеткой. Данные упражнения были выбраны потому, что они способствуют развитию подвижности органов артикуляции. Эти упражнения проводили одновременно с движениями рук в виде стишков.

Упражнения лопаточка - выработка умения удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

кошечка - формирование навыка подъема и опускания языка.

маляр - выработка подвижности языка в верхнем положении.

катание шарика - укрепление боковых мышц языка.

чашечка - формирование умения удержания широкого языка в верхнем положении.

иголочка - формирование умения делать язык узким, напрягая его мышцы.

парус - растягивание подъязычной связки, развитие умения расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

прятки - активизация корня языка.

качели - выработка подвижности кончика языка.

У обследуемых дошкольников нарушения звукопроизношения полиморфны, т.к. у них страдают согласные свистящие, шипящие, йотированные, а сонорные звуки отсутствуют.

Формирование согласных фонем предусматривает: уточнение артикуляции относительно сохранных звуков, что позволяет организовать ориентацию ребенка в звуковом составе слова; коррекцию дефектных звуков; дифференциацию конкретных смешиваемых звуков.

Для формирования правильного артикуляционного уклада звука, используются следующие артикуляционные упражнения (по данным Е.С. Анищенковой ):

Работая над дыханием , делали упражнения, рекомендованные А.Н. Стрельниковой, где резкий вдох через нос (при абсолютно пассивном выдохе) усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями. Это положительно влияет на функцию нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием, упражнение «Ладошки».

Дыхательную гимнастику с различением носового и ротового выдоха, упражнение «Нос - рот».

Дыхательные упражнения, направленные на формирование длительной и сильной выдыхаемой воздушной струи.

Развитие мелкой моторики предполагает работу над координацией движений пальцев рук .

Использовали следующие виды упражнений:

Массаж и самомассаж рук

Пальчиковые игры, где пальцевые движения сопровождаются стихотворным текстом;

Разнообразная предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка на рамках, игры с грецким орехом, конструктором, пробками, перебирание круп зерен и т.д.) также способствовали развитию мелкой моторики.

Формирование правильного звукопроизношения . Вторая часть урока строится также по структуре псевдобульбарной дизартрии, с учетом уровня общего недоразвития речи, индивидуальных и психологических особенностей, пришедшего на занятие ребенка (детей). Формируются те категории, которые недостаточно развиты у конкретного ребенка. Ведется работа по:

Коррекции звукопроизношения:

o постановка,

o автоматизация,

o дифференциация звуков;

Развитию фонематических процессов;

Формированию лексико-грамматических категорий.

Материалы для индивидуальных логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звуков разрабатывались долго и тщательно, с учетом различных лексических тем, изучаемых в течение одной календарной недели, возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей-дизартриков. Дефекты звукопроизношения, у детей идентичны и всегда несколько дошкольников находились на одинаковых этапах логопедической работы.

Каждое занятие по обучению грамоте посвящено звуку (звукам) и букве, подчинено определенной лексической теме. Более подробно представлено в приложении №3 . Применение различных игровых приемов, разнообразие дидактического материала способствуют сохранению интереса детей на протяжении всего занятия. Физические паузы тоже отражают лексическую тематику. Определенная тема и упражнения по развитию общей, мелкой, лицевой, артикуляционной моторики, дыхания, голоса, мимической мускулатуры отрабатываются в течение одной календарной недели на индивидуальных и фронтальных занятиях учителя-логопеда. Динамика усвоения нового материала детьми достаточно высокая. Знания, полученные дошкольниками на логопедических занятиях, закрепляются воспитателями и родителями. На следующей неделе изучается новая лексическая тема, и вся работа учителя-логопеда строится с ее учетом.

Проведение занятий по постановке, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков.

1) Подготовительный этап: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению нужного звука. Работа ведется по нескольким направлениям:

Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата и направленной воздушной струи, т.е. подготовка речевого и дыхательного аппаратов к дальнейшей работе.

Развитие фонематических процессов для дальнейших этапов в работе над звуками. Это способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и синтеза слов и более быстрой и эффективной работе при постановке и автоматизации нарушенных звуков.

2) Постановка звука : необходимо добиться правильного звучания изолированного звука. Проводится на базе навыков, сформированных на подготовительном этапе. Здесь проводится первичная постановка звука (объясняется правильный артикуляционный, и акустический образ звука, выделение звука среди других звуков, слогов, слов).

3) Автоматизация звука : проводится с целью правильного звукопроизношения звука во фразовой речи. Постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка.

4) Дифференциация звуков : научить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и самостоятельной речи.

«Скажи наоборот».

Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком С и Ш. ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: са - ша, су - шу, асу - ашу, асо - ашо.

Артикуляционные упражнения для группы свистящих звуков:

- «загнать мяч в ворота»

- «наказать непослушный язык»

-«лопаточка»

-«почистим зубки» - научить детей кончиком языка совершать движения из стороны в сторону.

Артикуляционные упражнения для группы шипящих звуков:

- «наказать непослушный язык» - выработка умения, расслабив язык, удерживать его широким, распластанным.

-«лопаточка» - выработка умения удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

-«грибок» - выработать подъем языка вверх, растягивая подъязычную уздечку.

-«вкусное варенье»

-«гармошка» - укрепление мышц языка, растягивание подъязычной уздечки.

Артикуляционные упражнения для группы соноров:

- «наказать непослушный язык» - выработка умения, расслабив язык, удерживать его широким, распластанным.

-«вкусное варенье» - выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

- «загнать мяч в ворота» - выработка длительной, направленной воздушной струи.

-«маляр» - отработка движений языка вверх и его подвижности.

-«лошадка» - укрепление мышц языка и выработка подъема языка вверх.

В) проведение закрепления навыка чистого произношения в обиходной речи.

Сначала темп речи замедляется; постепенно он нормализуется, и внимание больного направляется на выразительность речи. Постоянный контроль за речью ребенка сначала осуществляется логопедом, а потом родителями и лицами, окружающими ребенка дома и в школе. Периодически логопед консультирует ребенка.

Стоит отметить важность и необходимость участия родителей в коррекционном воздействии, поскольку в домашних условиях именно они должны осуществлять проведение необходимой коррекционной работы. Сначала они должны контролировать только отработанный с логопедом и заученный ребенком материал (по тетради), постепенно они привлекаются к контролю за повседневной речью ребенка. Позднее выделяется специальное время для разговора с ребенком или заучивания каких-либо текстов. Так постепенно родители переходят к систематическому контролю за речью ребенка.

- Развитие функций фонематического слуха . Обучение различению и выделению нужных звуков слогах, словах, предложениях, в речи в целом; определение места, количества, последовательности звуков и слогов в слове. Хлопни в ладоши

Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Где звук?

Цель. Нахождение места звука в слове.

Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи . Возможно с формированием умения понимать предложения, грамматические конструкции; расширение, закрепление, уточнение и активизация словаря; активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов.

«мебель»

Цель. Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Рассказ про магазин.

Цель. Закреплять усвоение детьми связи слов в предложении.

Составь предложение.

Цель. Учить детей составлять простые предложения.

Лото «Один-много»

Цель. Совершенствование лексико-грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных).

Регулярное проведение занятий позволили:

Развивать общую моторику и тонкие движения пальцев рук;

Выработать умение управлять своими органами артикуляции;

Формировать навык правильного речевого дыхания;

Улучшить дикцию, четкое произношение звуков;

Тренировать навык активно пользоваться мимическими мышцами;

Снижать двигательную активность, расторможенность детей;

Повышать работоспособность, речевую активность.

Движения и речь становятся более правильными, выразительными, эмоциональными. Дети становятся общительными, раскрепощенными, хорошо подготовленными к школе.

На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика. Связь была установлена еще веке до н.э. В разных странах проводились эти исследования и они показали большую связь рук с развитием мозга. Например, в Китае очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными шариками, в Японии с грецкими орехами. В России связь руки с развитием мозга изучал Бехтерев В.М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. По данным М. М. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому актуальность мелкой моторики бесспорна, и способствовать ее развитию нужно с пеленок. С первых месяцев жизни малыша начинает интересовать окружающие предметы, он сначала неосознанно, а потом вполне целенаправленно взаимодействует с ними. Развитие мелкой моторики для малышей заключается в проведении игр. Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, я следую ряду требований: -работа должна быть систематичной и постоянной; -работа должна; соответствовать; уровню; общемоторного, психического развития ребенка; -работа должна соответствовать возрастным требованиям; -работа должна приносить ребенку радость. Воспитание и коррекция речи детей - сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Одним из ведущих принципов всей коррекционной работы и каждого этапа в отдельности является принцип от простого к сложному. Этому же принципу подчинена и моя работа по развитию мелкой моторики. Каждый вид деятельности по формированию тонких движений пальцев рук является пропедевтическим по отношению к следующему. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях вправо, влево,вверх, вниз и т.д. На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих пальчиковые игры. Для удобства я составила картотеку пальчиковых игр, куда вошел практический материал различных авторов. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Очень удобно учить с детками стихи, предлагая им включить зрительную, мотроную и слуховую деятельность. Детям это удобно, интересно, а главное эффективно. Далее на фотографиях показан один из вариантов заучивания стихитворений. Как на горке снег, снег И под горкой снег, снег И на ёлке снег, снег и под ёлкой снег, снег А под снегом спит медведь Тише, тише, не шуметь Оптимально, на мой взгляд, проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика, на мой взгляд, послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Упражнения, в которых используется поверхность стола, нужно проводить, не поднимая детей со стульчиков. Такие упражнения полезно, конечно же, сочетать с традиционными (динамическими) физкультминутками, чтобы обеспечить дошкольникам двигательную активность. Сначала словесную инструкцию мы сопровождаем показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности мы увеличиваем - показ устраняется и остается только словесная. Еще одним приемом развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками.Индивидуально я предлагаю собрать из мозаики различные фигуры. Эти задания служат двум целям: коррекции, развитию мелкой моторики и закреплению знаний по лексической теме.

Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Я предлагаю детям два вида графических упражнений: -упражнения на нелинованной бумаге; -упражнения на тетрадном листе в крупную клетку. Эти упражнения проводятся с постепенным усложнением заданий. Упражнения на нелинованной бумаге включают в себя различные задания: -дорожки когда задача ребенка - провести прямые, волнистые, зигзагообразные линии в середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги, и не съезжая с дорожки» Удобно использовать раскраски. Чем меньше возраст у детей, тем изображения должны быть крупнее. -обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам; -штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями. Для штриховки использую трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки. На протяжении двух лет обучения предлагаются различные задания по раскрашиванию изображений предметов. На более поздних этапах детям предлагаются задания по копированию предметов. Задача ребенка - срисовать предмет как можно точнее. Данный вид работы очень нравится детям, потому что все задания выполняются в красочных тетрадях. В тетрадях в крупную клетку выполняют задания: - рисуют простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Затем постепенно переходят к более сложным рисункам. Вся эта работа сопровождается стихами. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются. Таким образом, идет оречевление производимых действий. К новому рисунку мы не переходим до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны. Эти упражнения полезны еще и тем, что при их выполнении повторяется речевой материал (словарь, стихотворные тексты), отрабатывается звукопроизношение, параллельно идет работа над лексико-грамматической стороной речи. К концу обучения дети уже легко справляются с достаточно сложными заданиями.< Большое внимание в индивидуальной работе с детьми я уделяю работе сошнуровками, играми - вкладками, сбору пазлов. Пособия подбираю с учетом лексической темы. Работа сразличными по фактуре материалами- еще один прием совершенствования мелкой моторики детей. Детям доставляет большое удовольствие работа со специальным пластилином, который не липнет к рукам. Из него на занятии мы лепим буквы, а так же предметы по лексической теме. Интересна и увлекательна и работа с каштанами (резиновыми мячиками с шипами). С помощью каштанов дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции кисти как органа, анализаторы и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук. Упражнения с каштанами я провожу по практическому пособию к программе. Гармония развития ребенка через гармонию развития движений. Помимо работы скаштанами в комплекс самомассажа включены упражнения с карандашами, палочками, задание на растирание в руках мешочков с горохом и фасолью. Природную мастерскую можно организовать в детском саду и дома. Изготовление игрушек, различных поделок из природного материала труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Изготовление поделок расширяет представление детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику согласованность в работе глаза и руки, координацию движений и их точность. Таким образом, этот вид ручного труда способствует не только моторному и умственному развитию ребенка, но и активно развивает его речевую деятельность. Для изготовления поделок необходим такой природный материал: шишки, хвоя, орехи, каштан, желуди, кора, ветки, корни, листья, семена деревьев и кустарников, мак, солома, трава, мох, птичьи перья, ракушки. В качестве дополнительных материалов для поделок используется: бумага различного качества и цвета, фольга, пластилин, проволока, нитки, клей, цветные лоскутки ткани, щетинки, бусинки, пуговицы, мелкие камешки, косточки и фанера. Способствуют развитию мелкой моторики и различные виды продуктивной деятельности.

Пальчиковй театр- это увлекательная дидактическая игра, которая: стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.) развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения; знакомит с элементарными математическими понятиями Работа с родителями это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев. Мной применяются разнообразные формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы: Родительские собрания Практические рекомендации Анкетирование Консультации, наглядная информация Вечера досугов Дни открытых дверей Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта. Рекомендации родителям: Совместные работы родителей и деток: Вечера досугов Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально насыщенными.В конце каждого учебного года я проводила контрольную диагностику моторики кистей и пальцев рук. Результаты явно отражают положительное влияние комплексной работы на развитие мелкой моторики детей и так же дают основания сделать вывод об огромном влиянии её развития на речь детей.

You have no rights to post comments

    Реферат на тему: Педагогические условия для работы над согласованностью движений и речи на музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Введение

    Речь играет большое и очень важное значение в развитии ребенка-дошкольника. А речь – это способность говорить, говорение. Проблема нарушения согласованности речи и двигательных функций, а именно общей, мелкой, артикуляционной моторики обусловлена необходимостью пересмотра приемов, общепринятых в логопедии, а также педагогических условий, необходимых на музыкальных занятиях для работы над согласованностью речи и движений. Движение – это перемещение, направление.
    А что же такое музыкальное воспитание в детском саду? Это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью воспитания творческой личности ребёнка.
    Анализируя психолого-педагогические источники можно сделать вывод о том, что эта тема особенно актуальна в наши дни, так как отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, а также то, что согласованность движения и речи является подготовительным этапом к освоению письменной речи и письму.
    В педагогической литературе прослеживается то, что на музыкальных занятиях идет обучение согласованности движения и речи, развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, развитие темпа и ритма, движений и стиха. Очень важным аспектом воздействия на развитие согласованности движения и речи является чувство ритма и темпа. Ритм и темп организует не только двигательную деятельность человека, но и в то же время руководит темпом и динамическими особенностями речи. Разнообразие ритмических упражнений формируют у детей с ОНР способность к развитию согласованности движения и речи. Кто же такие дети с ОНР? ОНР – это форма речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. А неполноценная речь негативно сказывается на развитии двигательной сферы, в которой наиболее существенные недостатки наблюдаются со стороны координации, поэтому тема остается актуальной.
    В психологической литературе прослеживается то, что речь - это специфическое проявление психической деятельности. Поскольку речь является функцией мозга, изучение ее механизма связано с пониманием вопросов, касающихся работы мозга. В процессе речевой коммуникации принимают участие многие анализаторы, но ведущую роль играют 2 из них: речедвигательный и речеслуховой.
    В современной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Непринуждённость, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет на двигательные свойства речевых органов (В.А. Гринер). Работает над этой проблемой Картушина Марина Юрьевна. Она создала сборник конспектов логоритмических занятий. Исследования профессора М.М. Кольцевой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
    Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена многими исследователями крупных ученых. Упоминание о коррекционно-развивающем воздействии музыки уходят корнями в древние времена. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Известны суждения Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады воздействуют на мысль, делая ее сообразной ими самими. В 1913г в систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое направление, разработанное швейцарским педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом. Формирующее начало ритмики обуславливалось сочетанием ритма, музыки и движений. В 1960-е годы польский логоритмист Аурелия Розенталь предприняла попытку ввести элементы ритмопластики в музыкальное воспитание. Программа Аурелии Розенталь включает ритмические упражнения Жака Далькроза, которые способствуют развитию движений под музыку на занятиях.
    Данная проблема привлекла внимание и российских исследований. Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведённые В.М.Бехтеревым, И.М.Догелем, И.Р.Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. В 1958г. переиздается работа Веры Алесандровны Гринер «Логопедическая ритмика» для дошкольников. В 1976г. Галиной Анатольевной Волковой был представлен разнообразный логопедический материал, который можно использовать в различных реабилитационных методиках, и в 1985г вышла «Логопедическая ритмика» ею была предложена методика занятий при разных формах нарушения речи. В то же время, как показывает практика и результаты полученных исследований Е.А.Медведевой, Н.Н.Кычневой, М.Ф. Фомичевой, Г.Р.Шашкиной нарушение речи и двигательных функций выявляются в диагностическом обследовании дошкольников с нарушениями речи с помощью тестов Л.А.Квинта в модификации Н.И.Озерецкого-Гельница. Практика использования логоритмических упражнений на музыкальных занятиях показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с различными уровнями ОНР. А логоритмические упражнения – это упражнения на основе сочетания музыки, слова, движения, направленные на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
    Анализ существующей практики свидетельствует о недостаточной разработанности данной проблемы. И поэтому степень разработки проблемы требует более глубокого ее изучения. Эта тема и остается особенно актуальной в наши дни. А из этого следует, что объектом исследования являются музыкальные занятия, а соответственно предметом – логоритмические упражнения и их роль в системе работы над согласованностью движений и речи. Целью исследования является выработка педагогических условий, которые способствуют эффективной работе над согласованностью движений и речи. Из цели вытекает следующие задачи работы:
    изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
    изучить и проанализировать систему логоритмических упражнений Е.П.Прописновой.
    разработать систему логоритмических упражнений, способствующих развитию согласованности движений и речи;
    выделить педагогические условия, способствующие более эффективному развитию согласованности движений и речи.
Исходя из задач, выдвинули гипотезу работы – предположим, что правильно подобранная система логоритмических упражнений на музыкальных занятиях эффективно влияет на коррекцию согласованности движений и речи у детей с ОНР при следующих условиях:
– при согласованности работы педагогов: воспитателя, логопеда, музыкального руководителя;
- при систематическом включении упражнений на согласованность движений и речи на музыкальные занятия;
- с целью закрепления внесение этих упражнений на другие занятия.
Для решения поставленных задач нами использовался комплекс взаимодополняемых и взаимопроверяемых методов:
- наблюдение за работой педагогов: логопеда и воспитателя;
- анализ планов логоритмических занятий;
- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Глава 1. Роль музыкального воспитания в развитии речи и движений

1.1. Значение музыкального воспитания в развитии ребенка

Музыкальное воспитание, как воспитательная дисциплина, должна занимать значительное место в системе общего образования . Цель занятий, которые необходимо систематически проводить уже с самого раннего возраста – подготовить детей к трудовой деятельности, физически развивая в играх и упражнениях. Таким образом, с помощью музыкальных занятий у детей развивают голос, умение слушать, чувство ритма, вырабатывают умение двигаться правильно и красиво. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. Очень важно в музыкальном воспитании использовать элементы логоритмики. А «логоритмика - это вид кинезотерапии, основан на согласовании музыки, движения и слова, также это методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения и слова». Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памятью) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
В образовательные задачи входят формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («темп», «ритм» и т.д.).
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и речи .
Достижение этих задач осуществляется с учетом следующих принципов:
1)принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного коррекционного обучения – с другой;
2)принцип развивающего обучения, заключается в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка;
3)принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4)принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей. Перед ребенком необходимо ставить познавательные задачи, в решение которых он опирается на собственный опыт.
5)принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых и музыкальных заданий;
6)принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7)принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Э. Жак-Далькроз (1913). Рассматривая ощущения, которые возникают при восприятии ритма, как особое проявление человеческой психики, он предложил развивать на его основе чувство музыкального ритма, ритма стиха, ритма движений.
Особое место занимает музыкальное воспитание при работе с речью. Различные речевые нарушения преодолеваются быстрее и легче.
Методика музыкально-ритмического воспитания за рубежом применялась в 60-е годы польским логоритмистом А. Розенталь. Она предприняла попытку внести элементы ритмопластики в логопедическую работу.
Э.Килинска-Эвертовска (Чехословакия) определила условия выполнения точного и координированного движения в сопровождении музыки и сделала вывод, что такая система музыкальных занятий формирует у детей чувство ритма и может широко применяться в реабилитации и терапии различных расстройств и заболеваний.
Вайнест (Германия, 1992) утверждает, что дети, имеющие речевые затруднения, преодолевают их в процессе развития ритмических способностей.
Также элементы логоритмики в системе музыкального воспитания привлекли внимание и российских исследователей. Например, в 40-е годы логоритмика в нашей стране вошла как необходимая часть в комплекс воздействия на больных афазией. В 1958 году переиздается работа В.А. Гринер «Логопедическая ритмика для дошкольников». В 1960 году В.И. Рождественская в работе «Воспитание речи у заикающихся дошкольников» подчеркивает роль упражнений, сочетающих слово с движением. Ритм производимых движений способствует нормализации речи. В работе Е.Ф. Шершневой, Е.Ф. Рау (1955) отличается значение логоритмики в коррекции заикания у детей преддошкольного возраста. В 1976 году Г.А. Волковой был представлен разнообразный логопедический и ритмический материал, который можно использовать в различных реабилитационных методиках, и в 1985 году в книге «Логопедическая ритмика» ею была предложена методика занятий при разных формах нарушения речи. Таким образом, элементы логоритмики в системе музыкального воспитания находят более широкое распространение и применение в различных реабилитационных методиках как самостоятельное средство коррекционного воздействия.
«Речь является специфическим проявлением психической деятельности человека». В процессе речевой коммуникации принимают участие многие анализаторы, но ведущую роль играют два из них: речедвигательный и речеслуховой. Если речь начинает интенсивно развиваться на втором году жизни, то к шести годам ребенок уже будет в состоянии управлять своим поведением на основе словесно обобщенной информации. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно.
Неполноценная речь негативно сказывается и на развитии двигательной сферы, в которой наиболее существенные недостатки наблюдаются со стороны координации способностей .
Коррекционно- педагогическая работа в специализированных дошкольных учреждениях логопедического направления связана со своевременным исправлением дефектов речи у детей.
Между тем известно, что физические упражнения служат эффективным средством воздействия на психические функции человека, одной из которых является речь.
К физическому воспитанию логоритмика имеет косвенное отношение, поскольку занятия разрабатываются логопедами-дефектологами совместно с музыкальными руководителями и направлены в основном на постановку и закрепление отдельных звуков, произношение слов, предложений, т.е. непосредственно на формирование правильной речи ребенка, и не учитывают особенности его физического развития и взаимосвязь речи с движениями различного характера.
В то же время физкультурные занятия, проводимые в специальных логопедических группах, не имеют своей задачей содействие формированию речи через активное развитие тесно с ней связанных физических качеств, к которым относятся координационные способности. Поэтому целесообразным выходом из сложившейся ситуации является интеграция физкультурных и музыкальных занятий..
В исследованиях, посвященных вопросам речи и моторики, указывается на связь речи и выразительных движений (М.О. Гуревич, 1930; А.А. Леонтьев, 1969), связь между двигательным и речевым анализаторами (А.Г. Иванов-Смоленский, 1935; Н.Н. Трауготт, Л.Я. Балонов, 1957; А.Р. Лурля, 1969; Н.П. Тяпугин, 1966). Отдельные исследования доказывают, что между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей существует взаимозависимость (Л.Ф. Фямина, 1971; М.М. Кольцева, 1973). М.М. Кольцева пришла к выводу, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат – и что мозговую зону и проекцию кисти руки можно считать еще одной речевой зоной. Механизму взаимодействия движения и речи серьезные исследования посвятил Н.А. Бернштейн. Он в 1966 году выдвинул теорию уровневой организации движений. Разрабатывая систему регуляции двигательных функций, он отнес речь к высшему уровню организации движений. Это речедвигательный уровень символической координации и психологической организации движений. При этом речь оказывается неразрывно взаимосвязанной со всеми уровнями организации движений, в основе лежит принцип связи общей моторики и речи.
Таким образом, музыкальное воспитание играет важное значение в развитии ребенка: влияет на развитие голоса, умения слушать, чувства ритма, вырабатывает умение двигаться правильно и красиво, на общий тонус, моторику, настроение, развитие движений, также развивает внимание и память.

1.2.Музыкальные занятия.

Преодоление общего недоразвития речи требует интегративного подхода, при котором применяются элементы логоритмики на музыкальных занятиях по формированию общей, мелкой и артикуляционной моторики. Основу коррекционной работы составляет метод сенсорно-двигательной интеграции.
Коррекционная работа проводится по основным направлениям: развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания), ориентировки в пространстве и во времени; развитие сенсорных и моторных функций; формирование кинетической основы артикуляционных движений; развитие мимической мускулатуры; развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружелюбия, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности и др.).
Коррекционная направленность музыкальных занятий обеспечена учетом механизма и структуры психологического и речевого нарушения, возрастных и личностных особенностей детей, состояния их двигательной системы, характера и степени нарушения неречевых и речевых процессов: пространственного праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Решение на занятиях воспитательных задач способствует умственному, нравственному и эстетическому развитию воспитанников.
Основные виды упражнений, используемых на музыкальных занятиях для детей с общим недоразвитием речи первого уровня, направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической координации движений, мимикой и артикуляционной моторики, воспитания чувства ритма, развитие силы голоса, дикции, обогащение и активизацию словаря, развитие понимания речи.
У детей с общим недоразвитием речи второго уровня отмечаются отклонения в развитии моторной сферы: общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, недостаточная двигательная память. В музыкальные занятия включаются задания, тренирующие основные виды движений. В игры и упражнения на координацию речи с движением вводится один или несколько предметов. Предлагается сочетать выполнение движений с речевым сопровождением. Включая упражнения для развития темпа и ритма движений. С детьми, имеющими второй уровень речевого развития, в структуру логоритмического занятия включаются игры и упражнения для развития произвольного внимания, зрительной, слуховой и двигательной памяти, тактильных ощущений. Даются задания на запоминание ряда движений или слов в предложении. Вводятся сложные игры с серией движений и речевой инструкцией. Включаются речевые и подвижные игры, распевание и пение.
У детей с третьим уровнем общего недоразвития речи недостаточно сформирована связная речь, отмечаются трудности согласования слов, неточное звукопроизношение. В музыкальные занятия включаются все речевые средства логоритмики: упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движения и речи, упражнения с предметами, сопровождающиеся речью, упражнения с элементами мелодекламации, игры-драматизации.
Музыкальные занятия проводятся 2 раза в неделю со всей группой. Продолжительность занятий в младшей группе – 15 минут, в средней – 20 минут, в старшей – 25 минут, в подготовительной – 30 минут.
На занятии все упражнения объединены общей темой и сюжетом. В сюжеты занятий введены образы героев сказок и мультфильмов, животные, игрушки, увлекательные приключения. На занятиях совершаются воображаемые путешествия, экскурсии, поездки. Все это эмоционально окрашивает процесс обучения, обеспечивает устойчивое внимание, а значит, способствует лучшей результативности. При проведении занятий с детьми с общим недоразвитием речи необходимо тесное взаимодействие музыкального руководителя, логопеда и воспитателя.
Особое внимание уделяется введению в занятие речевых и подвижных игр с элементами инсценировки сказок, песен и стихотворений. В этих упражнениях на первый план выступают диалоги, монологи детей, сложные словесные инструкции. Целью этих упражнений является формирование способности быстро ориентироваться в новом речевом задании, переключаться с одного вида упражнений на другой. С детьми, имеющими третий уровень общего недоразвития речи, в занятия включаются театрализованные игры, в которых дети выступают от имени героев сказок или песен.
Вопрос об учете особенностей детей с общим недоразвитием речи при построении занятий довольно сложный. На практике чаще приходиться ориентироваться на особенности каждого ребенка в группе и составлять планы занятий с учетом этих особенностей. Например, дети с общим недоразвитием речи могут иметь хорошо развитую моторику, а может быть и наоборот. Поэтому во втором случае необходимо чаще включать в занятия упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, а в первом - больше внимания уделить, например, играм и упражнениям, воспитывающим чувство ритма. Безусловно, здесь надо учитывать и пожелания логопедов. А главное - придерживаться двух принципов в работе: персональное внимание к каждому ребенку и взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения (логопеда, музыкального руководителя, психолога) с воспитателями при активной поддержке родителей. В этом случае можно достичь максимального эффекта в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи .
Для достижения оптимальных результатов музыкальных занятий с элементами логоритмики, целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме.
    Ритмическая разминка.
    Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений:
    упражнения для развития основных сторон внимания;
    упражнения, регулирующие мышечный тонус;
    упражнения для развития координации движений; упражнения на координацию речи с движением.
    Слушание музыки (1 произведения)
    Пение (2-3 песни).
    Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.
    Упражнения для развития речевых и мимических движений.
    Пляска, танец.
    Игра.
    Заключительная ходьба под марш спокойного характера.
Опираясь на свежесть восприятия ребенка, в первой части занятия даются музыкально-ритмические упражнения, которые направлены на тренировку внимания, памяти, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус, которые пронизывают все разделы работы. По мере нарастания утомления идет переход ко 2-й части занятия: слушанию музыки и пению. Слушание музыки целесообразно проводить в середине занятия, чтобы дать возможность ребенку отдохнуть и подготовиться к игре. После слушания музыки начинают пение. Вслед за спокойным видом деятельности переходят к подвижной игре в целях разрядки, а также закрепления выработанных навыков. Заключительная ходьба нормализует дыхание, успокаивает детей, организует их для последующих занятий.
Целью ритмической разминки является внесение дисциплины и организованности. Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильную осанку.
Упражнения для развития основных сторон внимания включают смену движений, сопровождающуюся разными музыкальными отрывками, используются также различные игры, воспитывающие основные стороны внимания.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус предполагают устранение напряженности, скованности, воспитание свободы действий. Предполагаются отдельные задания на расслабление или напряжение мышц.
Упражнения для развития чувства ритма и темпа – это разные движения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды, пляски. Постоянно ведется работа над различением медленного и быстрого темпов.
Упражнения для развития координации речи с движением дают навык точного совмещения разнообразных движений в направлении, скорости, напряженности. Упражнения на координацию речи с движением могут проводиться без музыкального сопровождения, но сначала разучивается текст, затем движение. Поэтому текст можно разучивать с детьми на любых других занятиях.
Упражнения для развития тонких движений пальцев рук формируют координацию, силу тонких движений, навык выполнения действий с мелкими предметами.
Упражнения на развитие артикуляции движений служат для развития точности, переключаемости речевых движений, увеличение их объема. В тесной связи с работой по развитию речевых движений применяются и мимические упражнения.
Также важное место на музыкальных занятиях с детьми с общим недоразвитием речи занимают расслабляющие упражнения и упражнения, корригирующие мышечный тонус, так как большинству детей с общим недоразвитием речи свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность - важное условие для становления правильных движений и естественной речи.
Особая роль на занятиях принадлежит музыкальному сопровождению. Музыка влияет на развитие движений, их выразительность. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие внимания, мышления, памяти, временной и пространственной ориентировки (способность уложить свои движения в определенном временном отрезке так, как подсказывает музыка, ее метрическая и ритмическая основа), стимулируют речевую деятельность ребенка, оказывают позитивное влияние на его эмоционально-волевую сферу. Музыкальное сопровождение движений на занятиях подбирается с учетом особенностей всех воспитанников. Не только марш, галоп, полька – музыкальные произведения с короткими, но четко выраженными фразами, но и плавная, со спокойным рисунком, с акцентирующими движения фразами, а также песни с ритмичным припевом и плавным запевом (вальс, колыбельная, музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка, дождя и т.д.).
На занятиях систематически проводится работа по развитию устной речи детей: в процессе вербализации игровых ситуаций, словесного объяснения упражнений, в ходе разучивания текстов, песен (уточнение трудных слов, отработки их ритмической структуры, четкости произношения звуков). Проводится работа над обогащением словаря, формируются грамматические обобщения; формы речи поэтапно усложняются.
Очень важно, какие методы и приемы, и каким образом используются на музыкальных занятиях. На занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные и тактильно-мышечную наглядность.
Итак, наглядно-слуховые приемы включают:
    исполнение музыкального произведения музыкальным руководителем, воспитателем, ребенком;
    использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.
и т.д.................

Дата добавления: 11 Января 2012 в 23:07
Автор работы: P***********@mail.ru
Тип работы: реферат

Скачать (46.55 Кб)

Работа состоит из 1 файл

Скачать документ Открыть документ

Реферат.doc

- 200.50 Кб

На занятиях систематически проводится работа по развитию устной речи детей: в процессе вербализации игровых ситуаций, словесного объяснения упражнений, в ходе разучивания текстов, песен (уточнение трудных слов, отработки их ритмической структуры, четкости произношения звуков). Проводится работа над обогащением словаря, формируются грамматические обобщения; формы речи поэтапно усложняются.

Очень важно, какие методы и приемы, и каким образом используются на музыкальных занятиях. На занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные и тактильно-мышечную наглядность.

Итак, наглядно-слуховые приемы включают:

  • исполнение музыкального произведения музыкальным руководителем, воспитателем, ребенком;
  • использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.

Из наглядно-зрительных приемов целесообразно использовать следующие:

  • показ педагогом разнообразных приемов использования музыкально-ритмических движений;
  • показ приема детьми, которые хорошо его освоили;
  • сравнительный показ.

И, наконец, говоря о тактильно-мышечной наглядности, можно иметь в виду индивидуальную работу педагога на занятии и в повседневной жизни.

Словесные методы, которые используются на занятиях, включают в себя:

  • объяснения;
  • указания;
  • вопросы.

Практический метод, или метод упражнений связан с многократным повторением трудных мест или всего упражнения в целом.

Таким образом, при подборе методов и приемов нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка с общим недоразвитием речи.

В программе обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи проведение музыкальных занятий с элементами логоритмики является желательным. Занятия рекомендуются проводить 2 раза в неделю со всей группой детей в первой половине дня. Продолжительность занятия от 20 до 25 минут, в соответствии с возрастной нормой. Материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей.

1.3. Музыкально-речевые и рече-двигательные средства музыкального воспитания.

Основными музыкально-речевыми и рече-двигательными средствами музыкального воспитания являются развитие мелкой моторики, развитие общей моторики и развитие артикуляционной моторики.

«Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь». Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупных ученых. Коррекция речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До 3-х лет ребенок должен научиться правильно бегать, ходить, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, сопровождающими движения. В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объём информации об окружающем мире. Мышечная радость- основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе речевого развития малыша развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.

Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом является мощным, естественным средством правильной речи и движений.

«Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук». Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

«Развитый мозг и развитая рука вполне закономерны, при современном образе жизни» . Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Неточность моторных актов проявляется преимущественно при выполнении заданий на динамическую координацию движений, также при выполнении движений в быстром темпе и, особенно при скоростном переключении движений. При выполнении заданий на динамическую координацию движений отмечаются скованность, несоразмерность движений. У части детей недостаточно сформированы динамический праксис и кинестетическая основа двигательного акта, у большинства – пространственный праксис. Выше перечисленные нарушения тонкой моторики у детей с общим недоразвитием речи затрудняют овладение манипулятивной деятельностью и нуждаются в своевременной коррекции. Коррекционная работа должна строиться с учетом того, что нарушение тонкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи носит системный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта. В практике логопедической работы данной категории детей развитие тонкой моторики включается в систему занятий. Занятия проводят в форме игр, динамических пауз, желательно разнообразить их, вносить соревновательный элемент. Работа по развитию тонкой моторики пальцев рук может осуществляться логопедом в системе коррекционных занятий и музыкальным руководителем на музыкальных занятиях. При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности этой деятельности – ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них.

Одним из показателей речевого развития ребенка является сформированные навыки звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Важной частью коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения. Через артикуляционные упражнения мы формируем правильные скорректированные кинемы, необходимые для артикуляции того или иного звука. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми с общим недоразвитием речи, осуществляется в игровой форме. Движения органов артикуляционного аппарата должны быть ненапряженными, ритмичными, точными. Также очень важно проводить артикуляционную гимнастику, она помогает учить детей с ограниченными речевыми возможностями правильному произношению звуков. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционного аппарата. Эффективное становление речи невозможно без развития мелкой моторики рук.

Таким образом, произношение звуков речи – сложный двигательный навык. Для повышения качества постановки звуков у детей с общим недоразвитием речи созданы специальные комплексы гимнастик.

1.4. Роль ритмических и темповых упражнений в работе над согласованностью речи и движений

Важным аспектом воздействия на развитие согласованности речи и движения является воспитание чувства ритма и темпа в движении . У человека имеется врожденная, естественная склонность к осуществлению ритма и темпа. Уже маленький ребенок умеет двигаться согласно ритму и темпу музыки. По мнению ученых при восприятии музыкального ритма и темпа у детей возникают такие движения, как щелчки пальцами, топанье, удары руками по бедрам как самые естественные средства выражения экспрессии. Ребенок, организуя с помощью ритма и темпа эти естественные движения, совершенствует их двигательную координацию.

Ритм – это сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения, выполняется с наибольшими мышечными напряжениями, а затем движение продолжается некоторое время по инерции, пассивно. Ритм, как известно, организует двигательную деятельность человека. Выполнение ритмических упражнений способствует саморегулированию и развитию движений. Ритм регулирует не только движения, но и слово, также руководит темпом и динамическими особенностями речи. Разнообразные ритмические упражнения формируют у детей с общим недоразвитием речи способность к развитию согласованности движений с речью.

Для правильного воспроизведения ритмов в движении и проговаривании необходимо, чтобы ритм, передаваемый движением, соответствовал фразе. Из ритмических упражнений наиболее сложным является восприятие и воспроизведение ритмов стихотворений или небольших текстов. Умение дифференцировать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения, способствует их автоматизации, что исключает напряжение и положительно влияет на речь.

Темп речи также играет важную роль в развитии согласованности движений и речи. Темп – это частота повторения циклов движений или количества движений в единицу времени, или произношения слов в секунду. Например, темп ходьбы равен 120-140 шагов в минуту, а для разговорной речи характерно произношение 5-6 слов в секунду. Темп движения зависит от массы движущейся части тела. В пределах нормального диапазона различают замедленный, средний и быстрый темп. С изменением темпа нередко изменяется вся структура движения. Каждый человек имеет свой индивидуальный темп выполнения движения, который в случаях патологии может изменяться. Различные темповые упражнения со слоговым материалом усваиваются на движениях таких, как ходьба, прыжки, взмахи руками, когда используются словосочетания, слова, сочетания, считалки, скороговорки, то характер движений становится более разнообразным. Коррекция темпа движений помогает сформулировать правильный речевой темп, а нормальный темп произношения благотворно складывается на координации речи с движением . Итак, развитие чувства темпа и ритма достигает своего совершенства в музыкально-ритмических композициях.

Таким образом, различные речевые нарушения быстрее и легче преодолеваются с помощью музыкальных занятий, на которых используются логоритмические упражнения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупных ученых. Коррекция речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений, ритмических и темповых упражнений, которые оказывают положительное влияние на развитие согласованности речи с движением.

Работу нужно проводить с помощью специальных игр и упражнений, проведенных на занятиях в виде динамических пауз и вне занятия в виде индивидуальной и подгрупповой работы. Также работа должна проводиться индивидуально для всех трех уровней развития. Для детей с высоким уровнем подбирать более усложненную систему логоритмических упражнений с более трудными речевками и движениями. А для детей с низким уровнем развития подбирать простые игры и упражнения с нетрудными речевками и движениями. Повышать объем упражнения на воспроизведение ритмических рисунков, на развитие общей речевой моторики.

Глава 2. Система работы над согласованностью движений и речи.

2.1. Анализ модели логоритмических упражнений Е.П.Прописновой.

Неполноценная речь негативно сказывается на развитии двигательной сферы, в которой наиболее существенные недостатки наблюдаются со стороны коррекционных способностей. Коррекционно-педагогическая работа в специализированных дошкольных учреждений логопедического направления связана со своевременным исправлением дефектов речи и развитием координации слова с движением. В практике логопедической работы дошкольных учреждений существует логопедическая ритмика, основу которой составляют логоритмические упражнения. Поэтому Е.П. Прописновой была разработана модель системы логоритмических упражнений (Приложение 1).

Ее цель – развитие согласованности речи и движений на музыкальных занятиях, а также преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции у детей с нарушением двигательных и психических процессов.

В систему логоритмических упражнений входят: упражнения, которые используются на логоритмических занятиях (Приложение 2); упражнения, используемые на музыкальных занятиях; упражнения, используемые на других занятиях и логоритмические упражнения вне занятий.

Опорные компоненты данной системы - движение, слово и музыка.

Основой для овладения ребенком двигательными действиями служат движения, обеспечивающие эффективное формирование умений и навыков, развитие опорно-двигательного аппарата, физических качеств функций организма.

Первый компонент системы – движение. В его состав входят:

1. Движения, развивающие общую моторику (основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метанье, удержание равновесия). Упражнения включаются в основную часть урока и подбираются в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду». В целях гармоничного физического развития детей в течение года предусматривается примерно одинаковое количество упражнений по каждому виду движений.

2. Движения, способствующие развитию мелкой моторной координации движений и созданию функциональной базы для становления речи ребенка. Упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в согласовании с музыкой и направлены на развитие ручных навыков мелкой моторики и координации движений рук. На первом этапе ознакомления с комплексом пальчиковые упражнения выполняются в статичном положении. По мере освоения движений детям предлагается сочетать их с другими несложными по координации двигательными действиями (ходьбой, элементарными движениями рук и ног). Целесообразнее выполнять пальчиковые упражнения во вводной или основной части занятия. Чем выше развита двигательная и координаторная активность руки, тем лучше развивается речь и тем меньше трудностей ребенку придется испытывать, когда он будет учиться писать.

Описание

Целью исследования является выработка педагогических условий, которые способствуют эффективной работе над согласованностью движений и речи. Из цели вытекает следующие задачи работы:
изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
изучить и проанализировать систему логоритмических упражнений Е.П.Прописновой.
разработать систему логоритмических упражнений, способствующих развитию согласованности движений и речи;
выделить педагогические условия, способствующие более эффективному развитию согласованности движений и речи.