Показатели доходов расходов и финансирования государственного бюджета. Смотреть страницы где упоминается термин бюджетные показатели. Функции государственного бюджета

Статистика государственного бюджета занимается совершенствованием бюджетных классификаций и привидением их в соответствие с принятыми международными классификациями. Статистика определяет степень исполнения бюджетов разных уровней, объемы и динамику доходов и расходов, структуру бюджетных источников доходов и основных направлений их расходования.В задачи статистики входит сбор и обработка материалов об исполнении бюджетов, систематизации данных для их разработки. Наличие внутреннего и внешнего долгов государства, влияющих на расходную часть бюджета, делают необходимым определять их объем, динамику и структуру.

Источниками информации о государственном бюджете являются показатели федерального бюджета, устанавливаемые Законом о федеральном бюджете на каждый год, показатели региональных и местных бюджетов, принятые соответствующими законодательными органами, отчетность Главного управления федерального казначейства, отчетность Министерства РФ по налогам и сборам, отчетность Государственного таможенного комитета РФ, отчетность Центрального банка России, а также статистическая отчетность предприятий и организаций.

Для изучения бюджета широко используются различные статистические методы. Наибольшее применение получил метод группировки доходов и расходов бюджетов. Проведение группировок обеспечивается наличием бюджетной классификации.

Метод группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научно-статистического исследования:

  • - выделения социально-экономических типов явлений;
  • - изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
  • - выявление связей и зависимостей между отдельными признаками явления.

Для решения этих задач применяют три вида группировок: типологические, структурные, аналитические (факторные).

Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов. Признаки, по которым производится распределение единиц изучаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками.

Структурной называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью типологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.

Одной из задач группировок является исследование связей и зависимостей между изучаемыми явлениями и их признаками. Это достигается с помощью аналитических (факторных) группировок.

Временной анализ показателей государственного бюджета предполагает построение динамических рядов.

Ряд динамики представляет собой ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, характеризующего изменение явления во времени.

В каждом ряду динамики имеется два основных элемента: время t и конкретное значение показателя (уровень ряда) y .

Уровни ряда - это показатели, числовые значения которых составляют динамический ряд. Время - это моменты или периоды, к которым относятся уровни.

При построении ряда динамики принципиальным моментом является обеспечение сопоставимости уровней бюджетных показателей отражаемых в рядах динамики, поскольку бюджетная классификация, применяемая для группировки доходов и расходов государственного бюджета, с течением времени претерпевает изменения. Сопоставимость уровней может быть достигнута путем перегруппировки доходов и расходов за предшествующие годы согласно действующей в данный момент классификации. Кроме того, причиной несопоставимости уровней рядов динамики может быть меняющиеся масштабы цен, причина которых инфляция. Преодолеть подобную несопоставимость можно путем замены абсолютных показателей относительными, либо путем пересчета показателей с учетом индекса инфляции.

Для разработки плана и прогнозов исполнения бюджета используется метод экстраполяции и экспертных оценок. Применительно к бюджету метод экстраполяции заключается в составлении перспективы экономического развития исходя из практики предшествующих периодов, показателей социально-экономического развития страны, отдельных ее регионов, а метод экспертных оценок - это прогноз, базирующийся на оценках сделанных и обоснованных высококвалифицированными специалистами.

Важнейшими аналитическими показателями государственного бюджета являются относительные показатели доходов (расходов) бюджета, позволяющие определить долю каждого раздела доходов (расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать вывод о самых значимых статьях доходной (или расходной) частях бюджета. Наличие подобных данных в динамике дает возможность сделать выводы о структурных сдвигах в составе доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших эти изменения.

Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит) также очень значимые показатели статистики.

Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».

Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как:

Дефицит = (Заимствование -- Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

Для аналитических целей наряду с основными показателями применяются другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики. Исходной посылкой при формировании системы показателей, характеризующих динамику и структуру государственного бюджета, является то, что доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы необходимы для удовлетворения общегосударственных потребностей. Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось выше, в превышении доходов над расходами (профиците). Величину дефицита государственного бюджета принято сопоставлять с показателем объема ВВП. Этот аналитический показатель является характеристикой финансового положения страны. Финансовое положение страны считается нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета -- инфляционным или неинфляционным, т. е. за счет внешних заимствований и операций с ценными бумагами, каково соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита (см.таб 1.3).

Таблица 1.3

Результат финансовой деятельности государства (2003-2004 г.г. млр.руб.)?

Источник: Пресс-релиз к заседанию Правительства РФ рт 26.05.2005 http:// www.govrnment.gov.ru

Рис.1.1 Удельный вес доходов консолидированного бюджета РФ (% к ВВП)

Статистические данные о бюджете позволяют анализировать величину задолженности по налогам, а также недоимки по отдельным их видам.

Статистический анализ данных государственного бюджета предполагает исчисление цепных и базисных индексов, позволяющих сделать вывод об интенсивности изменения показателей во времени.

Под индексом в статистике понимают относительный показатель, характеризующий изменение величины какого-либо явления во времени, пространстве или по сравнению с любым эталоном (нормативом, планом, прогнозом и т.д.). При анализе изменения индексируемых величин за ряд лет, возникает необходимость построения индексов за ряд последовательных периодов, которые образуют индексные системы. В зависимости от базы сравнения системы индексов бывают базисными и цепными.

В системе базисных индексов сравнения уровней индексируемого показателя в каждом индексе производят с уровнем базисного периода, а в системе цепных индексов с уровнем предыдущего периода.

Для характеристики интенсивности, т.е. относительного изменения уровня динамического ряда за какой - либо период времени исчисляют темпы прироста показателей.

Показатель интенсивности изменения уровня ряда, выраженный в долях единицы называется коэффициентом роста , а в процентах - темпом роста. Коэффициент роста (снижения) показывает во сколько раз сравниваемый уровень больше уровня, с которым производится сравнение. Темп роста всегда положительное число.

Темп прироста (сокращения) показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения и вычисляется как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню принятому за базу сравнения. Чтобы правильно оценить значение темпа прироста, его рассматривают в сопоставлении с показателем абсолютного прироста. Результат выражают показателем, который называют абсолютным значением одного процента прироста и рассчитывают как отношение абсолютного прироста к темпу прироста за тот же период времени.

В тех случаях, когда сравнение производится с отдалением периода времени, принятого за базу сравнения, рассчитывают пункты роста , которые представляют собой разность базисных темпов роста, % двух смежных периодов.

В отдельных случаях возникает необходимость установить тенденцию изменения отдельных показателей. В этом случае прибегают к аналитическому выравниванию ряда динамики бюджетных показателей.

Важной задачей статистики бюджета является изучение и анализ закономерностей формирования и расходования средств бюджета на всех уровнях бюджетной системы.

Основные факторами влияющими на уровень доходов федерального и регионального бюджетов можно отнести следующие макроэкономические с показатели:

  • - объем валового внутренний продукта (ВВП));
  • - объем использованного национального дохода;
  • - объем налоговых поступлений в бюджет и т.д.

К числу факторов влияющих на изменение налоговых поступлений, относится изменение налоговых ставок и величины налоговой базы.

Таким образом, абсолютное изменение объема налоговых поступлений по одному виду налога в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет двух факторов (изменение объема налоговой базы и изменение налоговой ставки) может быть исчислено по формуле:

Новой аналитической задачей статистики государственного бюджета являются изучение источников бюджетного финансирования и определение роли каждого источника в покрытии дефицита государственного бюджета.

Определение степени исполнения бюджета происходит путем сравнения фактических показателей доходов расходов с установленными (расчетными) показателями (табл. 1.5). Такие сопоставления производятся по сводным показателям, так и по отдельным статьям доходов и расходов бюджета и являются исходным пунктом установления причин дефицита (или профицита) бюджета.

Таблица 1.5

Исполнение Федерального бюджета Российской Федерации в 2004 году?

Статьи бюджета

Утверждено ФЗ «О ФБ на 2004 г.) млр.руб.

Фактически исполнено

Фактически исполнено в % отношении к утвер.бюджету млр.руб.

1. Доходы всего

1.1. Доходы без ЕСН

2.Расходы всего

2.1. Национальная оборона

2.2.Фундаментальные исследования и содействие НТП

2.3. Сельское хозяйство и рыболовство

2.4. Промышленность,энергетика и строительство

2.5. Образование

2.6. Культура и искусство

2.7. Здравоохранение и физкультура

3. Профицит

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.
Показатель Расчет
Исполнение доходной части Доходы фактические Доходы планируемые
Исполнение расходной части Расходы фактические Расходы планируемые
Зависимость бюджета Привлеченные средства Доходы бюджета
Самостоятельность – обеспечен-ность населения собственными доходами Собственные доходы бюджета
Бюджетообеспеченность Доходы бюджета Среднегодовая численность населения
Налогоёмкость – доля налоговых поступлений в доходах Налоговые доходы Всего доходов бюджета
Бюджетная обеспеченность социальных стандартов Расходы по социальным статьям Среднегодовая численность населения
Дефицит (профицит) бюджета Доходы бюджета – Расходы бюджета Расходы бюджета
Нагрузка – затраты на содержание аппарата управления Затраты на содержание аппарата МО 1 Среднегодовая численность населения
Дотационность – объем дотаций на одного человека МО Дотации, субвенции, субсидии Среднегодовая численность населения
Эффект – разность между доходами и расходами на 1 чел. Бюджетные доходы – расходы Среднегодовая численность населения
Показатели структуры бюджета Расходы по статье Всего расходов бюджета

МО 1 – муниципальное образование

Этот перечень социальных услуг обусловлен: во-первых, бюджетными разделами, по которым осуществляется финансирование из бюджета: во-вторых, классифицируются социальные услуги, предоставляемые населению.

Раздел 9. Финансы предприятий и организаций

Лекция 1. Денежные фонды организации.

Активы и пассивы

Финансы предприятий являются не просто составной ча­стью, а исходной основой финансовой системы страны. Здесь создается национальное богатство и национальный доход - основные источники финансовых ресурсов государства.

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе произ­водства и использования совокупного общественного продук­та, национального богатства и национального дохода и свя­занных с образованием, распределением и использованием валового дохода, денежных накоплений и финансовых ресур­сов.

Все отношения, определяющие сущность финансов пред­приятий, опосредованы в денежной форме.

Связанные с формированием и увеличением уставного
капитала предприятий;

Связанные с возникновением вновь созданной стоимо­сти между предприятиями в процессе их производственной
и коммерческой деятельности;

Между предприятием и финансовой системой при уп­лате налогов, сборов, отчислений и платежей в бюджеты всех
уровней, внебюджетные фонды и страховые организации, получении ассигнований из бюджета, бюджетных ссуд, на­
логовых льгот, страховых выплат, а также при применении штрафных санкций;

Между предприятиями и банковской системой в про­цессе хранения денег на банковских счетах, осуществления расчетов, получения и погашения ссуд, уплаты процентов и пользования другими банковскими услугами;

Между предприятием и его работниками по распреде­лению и использованию денежных доходов, в том числе по выплате дивидендов и процентов;

Между предприятиями и его акционерами и пайщика­
ми по распределению и использованию денежных доходов;

Между предприятиями и его подразделениями, выше­
стоящей организацией, союзами, ассоциациями или холдин­гами, членами которых они являются по исполнению взятых на себя финансовых обязательств.

Финансы предприятий выполняют те же функции, что и государственные финансы: распределительную и конт­рольную , однако сфера их деятельности шире. Если государ­ственные финансы выполняют свои функции на стадии вто­ричного распределения и перераспределения национального дохода, то финансы предприятий начинают свою деятельность еще на стадии образования национального дохода.

Посредством распределительной функции происходит формирование и увеличение уставного капитала предприя­тий, определяются пропорции в распределении получаемых доходов, обеспечивается сочетание интересов государства, субъектов хозяйствования и отдельных работников.

Основой контрольной функции является стоимостной учет зат­рат на производство и реализацию продукции и услуг, формирова­ние денежных фондов. Финансы объективно отражают состояние экономики предприятия, а, значит, могут активно воздействовать на их деятельность и контролировать ее: от эффективности производства, рационального использования финансовых ресурсов за­висит финансовая устойчивость предприятия.

Основой организации финансов предприятий является наличие финансовых ресурсов в размерах, достаточных для осуществления производственной и коммерческой деятельно­сти. Финансовые отношения предприятий строятся на ряде общих и специфических принципов.

К принципам финансовых отношений предприятий в первую очередь следует отнести

Принцип плановости, означающий взаимо­связь и взаимозависимость финансовых и производственных планов, а также предварительный контроль за образованием и использованием всех видов ресурсов предприятия.

Принцип коммерческого расчета, заключающийся в хозяйственной самостоятельности для получения максимума прибыли при минимуме затрат.

Ответственность, которую несет предприятие за результаты своей деятельности, вплоть до банкротства в случае несоиз­мерения расходов с доходами.

Принцип обеспечения финансовых резервов. Этот принцип реализуется в формиро­вании резервных фондов на предприятиях.

Принципы разграничения средств основной и инвестиционной деятельности и источников формирования оборонных средств на собственные и заемные.

Принцип их сохранности.

Формирование, управление и использование средств целевых денежных фондов, что и является содержанием еще одного принципа организации финансов предприятий.

На организацию финансов предприятий влияют органи­зационно-правовая форма хозяйствования и отраслевые технико-экономические особенности.

Финансовая деятельность организации, независимо от формы хозяйствования основывается на наличии финансовых ресурсов, формирующих денежные фонды.

Финансовые ресурсы - это совокупность собственных денежных средств и поступлений извне, находящихся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенных для выполнения его финансовых обя­зательств, финансирования текущих затрат и затрат, свя­занных с расширением производства.

Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах и эффективное их использование во многом предопределя­ют финансовое благополучие предприятия.

В рамках финансовой терминологии финансовые ре­сурсы хозяйствующих субъектов принято группиро­вать на собственные и заемные, внутренние и внешние (Рис. 9.1.).


Рис. 9.1. Классификация финансовых ресурсов организации

Прибыль - это основной показатель деятельности предприятия, представляющий собой чистый доход, созданный в сфере материального производства.

Амортизационные отчисления – внутренний источник финансовых ресурсов предприятия - денежное выражение сто­имости износа основных средств и нематериальных активов.

Дополнительная эмиссия ценных бумаг - внешний ис­точник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия; с ее помощью происходит увеличение акцио­нерного капитала предприятия, а также привлечение допол­нительного складочного капитала путем дополнительных взносов средств в уставный фонд.

Безвозмездная финансовая помощь - внешний источ­ник формирования собственных финансовых ресурсов: бюджетные ассигнования на безвозвратной ос­нове, они выделяются для финансирования го­сударственных заказов, отдельных общественно значимых инвестиционных программ или в качестве государственной поддержки предприятий, производство которых имеет обще­государственное значение.

Прочие источники финансовых ресурсов - бесплатно передаваемые предприятиям материальные и нематериаль­ные активы, включаемые в состав их баланса.

Финансовые ресурсы объединяются в денежные фонды. Их создание служит важной сторо­ной финансовой деятельности, а процесс формирования начинается с момента организации предприятия. При помощи различных денежных фондов осуществляется обес­печение хозяйственной деятельности требуемыми денежны­ми средствами.

Денежные фонды, создаваемые в организации можно разбить на четыре группы:

I группа - Фонды собственных средств включают: средства уставного капитала, добавочный и резервный ка­питал, инвестиционный и валютный фонд;

II группа - Фонды привлеченных средств охватывают фонды потребления, расчеты по дивидендам, доходы бу­дущих периодов, создаваемые резервы предсто­ящих расходов и платежей;

III группа - Фонды заемных средств - кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг и прочие заемные средства. Специфика деятельности предприятия состоит в том, что оно предприятие не может обойтись без привле­чения заемных средств;

IV группа - Оперативные фонды: фонды выплаты заработной платы, дивидендов, платежей в бюджет и прочие.

Кроме перечисленных на предприятии создается ряд других фондов денежных средств: для погашения кредитов банков, освоения новой техники, научно-исследовательских работ, от­числений вышестоящей организации.

Все денежные фонды группируются в активы и пассивы и отражаются в Балансе организации.

Активы - совокупные имущественные ценности, исполь­зуемые в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

Пассивы - источники образования хозяйственных средств, имеющиеся у предприятия, их назна­чение, принадлежность и обязательства по платежам.

По экономическому содержанию активы представляют собой имущество предприятия, а пассивы - денежные средства, используемые в формировании этого имущества.

Активы организации классифицируются по различным признаками, основная группировка с позиций финансового менеджмента – по форме функционирования актива:

1.Форма функционирования актива :

*материальные активы, имеющие вещную (материаль­ную) форму :

Основные средства,

Незавершенные капитальные вложения,

Объем незавершенного производства,

Запасы готовой продукции и товаров.

*нематериальные активы, не имеющие вещной формы , но принимающие участие в хозяйственной деятель­ности и приносящие прибыль:

Права пользования программными продуктами,

Патентные права,

Секреты производства,

Товарный знак и торговая марка,

- «гудвилл».

*финансовые активы - финансовые инструменты, принадлежащие предприятию или находящиеся в его владении:

Денежные активы в национальной и иностранной валютах,

Дебиторская задолженность;

Финансовые вложения.

2. По характеру участия в производственном цикле :

Оборотные (текущие) используются в операцион­ной деятельности предприятия и полностью потреб­ляются в течение одного производственного цикла;

Внеоборотные неоднократно принимают участие в процессе хозяйственной деятельности, то есть в не­скольких операционных циклах до того момента, пока полностью не перенесут свою стоимость на готовую продукцию.

3. В зависимости от источников формирования :

Валовые, характеризующие всю совокупность ак­тивов предприятия, созданных за счет собственно­го и заемного капитала;

Чистые, формируемые только из собственного капи­тала.

4. В зависимости от права собственности на них предприятия:

Собственные (находящиеся в постоянном владении предприятия на праве собственности);

Арендуемые (находящиеся во временном владении предприятия на праве аренды).

5. По степени ликвидности:

Абсолютно ликвидные (денежные активы);

Высоколиквидные (краткосрочные финансовые вложения, кратко-срочная дебиторская задолжен­ность);

Среднеликвидные (запасы готовой продукции, де­биторская задолженность);

Слаболиквидные (внеоборотные активы, долго­срочные финансовые вложения);

Неликвидные (безнадежная дебиторская задол­женность, убытки).

Пассивы - это источник образования имущества пред­приятия, прежде всего обязательства, которые пред­приятие должно исполнять. Состав пассивов у каждо­го предприятия различен, включает в себя собственный и заемный капитал.

Важнейшим средством государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений является государственный бюджет, который определяет пути и методы образования финансовых ресурсов для обеспечения социальной политики.

Цель статистики государственного бюджета - дать достоверную характеристику показателей государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:

1) общую величину и структуру доходов и расходов государственного бюджета;

2) размер дефицита или профицита;

3) источники финансирования бюджетного дефицита;

4) размеры государственного внутреннего долга.

В ходе обобщения и анализа статистических данных подготавливается соответствующая статистическая информация.

Основными показателями статистики государственного бюджета являются:

Доходы - это безвозвратные платежи, поступающие в государственный бюджет для осуществления социально-экономической деятельности государства. Доходы могут быть текущие (налоговые и неналоговые поступления) и капитальные.

Одним из видов доходов могут быть официальные трансферты , под которыми понимаются безвозмездные, невозвратные, единовременные поступления (помимо каких-либо обязательств) на добровольной основе в виде субвенций и дарений, а также в виде репараций от каких-либо организаций (в том числе международных) и учреждений (в том числе частных). Официальные трансферты включаются иногда в категорию «доходы», чтобы дефицит сокращался, а не финансировался.

Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяют с категорией «расходы» как фактор, влияющий на бюджетный дефицит.

Дефицит государственного бюджета ДФ исчисляется как сумма доходов Д и полученных трансфертов Т за вычетом суммы расходов Р и чистого кредитования Кч:

Объем финансирования дефицита зависит от разницы величины заимствований и погашенного долга, а также от величины уменьшения остатков ликвидных финансовых средств. По мере накопления бюджетного дефицита не только образуется, но и возрастает государственный долг (неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств государственных структур).

Итог эффективной деятельности государства, как правило, выражается в профиците. Тем не менее нормальным явлением считается величина бюджетного дефицита, не превышающая 3% к ВВП. Очень важно, за счет каких источников покрывается бюджетный дефицит. Если в первой половине 90-х годов преимущественным источником был неинфляционный внешний (иностранные заимствования и операции с ценными бумагами), то во второй половине 90-х годов государство покрывало бюджетный дефицит за счет внутреннего и внешнего источников в равных долях.


В настоящее время бюджетная политика Российского государства основывается на системе международных бюджетных классификаций, что позволило не только упорядочить статистическую информацию о государственном бюджете, но и осуществлять бюджетную деятельность государства в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда.

Международная система показателей государственного бюджета включает четыре основных раздела.

Для правильного построения, расчета и анализа выполнения государственного бюджета необходимо определить основные принципы его построения, правильно очертить круг институционных единиц, операции которых подлежат отражению в государственном бюджете, классифицировать экономические категории, учитываемые при его составлении.

Государственный бюджет отражает доходы и расходы одного сектора экономики – «Государственные учреждения». Задачей статистики в данной области является осуществление группировки основных операций данного сектора. Такая группировка создает аналитическую базу для определения потребности органов государственного управления в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся финансовых ресурсов.

В сектор «Государственные учреждения» включаются институционные единицы, деятельность которых заключается в предоставлении услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и национального богатства. Перераспределение производится, как правило, путем налогообложения институционных единиц, включаемых в другие сектора экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.

К основным показателям государственного бюджета относятся:

· доходы;

· расходы;

· официальные трансферты;

· кредитование минус погашение (чистое кредитование);

· превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит);

· государственный долг.

Доходы – это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Они разделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относят налоговые и неналоговые поступления, к капитальным – доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли).

Официальные трансферты – это безвозмездные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный характер в виде субвенций, репараций, дарений, полученные от других учреждений государственного управления (отечественных или зарубежных) или международных организаций. Если аналогичные платежи поступают из негосударственных источников, они включаются в состав неналоговых доходов бюджета.

Расходы – это все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются. В состав расходов включаются и трансфертные платежи другим органам государственного управления.

Чистое кредитование включает предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала. Чистое кредитование объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

Дефицит или профицит бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и чистого кредитования.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.

Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена в будущем или преобразована в бессрочный долг.

Государственный долг разделяется на внешний и внутренний с подразделением каждого вида долга по типу держателя.