Папа иоанн павел 2. Биография Кароля Войтылы Папы Иоанна Павла II. Как это было. Покушение на площади Святого Петра

С кончиной папы Иоанна Павла II (2.04.2005) закончился самый длинный понтификат в истории прошедшего века. Покойный папа был первым славянином во главе римского католицизма, посетившим с пастырскими визитами множество стран мира (знаковое исключение составляет Россия). Он канонизировал наибольшее количество святых за историю Католической церкви, в том числе священников и верующих, подвергшихся гонениям со стороны тоталитарных и авторитарных режимов (среди них, в частности, экзарх русских католиков Леонид Федоров). О папе еще при его жизни были написаны сотни книг, а государственный секретарь Ватикана Анджело Содано сразу после объявления о кончине Иоанна Павла II назвал его «великим папой» – обычно этот эпитет употребляется в отношении понтификов, признанных святыми или блаженными.

Однако все эти положительные стороны понтификата Иоанна Павла II сочетаются с наличием целого ряда проблем в современном католицизме. Новое тысячелетие поставило церковь перед нелегким выбором: или адаптироваться к новым общественным настроениям, или выступать в качестве хранителя традиции. Этот выбор можно сравнить с эпохой Реформации, когда одна часть западных богословов настаивала на том, чтобы пойти навстречу протестантизму, а другая, напротив, на «ассиметричном» ответе на их вызов, предусматривающем ставку на все позитивное и жизнеспособное, что было в истории Католической церкви. В результате победили последние, ставшие идеологами контрреформации.

Итак, для того, чтобы попытаться определить значение понтификата Иоанна Павла II, нужно, в первую очередь, проследить за социальными, политическими, внутренними и внешними церковными событиями, произошедшими в Ватикане за прошедшие четверть века.

В наши дни ситуация выглядит следующим образом. II Ватиканский собор (1962–1965) начал реформы, направленные на модернизацию церкви: процедура богослужения была упрощена, а сама месса переведена на национальные языки; были расширены права епископов (и при этом несколько сокращены прерогативы Ватикана); санкционирован диалог с некатолическими церквами, а также между верующими и неверующими. Церковь дистанцировалась от апологетики капитализма, демонстрируя свою свободу от какой-либо политической, социальной или экономической системы. Определенным продолжением этой тенденции можно считать критику католиками многих проявлений глобализации, а также негативное отношение к односторонним силовым акциям, например к войне в Ираке.

Однако целое множество проблем не были решены и до сих пор продолжают оставаться дискуссионными. Многие клирики и прихожане настаивают на дальнейших реформах, однако даже среди модернизаторов нет консенсуса по вопросу о том, насколько глубокими они должны быть.

Считается, что в период понтификата Иоанна Павла II реформаторские тенденции в католицизме не получили поддержки в Ватикане. Но все же некоторые действия почившего папы, например такие, как демонстративное посещение синагоги и лютеранской церкви, а также покаяние за грехи католичества (12.03.2000), совершенные на протяжении многих столетий, в том числе и против евреев, нельзя не назвать новаторскими. В молитве, оставленной в Стене Плача в Иерусалиме, Иоанн Павел II испрашивал у Бога прощения за неправды против иудейского народа и выразил желание установить с ним братские отношения. Желание «примириться» с богоотверженным народом весьма неординарно для «главы» христианской церкви и со стороны верующих может быть рассмотрено по-разному, например на площади Святого Петра, где зачитывался текст «публичного покаяния», оно было встречено бурными овациями и рукоплесканиями. Но если отбросить шелуху повсеместных в последнее время обвинений в антисемитизме и глобализации, «примирение с иудеями» иначе как богоотступничеством католиков назвать нельзя.

Следует отметить, что за долгий 25-летний понтификат Иоанн Павел II всячески стремился поднять авторитет Ватикана как государства, а вместе с тем и Католической церкви как влиятельной структуры. По этой причине он налаживал контакты со многими государственными лидерами.

Например, 24 января 1979 года папа Иоанн Павел II принял Андрея Громыко по его просьбе. Визит советского министра иностранных дел в Ватикан был событием беспрецедентным. Дипломатических отношений между СССР и Ватиканом в то время не было, антикоммунизм папы был хорошо известен, как известно было и очевидное недружелюбие, с которым советская власть относилась к католицизму.

В 1980 году в Ватикан с государственным визитом прибыла королева Елизавета II. Визит был историческим, учитывая, что многие столетия британские монархи и римские понтифики были непримиримыми врагами. С течением времени стороны более или менее успокоились, между Соединенным Королевством и Ватиканом были даже установлены дипломатические отношения. Но о визите правящего британского монарха, а по совместительству и главы Англиканской церкви в Ватикан не могло быть и речи. Елизавета II стала первым британским монархом, посетившим Ватикан с государственным визитом. Она же стала первым монархом, пригласившим папу в Великобританию, правда, оговорившись, что поездка должна считаться не визитом в страну, а пастырским визитом к четырем миллионам британских католиков.

В 1982 году в Риме произошла встреча папы Иоанна Павла II с Ясиром Арафатом. Аудиенция в папской библиотеке была немедленно раскритикована Израилем как признак того, что Католическая церковь не имеет ничего против деятельности палестинских террористов и как косвенное доказательство антисемитских настроений, царящих в церкви.

В 1996 году во время поездки по Европе лидер кубинской революции Фидель Кастро неожиданно заехал в Ватикан, где состоялась его частная встреча с Иоанном Павлом II. Долгое время церковь и коммунистические власти Кубы враждовали. Ватикан неоднократно обвинял Гавану в нарушениях прав верующих. Встреча, по мнению наблюдателей, могла означать, что старые противники нашли компромисс. Так и произошло. Через два года Иоанн Павел II прибыл в Гавану с пастырским визитом и снова встретился с Фиделем Кастро. Уже официально и публично. На встрече во Дворце революции в Гаване папа осудил экономические санкции против Кубы.

11 марта 1999 года в Риме состоялась первая встреча главы Римско-Католической церкви с президентом Исламской Республики Иран Мохаммадом Хатами. Было это в то самое время, когда Иран пытался выйти из международной изоляции.

В общей сложности, почивший понтифик встретился с 426 главами государств, 187 премьер-министрами и 190 министрами иностранных дел, а также принял верительные грамоты 642 послов.

В правление папы Иоанна Павла II, как уже отмечалось выше, было прославлено много новых святых, кроме того, решением понтифика была совершена «реабилитация» средневекового ученого Галилео Галилея и беатификация Пия IX, которая кардиналом Поль Пупаром в интервью российской католической газете «Свет Евангелия» (№ 38. 22.10.2000), была обоснована следующем образом: «Человека канонизируют за христианские добродетели, а не за стиль управления».

Создается впечатление, что Ватикан при Иоанне Павле II стремился стать как можно ближе миру и современности, желая при этом идти на минимальный компромисс. До Иоанна Павла II ни один папа Римский не присутствовал на рок-концерте (27.09.1997), на стадионе, где проходил футбольный матч (29.10.2000). До него не издавались компакт-диски с песнями, которые он сам написал и спел. Покойный понтифик, таким образом, становится как бы символом или скорее «рекламой» нарочитой открытости Католической церкви миру. Но такая открытость, в конце концов, влечет за собой появление значительного числа требований, направленных к Ватикану со стороны общественности и мира, а Ватикан, принимая правила игры, обязан с этими требованиями считаться. И потому при более глубоком рассмотрении современного состояния Святого престола, становится ясно, что за яркой оберткой всеобщего благополучия, в католичестве скрывается множество внутрицерковных проблем, навязанных церкви неофитами, не желающими отказываться ради «высоких материй» от привычного комфортного образа жизни.

Так, например, либералы поднимают ряд вопросов, которые они хотели бы сделать, как минимум, дискуссионными. Среди них существенную роль играет возможная отмена целибата. Догматических запретов здесь нет, но целибат соответствует многовековой традиции католического канонического права. Дискуссия о целибате получила новый импульс из-за усиливающихся в последнее время обвинений европейских католических священников, а особенно североамериканских иерархов в преступлениях, связанных с совращением малолетних.

Еще одна проблема – разводы. Каноническое право делает эту процедуру крайне затруднительной, что вызывает недовольство многих верующих. Во многих странах со значительным католическим населением прошли референдумы о легализации гражданских разводов, которые привели к тому, что многие католики прибегают к такому способу прекращения семейных отношений, игнорируя позицию духовенства. Кроме того, после гражданского развода они часто вступают во второй брак, который не признается церковью, что создает немалые сложности в общении с духовниками (это является одной из причин снижения активности прихожан).

Следующая проблема – контрацепция. Если отрицание абортов является практически консенсусным для римо-католицизма, то с противозачаточными средствами не все так просто. Многие католики из развивающихся государств настаивают на смягчении подхода к этому вопросу, утверждая, что без контрацепции значительная часть многодетных семей обречена на проживание в бедности.

Еще одна «тема нового века» – сексуальные меньшинства. Ватикан сохраняет традицию резко негативного отношения к ним, их представителей запрещено допускать к причастию. В то же время мировые тенденции носят прямо противоположный характер – некоторые политики, для которых раньше подобная информация означала конец карьеры, уже не скрывают своей сексуальной ориентации. В еще большей степени это относится к лидерам общественного мнения из культурно-медийной элиты.

.
Сторонники реформ обращают внимание на снижение авторитета церкви как среди паствы, так и в международных правящих кругах. Так, во время обсуждения проекта европейской конституции Ватикану не удалось пролоббировать включение в него положения о христианских корнях европейской цивилизации.

Что касается внутреннего вероучительного состояния католичества, то политика Иоанна Павла II может расцениваться более как консервативная, нежели либеральная, доказательством чего могут служить события, произошедшие еще в начале его понтификата, связанные с леворадикальной «теологией освобождения», получившей распространение в странах Латинской Америки. Тогда был сменен генерал ордена иезуитов, так как внутри ордена получили широкое распространение реформаторские тенденции. Труды отдельных либеральных теологов были подвергнуты критике, а наиболее известный из них, Ганс Кюнг, был уволен из католического университета.

Вместе с критикой латиноамериканских реформаторских тенденций резко выросло влияние «Опус Деи» – консервативной католической организации, основанной в 1928 году испанским священником Хосе-Марией Эскрива де Балагером, который был причислен к лику святых Иоанном Павлом II. «Опус Деи» обвиняли и в связях с франкизмом (впрочем, «опусдеисты» способствовали модернизации Испании и ее постепенному отходу от жесткой диктатуры и самоизоляции), и в слишком жесткой покаянной дисциплине вплоть до самобичевания. Однако внимание Ватикана эта организация привлекла в связи с попыткой синтеза духовной и светской жизни и связанным с этим «освящением» любого труда (исключая, конечно, криминальную деятельность). Такой подход привлек в организацию многих успешных мирян из числа «столпов общества» – бизнесменов, политиков, интеллектуалов. Такой подход сочетается с подчеркиванием необходимости широкого участия членов организации в благотворительных проектах.

«Опусдеистская» составляющая церковной политики является признаком того, что Ватикан был намерен действовать в рамках традиционалистской парадигмы. Повышение авторитета церкви должно осуществляться без радикализма, который, с точки зрения покойного папы и его ближайшего окружения, мог привести к серьезному обострению внутрицерковных конфликтов (литургическая реформа II Ватиканского собора привела к выходу из подчинения папе группы верующих во главе с двумя епископами).

Отношения римо-католичества и Русской Православной Церкви во второй половине XX века заслуживают особого внимания, объем данной работы не позволяет отметить все стадии их развития, но вкратце можно сказать следующее.

На II Ватиканском соборе в ознаменование намечающихся братских отношений между Ватиканом и Московской Патриархией был принят термин «Церковь-сестра». Но совсем недавно нынешний Римский папа Бенедикт XVI, еще в бытность свою префектом ватиканской конгрегации по вероучению, подчеркнул, что термин Церковь-сестра некорректен, и вопрос не только в терминологии, но и в сути дела. По его словам, «когда речь заходит о «Церкви», то имеется в виду единственная, святая, универсальная, апостольская Католическая церковь». Ее «сестрами» могут именоваться лишь другие Католические церкви, заявил кардинал, добавив, что он выступает против «примитивного экуменизма». «Выражение “Церковь-сестра” неприменимо к взаимоотношениям между католиками, православными и протестантами. Можно лишь говорить о Католической церкви как таковой и некоторых доктринах на Востоке».

В церковно-политическом плане следует отметить, что за время понтификата Иоанна Павла II неоднократно осуществлялись попытки приезда папы на каноническую территорию РПЦ – Россию и Украину. До сих пор остается открытым вопрос о поддержке Ватиканом захватнических действий униатов в западных областях Украины.

Кроме того, наталкивает на размышления поведение албанских католиков во время агрессии НАТО на Балканах. Когда притесняемые мусульманами сербские православные не ощутили от своих «собратьев-христиан» никакой помощи, хотя православные храмы были постоянно окружены припаркованными вокруг них натовскими танками, рядами колючей проволоки, блокпостами из мешков с песком и вооруженными до зубов солдатами, которые требовали документы от приходящих в храм. А 60 тысяч католиков чувствовали себя, как и прежде, вполне свободно и даже посещали мероприятия местных мусульман.

Каждая крупная историческая личность берет своих потомков в своеобразные заложники. И в этом смысле Иоанн Павел II был великой личностью, удобной для потомков. В какую бы сторону ни пошло дальнейшее развитие Католической церкви, всегда можно будет сказать, что это продолжение курса «великого папы».

Пойдут ли католики на большую либерализацию – можно будет сказать, что они продолжили линию Иоанна Павла II на открытость миру. Консервативный курс на защиту традиционных христианских ценностей от несущих порой разложение ветров времени также найдет в почившем папе свое оправдание. Будет Ватикан стараться расширять свое влияние на восток, на Россию – именно Иоанна Павла II можно будет назвать зачинателем этой политики. Но и обратная позиция на поиск точек соприкосновения с Русской Православной Церковью, в некотором смысле, тоже может быть оправдана именем папы.

Пока же ясно лишь то, что Иоанн Павел II оставил своим преемникам свободу во всем, кроме одного. Им отныне придется действовать под прицелом телекамер и в присутствии огромных толп народа. Чтобы не утратить авторитет Католической церкви, почивший папа вынужден был внести в свою деятельность элементы, если так можно выразиться, представления или, как сейчас принято говорить, «элементы шоу». И в этом смысле нынешней церкви для свершения каких-либо радикальных изменений в курсе своего дальнейшего развития придется выбирать между всегда обманчивой «любовью толпы» и осознанным следованием Христовым заветам.

Террорист Мехмет Али Агджа, бежавший из турецкой тюрьмы, где отбывал пожизненное заключение за убийство журналиста, четырежды выстрелил из 9-миллиметрового пистолета. Две пули попали в нижний отдел кишечника, одна в правую руку и ещё одна в указательный палец левой руки Иоанна Павла II. Двое прохожих получили ранения.

У Агджи был сообщник. Орал Челик должен был совершить отвлекающий взрыв, чтобы прикрыть отступление стрелявшего преступника, но утратил самообладание и сбежал. Агджу арестовали на месте, пока папу везли в больницу.

13 мая, 1981
Папа Римский Иоанн Павел II после покушения.
Фото: Томми В. Андерсен / Getty Images

13 мая, 1981
Фото: Keystone / Getty Images

Несмотря на большую кровопотерю, понтифик выжил и попросил всех католиков помолиться за Агджу, которого он «искренне простил».

Итальянский суд приговорил террориста к пожизненному тюремному заключению. Мотив преступления и его планирование остаются загадкой. В случившемся обвиняли различные структуры, среди наиболее распространённых вариантов: ЦРУ, КГБ, болгарское правительство, турецкая мафия.

В 1983 году Иоанн Павел II посетил своего покушителя. У них состоялся конфиденциальный разговор, о содержании которого никому не известно. После этой встречи они стали друзьями. Папа поддерживал связь с семьёй Агджи в течение всего периода, пока тот отбывал срок, а в 2000 году понтифик просил о его помиловании.

Просьбу удовлетворили. Агджу освободили и экстрадировали в Турцию, где он десятилетием ранее отбывал пожизненное заключение до побега.

Находясь в заключении, Агджа обратился в католицизм. А в 2010 году освободился.
В декабре 2014 года он вернулся в Рим и возложил две дюжины белых роз к могиле Иоанна Павла II.

Ретро фотографии о преступлении и прощении:

13 мая, 1981

13 мая, 1981
Фото: Keystone / Hulton Archive / Getty Images

13 мая, 1981
Фото: Keystone / Hulton Archive / Getty Images

13 мая, 1981
Папу везут в больницу сразу после покушения.
Фото: Keystone / Hulton Archive / Getty Images

13 мая, 1981
Фото: Keystone / Hulton Archive / Getty Images

13 мая, 1981
Фото: NY Daily News Archive

14 мая, 1981
Монахиня на площади Святого Петра молится за выздоровление папы.
Фото: Toronto Star / Getty Images

19 мая, 1981
Папа в больнице на шестой день после ранений.
Фото: Оссерваторе Романо Артуро Мари / AFP / Getty Images

1979
Агджа, сфотографированный в Турции после ареста за убийство журналиста Абди Ипекчи.

14 мая, 1981
Агджа в суде за покушение.
Фото: Keystone-France / Getty Images

Иоанн Павел II вернул Ватикану политическое могущество, активно сотрудничал с Рейганом, восстановил Украинскую Грекокатолическую церковь, болел за «Барселону» и модернизировал богослужение.

Славянский Папа

Иоанн Павел II стал первым папой неитальянского происхождения за последние 455 лет (до него иностранным папой стал Адриан VI, родом из Голландии). Он был младшим сыном в семье польского поручика. Судьба не подарила ему счастливое детство: когда ему было 8 лет, в 1928 году умерла мать, за ней практически сразу последовал старший брат, а в 1941 погиб отец. «В 20 лет я уже потерял всех, кого любил», - вспоминал об этом впоследствии сам Иоанн Павел II. «Тяжелое детство» сыграло впоследствии свою роль в будущем политическом курсе Папы.

После принятия сана в 1978 году вся деятельность Папы будет направлена на борьбу с «коммунистами», возвращение Польши под лоно католической церкви, и распространения влияния Святого Престола на Украину и Беларусь. Ватикан в лице Иоанна-Павла II поставил перед собой задачу добиться восстановления своего международного политического веса за счет укрепления позиций в странах Восточной Европы. В 1985 году в своей статье в журнале «Трайелог», Збигнев Бжезинский в связи с этим укажет: «Я считаю, что все, что делает папа Иоанн Павел II, имеет первостепенное историческое значение. Необходимо покончить с расколом Европы и вернуть великую и бессмертную Россию в лоно христианского сообщества и рыночной экономики».

Покушение «Серых волков»

Жизнь Иоанна Павла II не раз была под угрозой. Спустя всего несколько лет после восшествия на престол, 13 мая 1981 он был тяжело ранен в результате покушения на площади Святого Петра. Член турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа, попавший в Италию после побега из турецкой тюрьмы, ранил понтифика в живот и был арестован на месте.

Тайна покушения на Папу до сих пор не раскрыта, поскольку виновник каждый раз дает новые, невероятные показания. Согласно первой официальной версии, за покушением стояли только «Серые волки», а причина – третье пророчество Фатимы, обнародованное лишь в 2000 году. Итальянский журнал IL Folgio приводит отрывки очередной «исповеди» Али: «Ваше Святейшество, я знаю третью тайну Фатимы... Мне о ней рассказали в Иране...». По мнению Агджи, иранцы интерпретировали третий секрет Фатимы, в том смысле, что смерть Папы приведет к падению Ватикана, после чего ислам восторжествует во всем мире.
Это была не единственная версия покушения, со слов Али. В 1984 году он дал показания, согласно которым итальянская прокуратура предъявила обвинения трем гражданам Болгарии и трем гражданам Турции. Пошли слухи о причастности к покушению КГБ СССР, которым была не выгодна антикоммунистическая политика Папы. Сегодня эта версия особенно распространилась в Польше.

Местные историки, ссылаясь на дневники главы резидентуры КГБ в Варшаве генерала Виталия Павлова, называют виновником Юрия Андропова. Исследователь Джордж Вейгел в своей биографии Иоанна Павла II приводит диалог этих двух генералов: «Андропов задал Павлову прямой вопрос: «Как вы могли допустить, чтобы Папой был избран гражданин социалистической страны»? А тот ответил: «Товарищ председатель должен спрашивать об этом, скорее в Риме, чем в Варшаве»». Сам Виталий писал, что он знал и передал в центральное управление КГБ все оперативные материалы польского МВД и Службы безопасности на Папу Римского. Итальянский прокурор Фердинандо Импозимато, ведший дело о покушении, прокомментировал данные расследования следующим образом: «Покушение стало результатом деятельности советских спецслужб при участии функционеров из Болгарии, группировки «Серые волки, а также, к сожалению, при сотрудничестве с кем-то из Польши».
Тем не менее, виновник преступления не вычислен до сих пор. Али Агджи, тем временем, выдает все новые удивительные версии событий. После освобождения, он заявил, что покушение заказал глава правительства Ватикана кардинал Аугустино Казероли».

Геополитик

Иоанн Павел II остался в истории как человек, которой политизировал Ватикан. Ему предписывают союз с Вашингтоном, в особенности с Рональдом Рейганом против стран социалистического блока. По словам исследователя Э. Лебека: «в первые годы правления Рейгана можно было наблюдать появление убежденных католиков на самых высоких постах, чего прежде в истории Соединенных Штатов никогда не было». Другой исследователь, Ольга Четверикова утверждает – Папа использовал обострение «холодной войны» в своих собственных целях – восстановление политического влияния за счет Восточной Европы. Геополитические интересы Ватикана и Вашингтона совпадали. Обе силы представляли сплоченный противовес коммунизму: Ватикан - идейный, а Вашингтон - военно-политический.

7 июня 1982 года на встрече между Иоанном Павлом и Рейганом было заключено соглашение о проведении тайной совместной кампании в Польше в целях разрушения «Коммунистической империи», получившее название «Священный союз». Оно было обнародовано журналистом Карлом Бурнштайном в журнале «Таймс». Вскоре после этого, Рейган объявил «крестовый поход» против «империи зла». В отношении Польши славянский папа и американский президент тоже достигли согласия. В ход пошел независимый профсоюз «Солидарности», отличавшийся своей антикоммунистической деятельностью и пропагандой. Битва за Польшу велась 8 лет. В апреле 1989 года активист Лех Валенса и представители польского правительства подписали, наконец, Соглашение о политических и экономических реформах, а Польская католическая церковь получила статус, не имеющих аналога в других восточноевропейских странах: ей была возвращена конфискованная собственность, дано разрешение создавать собственные учебные заведения.

В июне того же года представители «Солидарности» одержали победу на парламентских выборах, а через год Лех Валенса стал президентам, взяв курс на уничтожение всех признаков социалистической системы даже на уровне символов. Выборе в Польше 1989 году, выигранные «Солидарностью» запустили цепную реакцию, которая привела к падению коммунистических режимов в других социалистических странах и в конечном счете к падению Берлинской стены.

Прозетилизм

Участие Ватикана в революции «Солидарности» призвано было «духовно» узаконить происходящую в восточноевропейских странах смену власти. При этом у Папы были свои мотивы. По мнению сербского историка Драгоша Калаича, Папу сподвигло на это состояние всеобщего упадка католичества на Западе. Он полагал, что: «последние очаги, хранящие пламень католической веры, достойно горят лишь в странах Восточной Европы, прежде всего в Польше и Хорватии». От союза с Вашингтоном Иоанн-Павел ожидал «обогащения новыми стадами с Востока». При нем начинается активное усиление католических обществ в Украине, которые, в конце концов, вышли «из подполья» и возродили свою легальную структуру – Украинскую Грекокатолическую церковь.

Синод 1980 года, когда украинские католики опубликовали декларацию, объявляющую страдание Церкви «при атеистическом коммунистическом режиме», по времени совпал с началом оппозиционных преступлений «Солидарности». Неоднозначность ситуации придавало и польское происхождения Папы. В тот раз Иоанн-Павел пошел на уступки московскому патриархату и не дал зеленый свет начавшимся выступлениям, но в условиях «Перестройки» все изменилось. Видя потенциал возрождения Грекокатолической церкви, понтифик резко изменил свою политику в отношении украинских униатов, предпочтя ренессанс униатства в Галиции конструктивному развитию православно-католических отношений.
В 1993 году якобы в уступку православным Ватикан выступает с предложением нового соглашения: «Униатизм как метод объединения в прошлом и поиск полного единства в настоящем». В документе, который получил название Бламандская уния отразилась двойственная политика Папы, с одной стороны – это союз с православием и распространение «христианской Европы от Атлантики до Уральских гор», с другой, по мнению исследователей, узаконивание униатских общин как католическое сообщество, что придало им большие права на свою деятельность, сделав их новым плацдармом для продвижения Ватикана на Восток.

Революционер

Иоанн Павел II стал революционером Ватикана. «Иоанн Павел II был большим проповедником обновленческой церкви и разрушителем Католической Церкви», - заявлял в своем интервью епископ Ричард Уильямсон. Откуда такое мнение о человеке, которого объявляют святым. Все дело во II Ватиканском соборе 1962-1965 года, который создал «новый порядок» католичества, так называемый «католический модернизм», иными словами, обмирщение церкви. Одной из самых известных последствий Собора, по словам католиков, стала богослужебная реформа 1969 года. Отныне традиционная «намоленная» католическая месса полностью преображалась.

Латынь запрещалась, богослужение переводилось на местные языки. Священник теперь стоял лицом к слушателям, а не к алтарю, как было принято ранее, когда священник как-бы становился во главе своей паствы. Объявлялся минимализм в церковном облачении. В храмах убирались иконы. Одним словом, католичество стало напоминать протестантизм. Но особенно ударили по престижу католических служб «новые веяния», например, мессы под гитару в ритмах рок-н-рола. В итоге, большинство священнослужителей стали жаловаться на утрату сакрального молитвенного характера богослужения. Вместо привлечения новых людей, храмы по всей Европе стали пустеть.

Помимо изменения порядка богослужения, Иоанн Павел прославился и своими извинениями «за все грехи католической церкви», в том числе за жестокость инквизиции, суд над Галилеем и многое другое. При нем церковь приняла теорию Дарвина, и даже назначила покровителя интернета – Исидора Севильского.
При всех своих новациях, Иоанн Павел II слыл большим консерватором. Он решительно осуждал популярную у католиков Латинской Америки «теологию освобождения», выступал против абортов, и контрацепции, а главное против сексуальных меньшинств и гомосексуальных браков. Несмотря на это, во время его главенства Ватикан начали сотрясать постоянные скандалы, связанные с содомией.

Футбольный фанат

Мода на футбол проникла даже в Ватикан. Так, Иоанн Павел II прославился как Папа-фанат. До принятия сана, он сам нередко играл, после предпочитал не публично болеть за любимую «Барселону» и «Лацио», что не помешало ему благословить мадридский «Реал» на победу в Лиге чемпионов. Тем не менее, самих матчей он предпочитал избегать, и лишь раз засветился на стадионе во время игры между национальной командой Италии и сборной легионеров, выступавших за итальянские клубы.

Папа Opus Dei

«Папа Opus Dei» - еще одно из «имен» Иоанна Павла II в католической истории. Некоторые исследователи, в том числе и Ольга Четверикова считают, что именно этот орден помог Каролю прийти к власти, который, в свою очередь, вывел его из-под юрисдикции епархиального руководства и позволил ему играть доминирующую роль в Ватикане. Сегодня Opus Dei, подобно иезуитам, называют «церковью внутри церкви». Официально, Opus Dei («Дело Божие»), который в нашумевшем «Коде да Винчи» предстает широкой аудитории в лучших традициях религиозной секты, – это христианская организация, которая занимается миссионерской деятельностью.

Тем не менее, за ними прочно закрепилась репутация «новой ересью», из-за сетевого устройства организации, сочетающей жесткую структуру управления, централизованное иерархическое устройство и железную внутреннюю дисциплину. Нередко их обвиняют в франкизме и слишком жесткой покаянной дисциплине вплоть до самобичевания. Влиянием Opus Dei объясняют курс Иоанна Павла II на синтез духовной и мирской жизни, который провозгласил II Второй Ватиканский собор. В том числе, Opus Dei обвиняют в агрессивной политике Иоанна Павла II по отношению к Восточной Европе, ведь после орден стал активно распространяться в Польше, Украине и даже России.

Кароль Юзеф Войтыла родился в в городе Вадовице, в южной Польше, 18 мая 1920 года. Он был младшим из трех детей Кароля Войтылы и Эмилии Качоровской. В 1978 году 264-й папа Иоанн Павел II стал первым римским папой неитальянского происхождения на Святом престоле, избранным за последние 455 лет, одним из самых молодых понтификов в истории и первым папой славянского происхождения.

2. 1932 год: Кароль Войтыла в возрасте двенадцати лет (слева во втором ряду) с одноклассниками приходской школы в Вадовице, перед переездом в Краков.

3. Фотография сделана в 1930-ых годах. Карль Войтыла со свечой после получения Первого Причастия в Кракове.

4. Июль, 1939 года: Девятнадцатилетний Кароль Войтыла, второй справа. Если верить биографам, за два месяца до начала второй мировой войны в Европе, Войтыла посещал военный учебный лагерь в Западной Украине, которая тогда входила в состав восточных регионов Польши.

5. Молодой священник Кароль Войтыла. Фотография сделана в Польше в 1948 году.

6. 26 июня 1967 года. Кароль Войтыла получает кардинальскую шапку. Тремя годами раньше он стал архиепископом Кракова.

7. 16 октября 1978 года: Папа Иоанн Павел II, бывший польский кардинал Кароль Войтыла, в день избрания его главой католической церкви в Ватикане. В 1958 году Кароль Войтыла стал епископом Кракова, в 1963 был назначен архиепископом, а потом стал папой Римским под именем Иоанна Павла II.

8. 22 октября 1978 года. Папа Римский Иоанн Павел II целует священника во время посвящения в сан перед базиликой Святого Петра в Ватикане. Кардинал Кароль Войтыла из Польши стал первым Папой не-итальянцем со времен Адрианна VI, который был родом из Голландии и взошел на папский престол в 1542 году. Новый Римский папа выбрал себе имя «Иоанн Павел» в честь своего предшественника, который умер, пробыв Папой Римским всего 33 дня.

9. 7 июня 1979 года. Папа Римский Иоанн Павел II посещает бывший лагерь нацистов Аушвиц-Биркенау в Освенциме во время своей первой поездки в Польшу.

10. 21 июня 1980 года: Американский президент Джимми Картер и Папа Римский Иоанн Павел II во время встречи в библиотеке понтифика в Ватикане.

11. 13 мая 1981 года. Рука с пистолетом, нацеленным на понтифика на площади Святого Петра во время встречи Папы Римского с верующими. Тогда в понтифика попали несколько пуль, ранивших его в живот и повредивших кишечник.

12. 13 мая 1981 года. Папа Римский и его телохранители после покушения, совершенного Мехметом Али Агджой на площади святого Петра в Риме.

13. 19 мая 1981 года. Папа Римский Иоанн Павел II в больнице Policlinico Gemelli в Риме после покушения, состоявшегося 13 мая.

14. 28 мая 1982 года. Папа Римский Иоанн Павел II и королева Великобритании Елизавета II в Букингемском дворце.

15. 30 мая 1982 года: Папа Римский Иоанн Павел II обращается к польским репатриантам в Crystal Palace, Лондон. Это был первый визит Папы Римского в Великобританию.

16. 27 декабря 1963 года. Папа Римский Иоанн Павел II и Мехмет Али Агджа, турок, совершивший на него покушение, в тюрьме Ребиббия в Риме. Они проговорили наедине 20 минут. После этого Папа Римский сказал: ««То, о чём мы говорили, останется нашим секретом. Я говорил с ним, как с братом, которого я простил и который имеет моё полное доверие».

17. Апрель 1985 года. Аудиенция Принца и Принцессы Уэльских у Папы Римского Иоанна Павла II в Ватикане. Принцесса Диана, согласно протоколу, в черной вуали.

18. 2 февраля 1986 года. Папа Римский Иоанн Павел II и Далай Лама. У Папы Римского в руках книга Далай Ламы, которую он подарил папе в ходе его десятидневного визита в Индию.

19. 30 ноября 1986 года. Папа Римский Иоанн Павел II и кенгуренок в Парке Виктория в Аделаиде во время поездки в Австралию.

20. 8 июня 1991 года. Польский президент Лех Валенса целует руку Папы Римского Иоанна Павла II в Королевском Замке в Варшаве, держа в руках первый экземпляр польской конституции.

21. 12 августа 1993 года. Президент США Билл Клинтон указывает на толпы народа, приветствующие Папу Римского Иоанна Павла II во время его визита в Денвер, Колорадо.

22. 15 января 1995 года. Вертолет Папы Римского Иоанна Павла II пролетает над толпой в Парке Лунета Парк в Маниле, где более двух миллионов человек собрались на богослужение на открытом воздухе во время Десятого Всемирного конгресса Молодежи.

24. 18 июня 1998 года. Президент Южной Африки Нельсон Мандела разговаривает с Папой Римским Иоанном Павлом II во время встречи в Ватикане.

25. 25 января 1998 года. Папа Римский Иоанн Павел II приветствует кубинского лидера Фиделя Кастро во время мессы, проходящей на площади Революции в Гаване.

29. 9 апреля 2004 года. Папа Римский Иоанн Павел II получает Святое причастие от кардинала Йозефа Алоиса Ратцингера, впоследствии Папы Римского Бенедикта XVI, в Ватикане.

30. 4 июня 2003 года. Президент США Джордж Буш встречается с Папой Римским Иоанном Павлом II в Ватикане.

31. 23 февраля 2003 года. Папа Римский Иоанн Павел II приветствует паломников из своей библиотеки во время телевизионного обращения к собравшимся на площади Ватикана дл традиционной общей аудиенции. Понтифик, поправляющийся после госпитализации тремя неделями раньше в связи с проблемами с дыханием, обратился к верующим по видео из-за того, что Ватикан запретил ему по традиции появляться в окне библиотеки.

32. 4 апреля 2005 года. Тело Папы Римского Иоанна Павла II, умершего двумя днями раньше, выставлено в базилике Святого Петра в Ватикане для прощания.

33. 6 апреля 2005 года. Пришедшие попрощаться с покойным Папой Римским Иоанном Павлом II проходят мимо его гроба, выставленного в базилике Святого Петра.

Иоанн Павел II

Иоанн Павел II в начале понтификата.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Иоанн Павел II (Кароль Войтыла), 1978.10.16 - 02.04.2005

Иоанн Павел II, Папа Римский
Ioannes Paulus Secundus
Мирское имя: Кароль Юзеф Войтыла
Происхождение: Вадовице (Польша)
Годы жизни: 18 мая 1920 - 2 апреля 2005
Годы понтификата: 16 октября 1978 - 2 апреля 2005
Отец: Кароль Войтыла - старший
Мать: Эмилия Качоровска

Кароль Юзеф Войтыла родился в городе Вадовице, в южной Польше, в семье бывшего офицера австрийской армии. Он был младшим из двух детей Кароля Войтылы-старшего и Эмилии Качоровской, которая умерла, когда будущему папе было всего девять лет. Не достигнув 20-летнего возраста, Кароль Войтыла-младший остался круглым сиротой. Кароль успешно учился. Окончив лицей в 1938, накануне Второй мировой войны он поступил на философский факультет Ягеллонского университета в Кракове. Тогда же Кароль стал членом театрального кружка "Студия 38". Во время немецкой оккупации, чтобы избежать угона в Германию, он оставил учёбу и работал в каменоломне близ Кракова, а потом перешёл на химический завод. В 1942 Кароль Войтыла записался на общеобразовательные курсы подпольной Краковской духовной семинарии. Тогда же он стал одним из инициаторов действовавшего подпольно "Рапсодического театра". В 1944 архиепископ Краковский кардинал Стефан Сапега по соображениям безопасности перевёл Войтылу вместе с другими "нелегальными" семинаристами на работу в епархиальное управление в архиепископском дворце, где Кароль остался до конца войны. Ещё в юности он стал полиглотом и достаточно бегло разговаривал на девяти языках - на родном польском, словацком, русском, итальянском, французском, испанском, португальском, немецком и английском. А также, разумеется, знал латынь.

1 ноября 1946 Кароль Войтыла был рукоположен в священники и через несколько дней отправился в Рим для продолжения богословского образования. В 1948 в папском университете "Ангеликум" он защитил докторскую диссертацию по произведениям испанского мистика XVI века, реформатора ордена кармелитов, св. Иоанна Креста. Затем вернулся в Польшу, где его назначили помощником настоятеля прихода в Неговице, близ Гдова. Академический сенат Ягеллонского университета в Кракове признал действительным полученный Войтылой в Риме диплом и удостоил его докторского звания. В 1953 Войтыла защитил на богословском факультете Ягеллонского университета в Кракове диссертацию о возможности обосновать христианскую этику, исходя из этической системы немецкого философа Макса Шелера. Позднее Кароль Войтыла стал профессором этики и нравственного богословия в Краковской духовной семинарии и на богословском факультете Люблинского университета. 4 июля 1958 по назначению папы Пия XII отец Войтыла стал викарным епископом Краковского архиепископства и 28 сентября 1958 был рукоположен в сан епископа. Между 1962 и 1964 годами он принимал участие во всех четырёх сессиях Второго Ватиканского Собора, созванного папой Иоанном XXIII , являясь одним из самых молодых его участников. Благодаря этой работе спустя год он был рукоположен в сан архиепископа, митрополита Краковского. 28 июня 1967 папа Павел VI сделал его кардиналом. В августе 1978, после смерти Павла VI , Кароль Войтыла участвовал в конклаве, избравшем папу Иоанна Павла I , однако тот скончался всего через 33 дня после избрания. В октябре состоялся ещё один конклав. Его участники оказались расколоты на сторонников двух претендентов-итальянцев - Джузеппе Сири, архиепископа Генуи, известного своими консервативными взглядами, и более либерального Джованни Бенелли, архиепископа Флоренции. В конечном итоге Войтыла стал компромиссным кандидатом и был избран папой. При восшествии на престол Войтыла принял имя своего предшественника и стал Иоанном Павлом II. Он стал первым папой-поляком и первым неитальянцем с 1523 г.

Как и его предшественник, Иоанн Павел II попытался упростить свою должность, лишив её многих королевских атрибутов. В частности, говоря о себе, он использовал местоимение "я" вместо "мы", как это принято у царствующих особ. Папа отказался от церемонии коронации, проведя вместо нее простую инаугурацию. Он не носил папскую тиару и всегда стремился подчеркнуть роль, которая обозначена в титуле папы, Servus Servorum Dei (раб рабов Божьих).