Темы какие исследовательские проекты в детском саду. Научно-исследовательская работа «Эксперимент в детском саду. Исследовательская деятельность для дошкольников

В этом разделе собран и обобщён богатый опыт педагогов в области реализации разнообразных тематических проектов для маленьких исследователей. Каждая из публикаций содержит комплекс практико-ориентированных занятий, посвящённых одной определённой теме.

Большое количество материалов ориентировано на изучению живой и неживой природы. Многие проекты имеют чётко выраженную экологическую направленность. Каждое из представленных здесь мероприятий способствует удовлетворению интереса детей к явлениям окружающего мира, поощрению их инициативы к его познанию.

Комплексный подход к опытно-экспериментальной работе

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 3338 .
Все разделы | Исследовательская деятельность. Детские проекты

Пояснительная записка Тип проекта : исследовательский , краткосрочный (3-4 недели, групповой. Участники проекта : воспитатель, дети, родители. Цель : воспитание экологической культуры у детей в процессе выращивания и ухода за «Травянчиками» (эко-игрушками, из которых растет трава) ...

Познавательно-исследовательский проект по коллекционированию «Жил-был самовар…» Актуальность Коллекционирование – это одно из древнейших увлечений человека, которое имеет огромные возможности для развития познавательного и исследовательского интереса детей . Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это...

Исследовательская деятельность. Детские проекты - Познавательно-исследовательский проект «Удивительный песок» для детей старшего дошкольного возраста

Публикация «Познавательно-исследовательский проект «Удивительный песок» для детей...»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Г.о. Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 3 «Рябинка» ПРОЕКТ Познавательно-исследовательский с элементами экспериментирования «Удивительный песок» Выполнен воспитателем Панченко Ж.Е. 2019 г. Цель:...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Огород в детском саду – это возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению...

Познавательно-исследовательский проект по окружающему миру в средней группе «Огород на подоконнике» АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АНТОШКА» (АОУ ДЕТСКИЙ САД №23 «АНТОШКА») ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»...

Паспорт творческо - исследовательского проекта «Перелетные птицы» для детей средней группы детского сада Автор проекта: Дрогина Надежда Гавриловна, МБДОУ детский сад № 39 «Буратино» г. Пятигорск Участники проекта: Дети, родители, воспитатели группы. Тип проекта: обучающий Сроки...

Исследовательская деятельность. Детские проекты - Познавательно - исследовательский проект «Удивительное рядом» для детей средней группы

Паспорт проекта. Название проекта: «Удивительное рядом». Вид проекта: краткосрочный фронтальный познавательно – исследовательский проект для детей 4 – 5 лет. Продолжительность проекта: 2 недели. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспи-танников....


Актуальность: На сегодняшний день в системе образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать...

Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность в детском саду»

Подготовила: воспитатель МБДОУ Черёмушинский детский сад «Берёзка» Е.В. Новоселова

Целью мастер-класса является: передача коллегам личного профессионального опыта, разработок в сфере исследовательской (экспериментальной) деятельности.
Задачи мастер-класса:
- создание условий для профессионального общения;
- распространение передового педагогического опыта;
- внедрение новых технологий воспитания.

Исследовательская деятельность в детском саду

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.


Одним из условий решения задач по экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает иоказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

В моей группе оборудован экологический уголок в виде мини-лаборатории, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенны

Опытов.
В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:
– приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы,
компас, магниты;


– разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
природный материал: камни, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена;




– муляжи овощей и фруктов, модели животных.



При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:
– безопасность для жизни и здоровья детей;
– достаточность;
– доступность расположения.

В нашем детском саду ведётся экологический кружок «Мы и природа», руководителем которого я являюсь. Весь проект кружка разбит на 9 тем. По каждой теме мы с ребятами либо проводим опыты, либо моделируем разнообразные объекты.

Сегодня я вам хочу продемонстрировать несколько экспериментов, которые мы проводим с ребятами. Прежде чем начать с моими помощниками научные эксперименты мы превращаемся в исследователей (надеваем белые халаты). И вас я попрошу надеть халаты.
Для первого опыта мне необходимо два помощника.

Опыт №1. Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка. Ход опыта: в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно. Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя. Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.

Опыт №2 . Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

Опыт №3 . Нужно взять свечу на блюдце и зажечь. Когда свеча разгорелась, накройте её стаканом. Что происходит? Для продолжения горения огню требуется топливо и кислород. Воск свечи является топливом, а кислород поступает из воздуха. Когда мы накрываем стаканом свечу, мы перекрываем доступ кислорода к пламени, и огонь гаснет.

Опыт №4 . В следующем опыте со своими исследователями мы используем дрожжи, сахар и тёплую воду. Необходимо некоторое время для того чтобы дрожжи растворились и началась реакция, только тогда шарик начнёт надуваться.

Исследовательская деятельность в детском саду.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Дошкольники – прирожденные исследователи. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Исследовательская деятельность помогает развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности:

    Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

    Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

    Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

    Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

    Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

    Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

    Стимулировать желание детей экспериментировать.

При организации исследовательской деятельности с детьми в нашем детском саду мы используем следующие формы работы :

    НОД;

    беседы познавательно-эвристического характера;

    дидактические и развивающие игры, упражнения;

    эксперименты и опыты;

    наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

    экскурсии и целевые прогулки;

    работа в уголках природы;

    трудовые поручения, действия

    коллекционирование.

Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть.

Работа с детьми младшего дошкольного возраста, направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

В старшем дошкольном возрасте начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов.
Таким образом, работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Структура детского экспериментирования

      • постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

        целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

        выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

        проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

        анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);

        формулирование выводов.

Организация развивающей среды – это одно из условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах были созданы уголки «Детские лаборатории», находящиеся в уголках природы. Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, любознательности, наблюдательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. Это место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. В то же время лаборатория – это место для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят эксперименты, опыты, наблюдения по разной тематике).

В детской научной лаборатории мы выделили:

1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции, экспонаты редких предметов (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

3)Место для хранения материалов (природного, "бросового")

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

В экспериментальных уголках могут быть:

    приборы-помощники (увеличительные стекла, магниты, микроскопы, весы, песочные часы, компас и т.д.);

    разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасс, стекло, металл) разного объема и формы;

    природный материал (камешки, песок, ракушки, птичьи перья, глина, шишки, спилы деревьев, мох, семена растений и т.д.);

    утилизированный материал (проволока, пробки, мех, ткани, пластмасса, кусочки кожи, дерева и т.д.);

    технические материалы (гайки, винтики, шурупы, скрепки, болты, гвозди, детали конструктора и т.д.);

    разные виды бумаги;

    красители: пищевые и непищевые;

    медицинские материалы (пипетки, колбы, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);

    прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.).

Для грамотного осуществления исследовательской деятельности с детьми, собраны методические материалы:

памятка о проведении занятия-экспериментирования;

конспекты НОД по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах;

картотека опытов;

Карточки-схемы;

Методическая литература и тд.

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.

Поэтому важно включать исследовательскую деятельность в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

С помощью наблюдений дети познают не только внешние параметры объектов природы (строение, окрас, запах и др.), но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, рассказы детей на основе наблюдений и тд.).

Во время проведения прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Опыты, наблюдения и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.

Список использованной литературы

1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

3. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М. :Сфера, 2012.

Исследовательские проекты дошкольников

Проект «Молоко и молочные продукты»

Максутова Ю. И. воспитатель высшей квалификационной категории, 2012 г.

Краткая аннотация проекта.

Данный проект - это организация работы по ознакомлению детей с ценностью и пользой молока и молочных продуктов, пониманию значимости молока в питании растущего детского организма.

Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую, интеграционную деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей посредством активации детской жизнедеятельности.

Проект исследовательско-творческий, рассчитан сроком на 1-1, 5 месяца для детей старшей группы, педагогов и родителей, включая в себя несколько этапов.

Актуальность.

Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам имеет исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемое в питании детей всех возрастных групп.

К сожалению, не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока. Дети не понимают

значимости молока и молочных продуктов в развитии организма человека.

Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям раскрыть ценные качества молока, его значимость для развития детского организма.

Мы с детьми решили посмотреть, где ещё содержится молоко? Зачем человеку нужно молоко?

Цель: обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.

Задачи: Расширять кругозор детей о молоке и молочных продуктах.

Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках) .

Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.

Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.

Привлечь родителей в работу проекта.

Гипотеза.

Если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктах через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что молоко – ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание употреблять его в пищу.

В основе проекта лежит исследовательский метод обучения. Это метод, в ходе которого дети учатся проводить самостоятельные исследования, учатся собирать доступную информацию об объекте исследования, фиксировать её, расширяют свой кругозор. У детей развиваются творческие способности и умение высказывать свои определения, развиваются мышление и речь.

Главная особенность исследовательского обучения – активация образовательной деятельности детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ребёнку инициативу в организации своей познавательной деятельности. (А. И. Савенков «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» Москва, «Пед. университет «Первое сентября», 2007г.)

Методы исследования:

Наблюдение;

Поисковая работа (из различных источников информации) ;

Экспериментирование.

Перед началом проекта для определения степени знаний у детей о молоке и молочных продуктах, я воспользовалась методом «Трёх вопросов». Цель его – выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта. Совместно с детьми обсудили, что они знают по данной теме, зафиксировала ответы в таблице. Далее поинтересовалась, что бы они хотели узнать? Ответы также зафиксировала. Предложила детям подумать, как можно найти ответы на вопросы? Дети решили спросить у взрослых, прочитать в книгах, узнать из телепередач, провести опыты, сходить на экскурсию в магазин. Третий вопрос «Что узнали? » задавался по окончании проекта, что помогло мне сделать правильные выводы и понять, чему научились дети.

Что мы знаем о молоке Что мы хотим узнать Что мы узнали

Молоко дает корова

Корова живёт в сарае

Корова пасётся на лугу и ест травку

Молоко белое, продаётся в магазине

Из молока варят кашу

В магазин молоко привозит машина

Из молока делают творог - Как корова даёт молоко

Как молоко попадает в магазин

Какие ещё продукты делают из молока

Что в молоке полезного

Что можно приготовить из молока - Коровы живут на фермах, за ними ухаживают люди (скотники, дояры)

В магазин молоко привозят с молокозавода, где его перерабатывают и изготавливают молочную продукцию

В молоке содержатся витамины и минеральные вещества, жиры, углеводы, белки

Из молока можно приготовить разные блюда: блины, омлет, пироги, хлеб, кашу, добавляют в картофельное пюре

Молоко полезно для роста детского организма

Проект проводился в несколько этапов.

Подготовительный этап (2 недели) .

Создание развивающей среды;

Подбор методической и художественной литературы по теме;

Разработка занятий и плана мероприятий по теме проекта.

На подготовительном этапе донесла до сведения родителей важность и значимость данной темы. Совместно с родителями создали развивающую среду в группе. Дети принесли из дома упаковки из-под молока и молочных продуктов для оформления развивающего стенда «Весёлая коровка», игровой материал. Подобрали методическую и художественную литературу по теме, изготовили наглядный иллюстрированный материал (картинки, вырезки из журналов с изображением молочных продуктов и блюд на основе молока, игровой материал. Составили план мероприятий по реализации проекта. Разработала цикл занятий, посвящённых изучению свойств молока.

II. Практический этап (3 недели)

Расширить знания детей о молоке и молочных продуктах;

Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки;

Способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.

Совместно с детьми проводила опыты и эксперименты с молоком и молочными продуктами, выявляли свойства молока, дегустировали молочные продукты, смешивали молочные коктейли, делали простоквашу, пекли пироги. Был проведён цикл занятий, посвящённый молоку и молочным продуктам, проблеме здорового питания. Ходили с детьми на экскурсию в магазин в отдел молочной продукции.

В продуктивной деятельности дети рисовали на тему «Далеко на лугу пасутся ко… », «Домик в деревне», конструировали коров из бумаги, изготавливали мобиль «Молочные продукты», рисовали плакаты, создавали альбомы с рисунками. Вместе с детьми был выполнен макет стакана с трубочками, обозначающими состав молока: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества.

Играли в сюжетно-ролевые игры «Ферма», «Магазин молочной продукции», дидактические игры «Четвёртый лишний», «Угадай на вкус», «Лабиринты».

В речевом направлении была проделана работа по составлению рассказов о молочной продукции, коровах. Вместе с детьми читали рассказы, сказки, потешки, в которых рассказывается о молоке и коровах, разучивали стихи и инсценировки.

Проводились беседы, досуги и развлечения по формированию у детей ценности здорового образа жизни.

Детям было дано домашнее задание: исследовать дома холодильник и найти в нём молочные продукты, посетить с родителями в магазине молочный отдел и посмотреть разнообразие молочной продукции. В группе дети обменялись своими впечатлениями. Таким образом, мы выяснили, какие молочные продукты предпочитают употреблять в семьях наших воспитанников. Также родителям предложили поучаствовать в выставке «Молоко – здоровье всей семьи», на которой были представлены совместные рисунки, поделки, плакаты детей и родителей.

III. Заключительный этап (1 неделя)

Обобщить знания детей по данной теме;

Воспитывать у детей и их родителей потребность в здоровом образе жизни и положительных эмоциях.

Презентация проекта проходила в виде праздника молока, на котором присутствовали родители и дети другой возрастной группы. Информационный материал был представлен в виде стихов, которые читали дети, игр, песен и танцев, а также сюрпризного момента (в гости к детям пришла корова с шоколадками «Милки вей») .

В результате работы над проектом дети расширили свои знания о молоке и молочных продуктах, узнали, что молоко – не только вкусный, но и ценный продукт для детского питания. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.

Новизна проекта заключается в необычности тематики, актуальности темы и в использовании поисково-исследовательского метода в ходе реализации проекта.

Практическая значимость проекта заключается в его разработке и внедрении в образовательный процесс в ДОУ, в использовании практических наработок педагогами города и района.

Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада – это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам его развития.

Отдавая предпочтение проектному методу обучения, я, таким образом, создаю условия для самореализации детей.

Для меня проектная деятельность – это своего рода специфическая форма творчества, эффективное средство профессионально-личностного развития и моих творческих проявлений.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_lpm8a.ppt | 5262,5 Кб | Скачан: 975

www.maam.ru

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зимушка-зима»

Проект "Зимушка – зима

Проект разработала Добрякова Ольга Викторовна,

воспитатель по изобразительной деятельности

МБДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида» г. Микунь

Вид проекта:

Поисково-исследовательский, творческий, практико – ориентированный, детский с участием родителей и педагогов, Групповой детский поисково-исследовательский, творческий проект.

Тема проекта:

«Зимушка - зима».

Цель проекта:

Формирование представлений и знаний детей о сезонных изменениях в природе в зимний период;

Развитие умений передавать получаемые впечатления в продуктивных видах деятельности.

Задачи проекта:

Формировать представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе в зимний период;

Развивать монологическую, диалогическую полилогическую, связную речь, пополнять словарный запас;

Учить изображать зимнюю природу, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками;

Способствовать развитию интереса к поисково- исследовательской деятельности;

Способствовать развитию творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умения замечать изменения в природе;

Определить шаги по реализации проекта;

Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботится о птицах и животных.

Образовательная область: художественное творчество, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

Продолжительность проекта: среднесрочный: 2 месяца.

Сроки проведения: 01. 12.-31.01.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по изо.

Актуальность темы:

Данная тема проекта никогда не потеряет актуальности и практической ценности, поскольку отвечает принципу сезонности, на котором строится весь педагогический процесс в дошкольных учреждениях (организациях) .

Проект позволяет расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года; знакомит с зимними праздниками, особенностями их празднования;

способствует развитию интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Зимушка-зима» охватывает все образовательные области; предоставляет всем участникам проекта больше возможностей для творческой реализации.

Проект уникален тем, что неразрывно связан с повседневной жизнью: сама природа предоставляет материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества.

Зима это время игр-забав, развлечений, новогодних и рождественских праздников, что позволяет весело, с выдумкой и с пользой провести это время года.

План реализации проекта

Выбор темы.

Знакомство детей с сезонными изменениями в природе в зимнее время года,

Определение шагов по реализации проекта.

Область художественное творчество

«Мы – творцы прекрасного».

Подготовительный

Создание развивающей среды (подбор методической литературы, настольно-печатных игр, аудиозаписей, мультфильмов, художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок, иллюстраций, репродукций картин) .

Приготовление материалов для художественного творчества;

Составление плана совместных мероприятий с детьми.

Поисково-исследовательский.

Цель: закрепление и расширение представлений и знаний о сезонных явлениях природы через поисково-исследовательскую деятельность детей.

Дать представление о образе жизни птиц и животных в зимний период;

Развивать у детей стремление к исследовательской деятельности;

Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе;

Подключить родителей к работе по реализации проекта.

художественно-творческий.

Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей.

1. Развивать эстетическое восприятие, цветоощущение.

2. Совершенствовать технические навыки в рисовании, в лепке, в аппликации:

В рисовании: учить детей передавать образ зимы в различных техниках, пользоваться разнообразным материалом.

В лепке: учить передавать образы в лепном изображении, используя разные способы и материалы.

В аппликации: учить создавать композицию из бумаги используя разные приёмы.

В музыке: разучивание песен о зиме и танцев к праздникам.

Поощрять самостоятельное творчество и фантазию.

Заключительный.

Цель: обобщение, систематизация знаний детей о зимнем времени года и проведение итогового мероприятия «Зимушка-зима».

Закрепить знания детей по заданной теме;

Развивать интерес и желание наблюдать за сезонными изменениями в природе;

Организовать выставку детских творческих работ.

Провести конкурс на выразительное чтение стихотворений о зиме;

Составление альбома с детскими рисунками о зиме;

Провести зимние праздничные мероприятия.

Ожидаемый результат.

Расширение и обогащение знаний детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года.

Формирование познавательного интереса детей в ходе совместной практической деятельности с педагогом.

Формирование монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями.

Формирование художественных способностей детей в ходе совместной творческой деятельности со взрослыми.

Использование детьми новых зимних игр и развлечений, умение их применять в самостоятельной игровой деятельности.

Чтение наизусть стихотворений о зиме.

Вовлечение родителей в творческий процесс работы с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Продукт проектной деятельности:

Конкурс выразительного чтения стихов о зиме.

Конкурс поделок из разного материала и в разных техниках «Мастерская Деда Мороза» (совместное творчество детей и родителей) .

Выставка детских рисунков «В гости к нам пришла Зимушка – Зима» и «С Новым годом! ».

Составление альбома с детскими рисунками на зимнюю тему:«Зимний лес», «Разукрасила зима белой краской все дома», «Деревья в зимних одеяниях», «Домик в зимнем лесу», «Сказочный лес», «Птицы», «Такие разные снеговики», «Скоро, скоро Новый год! », «Волшебница зима», «Снежинки», «Узоры на стекле», «Новогодняя ёлка», «Хоровод у ёлки»,

Поделки из пластилина: «Новогодние ёлки», «Пингвины на льдине», «Избушка в зимнем лесу» (рельеф, «Кружатся снежинки», «Кто в зимнем лесу живёт? », «Дед Мороз и Снегурочка», «Символ Нового года – змея».

Аппликация: «Снеговики», «Заяц у ёлки», «Новогодние шары», «Украшаем ёлку», «Кто не спит в лесу зимой? », «Кружатся снежинки» и др.

Новогодний утренник «В гости к дедушке Морозу».

Праздник «Рождественское Чудо».

Итоговое мероприятие «Зимушка-зима».

Прикреплённые файлы:

proekt-zimushka-zima_bs2ul.pptx | 9450,89 Кб | Скачан: 119

www.maam.ru

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»

Проект «Воздух - невидимка»

Тип проекта : исследовательский, краткосрочный

Актуальность:

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.

Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.

Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатели группы, родители.

Цель проекта:

Сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.

Задачи:

1. способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

2. научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;

3. организовать познание детей по теме «Воздух» через самостоятельный поиск;

4. ознакомить с экологическими проблемами воздуха;

5. развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

6. воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

7. развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.

8. развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.

Сроки реализации проекта – 3 месяца.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования. Выявление уровня и эффективности планирования воспитательно-образовательной работы, анализ организации предметно-развивающей среды, анализ эффективности работы с родителями по обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

Моделирующий этап:

Подбор методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников, воспитателями, создание эффективной предметно-развивающей среды в группе, создание информационного пространства для родителей, подбор диагностических методик.

Основной этап:

Осуществление поставленных задач, наработка диагностического, методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, родителями, педагогами детского сада по организации естественно - научных наблюдений и экспериментов с детьми.

Контрольный этап:

Анализ проделанной работы, мониторинг уровня развития исследовательских навыков детей, определение уровня компетенции родителей по организации естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.

Предполагаемый результат:

1. Представление опыта работы на педагогическом совете ДОУ.

2. Организация фотовыставки «Воздух и мы».

3. Создание альбома «Воздух вокруг нас»

4. Организация групповой выставки «Воздух нужен всем»

5. Проведение занятия совместно с родителям воспитанников: «Воздух - невидимка»

В результате реализации проекта дети будут знать:

1. Где находится воздух.

2. Роль воздуха в жизни человека.

3. Роль воздуха в жизни животных.

4. Роль воздуха в жизни растений.

5. Для чего нужен воздух.

6. Свойства воздуха.

7. Способы очищения воздуха.

8. Правила юного исследователя.

В результате реализации проекта дети будут уметь:

1. Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.

2. Задавать вопросы, искать ответы.

3. Видеть проблему по определенной теме.

4. Формулировать цель, планировать задачи.

5. Выдвигать гипотезы и проверять их.

6. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

7. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.

8. Оформлять результаты опытов в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний выводов.

Основные направления в работе:

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

3. Работа с сотрудниками.

4. Работа по усовершенствованию предметно-развивающей среды.

Механизм реализации проекта

Работа с детьми

(планируется и проводится в течение всего дня, через все виды деятельности) :

Занятия непосредственно образовательной деятельности (НОД) из образовательной области «Познание»

Экспериментальная деятельность дошкольников.

Поисково-исследовательская деятельность.

Организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, творческих, сюжетно-ролевых.

Организация трудовой деятельности.

Организация художественно-речевой деятельности.

Организация изобразительной деятельности.

Рассматривание картин, иллюстраций.

Организация прогулок.

Чтение художественных произведений.

Работа с кроссвордами.

Выставка детских рисунков.

Создание музея «Мир воздуха»

Работа с родителями:

Анкетирование.

Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек.

Организация совместной деятельности: изготовление атрибутов, игр, домашние задания, участие в развлечении.

Составление кроссвордов.

Подбор художественного слова, загадок.

Выставка рисунков.

Выставка иллюстраций, фотографий.

Индивидуальные беседы.

Работа с сотрудниками:

Семинар – практикум «Как знакомить детей с явлениями неживой природы (на примере воздуха) »

Консультация «Как создать музей воздуха»

Разработка методических материалов в рамках темы (перспективное планирование, анкета)

Список использованной литературы:

1. Бурыкина М. Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста. Брянск 1995г.

2. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. 1993год.

3. Журнал дошкольное воспитание №3, 1999год. Стр. 23 -30.

Сначала мы создали условия для проведения опытов с воздухом. У нас получилась целая лаборатория, так как включала все направления опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.

Для проведения опытов детьми мы приобрели медицинские шапочки, а фартуки и нарукавники сделали из больших плотных пакетов для мусора.

Вырезали горловину и отверстия для рук. Получилась форма научных сотрудников.

Провели с детьми ряд опытов с воздухом: "Поймай воздух", "Воздух движется", "Воздух имеет вес", "Воздух легче воды", "Воздух не имеет запаха".

Для закрепления свойств воздуха сделали карточки.

Больше всего ребятам понравилась игра: "Кто надует самый большой мыльный пузырь"

Родители, которые не смогли прийти на итоговое занятие «Воздух - невидимка» с нетерпением ждали, когда мы выложим на сайт фотографии с этого занятия.

www.maam.ru

Проекты в детском саду

Проекты в дошкольном образовательном учреждении

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:

Первый этап

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Третий этап

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Классификация проектов:

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по седующим признакам:

По тематике

Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

По составу участников

Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации

По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий) , так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год) .

Основные этапы метода проектов:

Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

Разработка проекта

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта

Подробней на сайте vospitatel.com.ua

Темы исследовательских работ дошкольников | Обучонок

Темы исследовательских работ дошкольников

Внимание! Мы также предлагаем на этом сайте бесплатно скачать для дошкольников нашу авторскую игровую обучающую программу Таблица умножения в мультиках.

Темы исследовательских работ в детском саду составлены для детей старшей группы и выполняются с помощью воспитателей и родителей.

В процессе исследовательской работы (детского проекта) воспитанники детского сада (ДОУ) более углубленно изучают выбранный ребенком объект, наблюдают за домашними питомцами, цветами, растениями, насекомыми и в результате своей исследования дают ответы на казалось бы простые для взрослых вопросы. Приведенные ниже темы исследовательских работ дошкольников можно брать за основу, дополнять и расширять.

Любимые животные

Темы исследовательских работ в детском саду о животных Белый мишка Кто живет в моем лесу? Кто под бугорком живёт?

Материал с сайта obuchonok.ru

Исследовательский проект в детском саду по теме: Природа родного края

Исследовательская деятельность для дошкольников

Описание и применение личного опыта в развитии дошкольников.

Исследовательский проект по теме «Природа родного края».

Педагог дошкольного отделения «Гимназии №8» Иркутской области города Ангарска

Название проекта: «Как вырастить в домашних условиях из кедрового орешка росток кедра».

Участники проекта: Ящишина Елена Владимировна (воспитатель дошкольного отделения) , Изюмников Максим.

Продолжительность проекта: долгосрочный 5 месяцев.

Актуальность проекта : Вопросам развития познавательной активности дошкольников в последнее время обращают большое внимание. Проектирование становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире.

В настоящее время остро стоит проблема в исчезновении лесных массивов, кедр не исключение. Сибирский кедр является ценнейшим материалом в изготовлении мебели, посуды, карандашей, поэтому количество кедровых лесов на земле резко сокращается.

В связи с этим был разработан и реализован проект «Как вырастить в домашних условиях из кедрового орешка росток кедра», участие в котором позволило расширить и систематизировать знания детей о кедре, который растёт в наших сибирских лесах, сколько лет оно живёт, чем полезен для человека, стимулировать развитие самостоятельной творческой активности.

Цель проекта : Создание условий для обогащения знаний об особенностях сибирского кедра, узнать какое место кедровая сосна занимает в жизни человека и в народной медицине, изучить особенности выращивания ростка кедра в домашних условиях, развитие творческих способностей воспитанников, воспитание любви и бережному обращению к живой природе.

Задачи проекта:

1. Обогащать и закреплять знания об особенностях сибирской кедровой сосны.

2. Выяснить, какое место занимает кедровая сосна в жизни человека, и применение её в народной медицине.

3. Выяснить, можно ли вырастить из кедрового орешка росток кедровой сосны в домашних условиях.

4. Развивать способность к познавательной деятельности. Учить находить сведения об объекте исследования, используя различные источники информации (взрослые, энциклопедии, компьютер, телепередачи) .

5. Развивать восприятие, мышление, речь в процессе поисковой деятельности и составлении рассказа о кедре.

Результаты проекта:

1. Умение находить сведения совместно с родителями по данной теме (например, что росток кедра может вырасти в домашних условиях) , это позволило узнать, как выращивают кедр в промышленной посадке, в питомнике. Консультацию провела агроном по лесоустроению Лесного хозяйства по Иркутской области Викулова Галина Кимовна.

2. Огромное желание научиться выращивать в домашних условиях из орешка росток кедра.

3. Использование различных источников информации, помогло узнать о тайнах кедра, как правильно вырастить росток кедра, обогатить связный рассказ ребёнка по теме проекта.

4. Тесное сотрудничество педагога и семьи значительно помогло развитию творческой активности ребёнка.

5. Проект позволил развить чувство уважения к живой природе и бережное отношение к кедру.

ПРОЕКТ: «Как вырастить в домашних условиях из кедрового орешка росток кедра».

Руководитель проекта : Ящишина Елена Владимировна.

Участники проекта : дети, родители.

Возраст ребёнка, на которого рассчитан проект : 6-й год жизни.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Образовательная область, в рамках которой проводится работа по проекту : познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.

Форма проведения : беседы, исследование, наблюдение, совместная и самостоятельная деятельность ребёнка.

Продолжительность: долгосрочный, 5 месяцев.

Цель-результат: сообщение на тему: «Как вырастить в домашних условиях из кедрового орешка росток кедра», фотопрезентация исследования.

Этапы проекта:

1 Этап.

Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.

Проведение предварительной работы по теме «Как вырастить в домашних условиях росток кедра». С детьми был проведён цикл бесед о происхождении кедра, о кедровом орехе как ценнейшем пищевом продукте, какое место занимает кедровая сосна в жизни человека, и применение её в народной медицине.

Постановка проблемного вопроса, мотивация к реализации проекта:

Что ещё интересного, нового, неизвестного ты бы мог рассказать о кедре?

Проблемы вопрос: как можно в домашних условиях из кедрового орешка вырастить росток кедра?

Составление и обсуждение со всеми участниками проекта (воспитанник, родители, воспитатель) поэтапного плана работы, создание банка идей и предложений. Выбор источников информации.

2 этап.

Организация исследования в рамках проекта.

Деятельность по реализации проекта

Занятие-беседа, чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций кедра и его семян, использование интернет - ресурсов.

Беседы «Кедровая сосна в жизни человека и в народной медицине», «Лечебные свойства кедровой смолы», «Сибирский кедр - богатство России», «Воздух в кедровых насаждениях», «Полезные свойства кедрового масла».

Экскурсии в хвойный лес на территории дворца культуры «Современник», и территории детского сада.

Подбор и чтение легенд, историй и стихотворений посвящённые Сибирскому кедру.

Изучение народных примет о тайнах кедра.

Консультация специалиста лесного хозяйства по Иркутской области.

Проведение исследования «как в домашних условиях можно из кедрового орешка вырастить росток кедра, чтоб собирать урожай прямо возле дома.

Наблюдение за экспериментом.

Фиксирование результатов исследования в дневнике наблюдений.

Обобщение результатов эксперимента.

Обсуждение и составление рассказа «Как вырастить из кедрового орешка росток кедра в домашних условиях».

Оформление и показ фотовыставки по теме для детей и родителей.

Составление лозунгов о защите кедра всеми участниками проекта.

Практическая часть:

Подробней ped-kopilka.ru

Проект «Невидимка, который нужен всем» (старшая группа, долгосрочный, информационно-исследовательский) - Детсад Клуб

Тип проекта: Информационно-исследовательский.

Участники проекта: Воспитатель старшей группы Генералова В. И. Родители. Дети старшей группы (возраст 5-6 лет) .

Образовательная область: Познание. Мир природы. Безопасность.

Проблема: Что такое воздух? Какими свойствами обладает?

Гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет», «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет».

Цель: С помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

4. Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе. Развивать экологическое сознание.

Планируемые результаты:

После завершения проекта дошкольники смогут:

Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми) .

Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми) .

Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми) .

Проявлять элементарные навыки рационального природопользования.

Краткое содержание проекта:

Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Программа «Детство», образовательные области «Познание», «Здоровье», «Коммуникация». Может быть реализован с детьми 5-7 лет.

В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха, его значения в жизни человека, у детей формируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы.

В ходе работы над проектом дети также ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?»

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный.

Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы) . Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т.д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи.

Обобщение и уточнение представлений детей о функциях и свойствах воздуха. (Чтение художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями) .

Анкетирование родителей по данной проблеме.

Диагностика знаний детей на начало проекта.

2 этап: основной.

Организация работы над проектом.

Теоретическая часть: составление перспективно-тематического плана работы с детьми, разработка конспектов и описание проведения опытов; создание фильма «Ветер «добрый» и «злой», консультирование родителей по теме « Эксперимент в детском саду и дома».

Практическая часть:

1. Занятия по экологическому воспитанию (в рамках программы «Детство») .

2. Игры-эксперименты по данной проблеме.

3. Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты) , коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы) .

3 этап: заключительный. «Презентация проекта».

Представление результатов проекта в МБДОУ в виде:

Творческая презентация с участием детей «Эксперименты с воздухом».

Конспекта итогового занятия с детьми «Что мы знаем о воздухе».

Сравнительная диагностика знаний детей по данной проблеме на начало и конец проекта.

Оформление информационно-исследовательского проекта «Невидимка, который нужен всем» для участие в республиканском конкурсе «Новое в образовании».

Краткое описание проекта:

Описание методов оценивания.

В начале проектной деятельности (сентябрь) педагогом уточняются представления дошкольников о свойствах воздуха, проводится оценка первоначальных представлений детей старшего дошкольного возраста (диагностика) . Обсуждаются вопросы, на которые дети хотели бы получить ответ, составляется план проведения проекта, который предусматривает активное участие взрослых и детей, разрабатывается перспективно-тематический план по данной проблеме.

После завершения работы над проектом проводится его презентация, на которой демонстрируются результаты исследований по изученной теме.

Оценивание результативности данного метода работы с детьми старшего дошкольного возраста (февраль - сравнительная диагностика) . Оценивается уровень сформированности представлений у детей о воздухе.

Описание форм образовательной деятельности.

Сентябрь

Проект начинается с обобщения и уточнения представление детей о функциях и свойствах воздуха (диагностика на начало проекта) . Заложить в детях представления о том, что людям необходим воздух для жизни.

Проведение анкетирования для родителей по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в детском саду» и обобщение результатов.

Воспитатель проводит консультацию для родителей «Эксперимент в детском саду и дома», где уточняет важность проектной деятельности в работе с дошкольниками.

Знакомство с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддержать и развить интерес у ребёнка к исследованиям, опытам, открытиям.

Расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, не имеет вес.

На первоначальном этапе работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства - невидимость. Дети проводят опыт и делают вывод.

Для чего нам нужен воздух? Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох, и затем выдох. Воздух нам нужен, чтобы дышать.

Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Имеет ли свой запах воздух? Дидактическая игра «Узнай по запаху». Дети проводят игру и делают соответствующие выводы, что если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет.)

Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами. Предложить детям взвесить воздух и как это можно сделать при помощи весов.

Воспитатель рассказывает детям, что воздух можно взвесить и другим методом. Дети проверяют это на практике и делают вывод, что воздушные шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? Отвечая на этот вопрос и проводя опыт, было установлено, что мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть.

Рассказ воспитателя «Первый воздушный шар». Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это было очень давно, в 1983 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги.

Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался восемь минут.

После стали летать и люди, - первый человек летал двадцать пять минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта.

Воспитатель предлагает надуть шарик с помощью насоса.

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать.

Все ответы обобщаются и совместно с детьми делается вывод.

Взрослый помогает детям обнаружить воздух в предметах. После провидения опыта дети обсуждают, что это (воздух) ; откуда он взялся (вода вытеснила воздух) . Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.) .

Предложить детям самостоятельно с помощью предметов доказать, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно. Делают вывод.

Предложить детям в помещении обнаружить атмосферное давление. Воспитатель показывает опыт, дети повторяют и делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление) .

Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Воспитатель предлагает детям объяснить результаты опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении действий.

С помощью опытов закрепить у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Обобщаются результаты исследований. Проводиться самостоятельная работа в уголке – лаборатории.

Познакомить детей с причинами возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Опытным путем доказать, что ветер- это движение воздуха.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним прохода не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

Как вы догадались, что это ветер? Что такое ветер? Почему он дует?

Дети делают опыт с помощью воспитателя и обобщают.

Как мы можем определить, есть ли на улице ветер? (По деревьям, с помощью вертушки, ленточки, флюгера на дому.)

Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, ураган, южный, северный.)

Дети на улице проводят опыт и делают соответствующие выводы. Дети предварительно на занятии по конструированию изготавливали вертушки.

Ветер- это движение воздуха. Для этого опыта используются веера, сделанные заранее ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны?

Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Вывод: ветер - это движение воздуха.

Обобщаются результаты исследований. Открытое мини-занятие по экологии для родителей на тему «Ветер».

Предложить ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Шарики натирают шерстяной варежкой.

Постепенно приближают один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры (опыт выполняется в темной комнате совместно со взрослыми) .

Познакомить детей с таким явлением как цунами, рассказать что это, и чем цунами опасен для человека. Предложить детям опытным путем доказать это.

Познакомить детей с природным явлением «Песчаная буря». Для проведения этого опыта воспитатель показывает иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы, предлагает рассмотреть её перед началом работы. Вопросы детям: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушиваются, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта) .

Показ фильма «Ветер - «добрый и злой».

Сравнить с детьми свойства воды и воздуха. С помощью опытов найти сходство и различия. (Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.)

Обнаружить с детьми, что воздух легче воды; выяснить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. Дети проводят опыт и в конце делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно провести опыт с игрушками наполненными воздухом и еще раз доказать, что воздух легче воды.

Выявить с детьми, что воздух легче воды, имеет силу. Воспитатель проводит опыт и определяет, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самостоятельно.

Презентация проекта «Невидимка, который нужен всем».

Итоговое занятие с детьми « Что мы знаем о воздухе».

Практическая значимость проекта:

для общества – ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме;

для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств.

После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучения воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятие воздух, его свойствах, причинах возникновения ветра, что такое холодный сжатый и теплый расширенный воздух. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту были:

Опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет»;

Подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.

Из опыта работы по организации исследовательской деятельности с дошкольниками

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Проектно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности.

Работа педагогов дошкольников по внедрению проектно-исследовательской деятельности в нашем учреждении велась под руководством старшего воспитателя детского сада и началась с изучения методов и приемов специальной литературы, знакомства с опытом работы в этом направлении.

На следующем этапе была организована совместная работа пеадгогов, детей и родителей по созданию проектов, определены цели и задачи проектно-исследовательской деятельности.

Цель : формирование у дошкольников основ исследовательского поведения, развитие творческого мышления, воображения, фантазии.

Задачи:

  • Повышение уровеня познавательной активности детей;
  • Развития коммуникативных и творческих навыков;
  • Воспитания умения работать в коллективе.

Психолого-педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности осуществлял педагог-психолог, который работал надраскрытием эмоционального, интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, осуществлял планомерное и последовательное изучение уровней развития на всех возрастных этапах. Он способствовал созданию условий для успешного взаимодействия в образовательной среде педагогов, воспитанников и родителей.

Направления психолого-педагогического сопровождения:

  • Поисково-педагогическое обеспечение экспериментальной работы, отслеживание результатов психологического развития воспитанников;
  • Обеспечение психологической комфортности участников образовательного процесса и возможности выбора сфер самореализации;
  • Консультативная и информационная поддержка участников проектной деятельности.
  • Диагностика;
  • Развивающая деятельность.

В ходе практической деятельности педагогическим коллективом детского сада были найдены наиболее оптимальные формы организации исследовательской деятельности с дошкольниками:

  • Занятия - экспериментирования

Подробней dohcolonoc.ru

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Магнит и его удивительные свойства»

Цель: развивать познавательную активность, умение экспериментальным путем подтверждать или опровергать полученную информацию.

Познакомить детей с магнитом - металл обладающий магнитными свойствами.

Познакомить детей со свойствами магнита - притягивает металлические предметы, может действовать через преграду (воду, бумагу, песок) .

Развивать навыки исследовательской деятельности, анализирующее восприятие, логическое мышление.

Развивать речевую активность: умение выдвигать предположения гипотезы, выражать в речи результаты действий.

Найти применение магнита в жизни людей, выявить его положительное и отрицательное воздействие.

Материал: магниты(маленькие и большие), мелкие предметы из разных материалов, ёмкости с водой, скрепки, компас.

Интеграция: ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Безопасность», ОО «Социализация»

Технологии: экспериментально-поисковая, игровая.

Ход занятия:

Ребята, сегодня по дороге в детский сад мне передали письмо и шкатулку. Мы с вами прочитаем письмо и попробуем отгадать что в этой шкатулке? (читаем письмо)

Чтобы понять что лежит в этой шкатулке вам нужно отгадать загадку:

Этот камень не простой,

Он с изюминкой одной.

Может двигать он предметы

И притягивать железо.

Вы ребята не спешите

Этот камень назовите. (правильно ребята это магнит). А что такое магнит и для чего он нужен кто-то знает? (ответы детей). Чтобы нам узнать что же интересного умеет делать магнит давайте проведём опыты.

Опыт № 1 « Достать скрепку из воды не замочив руки ».

У вас на столах есть ёмкость с водой, подвиньте её к себе. Так же у вас есть чашечки с раздаточным материалом (скрепки). Возьмите скрепку и опустите её в воду. Возьмите магнит, он поможет нам вытащить скрепку из воды не замочив руки. Сделайте вывод: (магнит действует через стенки ёмкости и воду) .

Физкультминутка

Ребята, а сейчас вы все будете зайчиками. Согласны? Зайчикам не будет скучно,
Сделаем зарядку дружно?
Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок-скок - скок.
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляйте детки шаг,
Шаг на месте, стой!
Вот так!

Опыт № 2 «Всё ли притягивает магнит? » Подвиньте тарелки с раздаточным материалом к себе. Посмотрите внимательно из чего сделаны предметы? (из стали, металла и т.д.). Но металл бывает разный, давайте возьмём магнит и узнаем все ли металлы притягиваются к нему? 1 группа- предметы которые притягиваются.

2 группа- предметы которые не притягиваются.

Какие предметы притягивает магнит? (перечислить)

Почему не притянул монетку из металла? (алюминий)

Вывод: Притягивает предметы из стали и железа.

А сейчас я вам покажу, что магнит не всегда полезен, а даже может навредить, если его использовать не по назначению. Что это? (показываю компас)

Пусть дети выскажут свои предположения о том, что произойдет, если к компасу поднести магнит? - Что будет со стрелкой? Изменит ли она свое положение?

Проверить предположения детей экспериментально. Поднеся магнит к компасу, дети увидят, что стрелка компаса движется с магнитом.

Объясните наблюдаемое: магнит, который приблизился к магнитной стрелке, влияет на нее сильнее, чем земной магнетизм; стрелка-магнит притягивается к магниту, более сильно действующему на нее по сравнению с Землей.

Уберём магнит и увидим, что компас стал показывать стороны горизонта неверно.

Закрепить с детьми, что такие «фокусы» с магнитом вредны для компаса - его показания «сбиваются».

магнит вреден и для многих приборов, железо или сталь которых могут намагнититься и начать притягивать разные железные предметы. Из-за этого показания таких приборов становятся неверными.

Магнит вреден для аудио- и видеокассет: и звук, и изображение на них могут испортиться, исказиться.

Оказывается, и для человека тоже вреден очень сильный магнит, поскольку и у человека, и у животных в крови есть железо, на которое магнит действует, хотя этого и не чувствуется.

Если сильный магнит поднести к экрану включенного телевизора, то изображение исказится, возможно, пропадет цвет. после того, как магнит уберут, и то, и другое должно восстановиться.

Обратите внимание на то, что такие эксперименты опасны для «здоровья» телевизора еще и потому, что магнитом можно нечаянно поцарапать экран или даже разбить его.

А где же можно использовать магнит?

В медицине, бытовая техника, внутри двигателей, в автомобиле, даже в игрушках; нет области в деятельности человека, где бы не использовался магнит.

Вывод:Сегодня мы посмотрели с вами магниты большие и маленькие. Узнали о их свойствах, о каких свойствах магнита мы узнали?

Мы теперь знаем, что магнит притягивает к себе предметы из стали и железа; что большой и маленький магнит отличаются силой притяжения; узнали всегда ли магнит приносит пользу или может навредить? ; где используется магнит?